Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
Отличие некоммерческих организаций от прочих организаций можно квалифицировать по двум основным признакам: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и они не распределяют полученную прибыль между участниками. Тот факт, что НКО не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями2 является критерием, позволяющим достаточно четко разделять некоммерческие и коммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций всегда направлена на получение прибыли и на ее распределение между собственниками (участниками, учредителями, товарищами, акционерами и т.п.).
Введение. Основные характеристики некоммерческих организаций 6
1. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с налогообложением некоммерческих организаций 22
1.1. Налогообложение доходов некоммерческих организаций налогом на прибыль (включая вопросы определения состава доходов НКО, учитываемых в целях налогообложения, вопросы налогового режима для грантов, пожертвований, прочих видов целевого финансирования и целевых поступлений, прочие вопросы) 23
Регистрация иностранных доноров (благотворителей) 27
Ограничение сфер деятельности НКО, на финансирование которых может оказываться финансовая (благотворительная) поддержка без налоговых последствий 29
Налогообложение не использованных в налоговом периоде средств целевого финансирования 32
Проблема налогообложения источников формирования имущества НКО, формирование целевого капитала (эндаумента, endowment) 33
1.2. Подходы к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в целях налогообложения налогом на прибыль организаций 44
1.3. Проблемы налогообложения операций некоммерческих организаций налогом на добавленную стоимость (включая вопросы определения объекта налогообложения НДС) 50
1.4. Прочие проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций (включая вопросы налогообложения НКО прочими налогами, вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений) 52
Проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций налогом на имущество и недвижимость 52
Вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений 54
Налогообложение доноров (благотворителей) 56
Проблемы, связанные с налогообложением доходов физических лиц 57
2. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций 62
2.1. Сопоставление условий регулирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных некоммерческих организаций при предоставлении социальных услуг (включая вопросы, связанные с планируемой реформой государственных (муниципальных) учреждений) 62
2.2. Состояние административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций (включая вопросы регулирования безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия) Российской Федерации) 82
Изменения в порядке регистрации НКО и отчетности 83
Регулирование предоставления грантов и безвозмездной (технической) помощи зарубежными организациями 87
Гражданский (общественный) контроль 90
3. Анализ теоретических подходов и лучшей практики зарубежных государств в области регулирования деятельности и налогообложения некоммерческих организаций 94
3.1. Теоретические аспекты деятельности некоммерческих организаций 94
3.2. Особенности некоммерческих организаций, требующие учета при совершенствовании системы налогообложения 111
Особенности некоммерческих организаций, существенные при выборе налогового режима 112
Проблемы теоретического характера, связанные с налогообложением некоммерческих организаций разными видами налогов 121
3.3. Определения и классификации некоммерческих организаций, принятые в международной практике 128
Определения некоммерческих организаций, принятые в международной практике 131
Классификации некоммерческих организаций 132
3.4. Опыт зарубежных стран в области налогообложения некоммерческих организаций 146
Практика налогообложения некоммерческих организаций в развитых зарубежных странах 146
Налогообложение некоммерческих организаций в странах Центральной и Восточной Европы 166
4. Разработка подходов к решению выявленных проблем и устранению имеющихся недостатков, а также концептуальных предложений по совершенствованию российского законодательства в области регулирования некоммерческих организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу 181
4.1. Вопросы регулирования налогообложения некоммерческих организаций 184
Анализ возможных подходов к налогообложению некоммерческих организаций 184
Основания использования особого режима по налогу на прибыль организаций для НКО 189
Освобождение некоммерческих организаций от исчисления и уплаты налога на прибыль 198
Предложения по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения НДС 236
Освобождение от налогообложения имущества, недвижимости 239
Предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц и единого социального налога 241
Налогообложение доноров и благотворителей 242
4.2. Общие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций 248
Расширение числа организационно-правовых форм НКО, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций 248
Расширение форм благотворительной деятельности 249
Регулирование структуры органов управления и порядка управления некоммерческими организациями 249
Прочие предложения 250
4.3. Вопросы снижения административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций 251
4.4. Прочие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций, включая разработку предложений по совершенствованию механизмов нормативно-правового регулирования механизмов гражданского (общественног
В рамках данного
раздела будут рассмотрены
Российский режим налогообложения средств, полученных НКО в виде финансовой поддержки, в том числе благотворительной, различается в зависимости от обстоятельств. Прежде всего, это связано с проблемами налогообложения, связанными с необходимой регистрацией иностранных доноров и благотворителей, законодательным ограничением сфер деятельности некоммерческих организаций, на финансирование которых может предоставляться безналоговая финансовая поддержка, проблем налогообложения, возникающих при неполном использовании в течение налогового периода средств целевого финансирования, вопросами обеспечения равенства режимов налогообложения деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями за счет различных источников – сметного бюджетного финансирования и целевого небюджетного финансирования, и другими обстоятельствами. Речь идет, в частности, о таких поступлениях в виде финансовой поддержки НКО как безвозмездная (техническая) помощь, гранты, пожертвования, целевые поступления на благотворительную деятельность, а также иные целевые поступления. Рассмотрим подробнее указанные виды поступлений.
В соответствии
с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 Налогового
кодекса при определении
Удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), должно быть выдано в соответствии с Порядком регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 г. № 1046. Документом, подтверждающим принадлежность средств к гуманитарной помощи, является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 г. № 1335.
Для непосредственного получателя зарегистрированной безвозмездной помощи полученные в ее рамках средства не включаются в базу налога на прибыль организаций. Средства, полученные НКО за выполненные работы (оказанные услуги) в рамках проекта безвозмездной помощи, осуществляемого за счет средств помощи (содействия) по контрактам, заключенным с получателем этой помощи, являются выручкой от реализации продукции (работ, услуг) НКО и включаются в базу налога на прибыль.
В соответствии
с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового
кодекса при определении
- предоставление
грантов на безвозмездной и
безвозвратной основах
- использование
средств на условиях, определяемых
грантодателем, с обязательным
предоставлением получателем
В соответствии
с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 Налогового
кодекса при определении базы
налога на прибыль организаций не
учитываются целевые
К таким целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Так, в соответствии с Гражданским кодексом пожертвования делаются в общеполезных целях12; могут направляться лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству (и его субъектам). НКО, принявшее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести раздельный (обособленный) учет всех операций по использованию такого имущества. Однако такое определение носит оценочный характер.
В соответствии
с подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 Налогового
кодекса к целевым поступлениям
на содержание некоммерческих организаций
и ведение ими уставной деятельности,
которые не учитываются при определении
базы налога на прибыль организаций,
относятся также средства и иное
имущество, которые получены на осуществление
благотворительной
- социальной
поддержки и защиты граждан,
включая улучшение
- подготовки
населения к преодолению
- оказания
помощи пострадавшим в
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия
деятельности в сфере
- содействия
деятельности в сфере
- содействия
деятельности в сфере
- охраны окружающей
природной среды и защиты
- охраны и
должного содержания зданий, объектов
и территорий, имеющих историческое,
культовое, культурное или
Направление
денежных и других материальных средств,
оказание помощи в иных формах коммерческим
организациям, а также поддержка
политических партий, движений, групп
и кампаний благотворительной
К иным целевым поступлениям, которые не учитываются при определении базы налога на прибыль организаций, относится имущество, безвозмездно полученное образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности (подпункт 22 пункта 1 статьи 251); наследство (подпункт 2 пункта 2 статьи 251); бюджетные средства (подпункт 3 пункта 2 статьи 251); поступления от собственников созданным ими учреждениям (подпункт 7 пункта 2 статьи 251); и некоторые другие.
Если донором является иностранное лицо, то для того, чтобы полученные НКО средства можно было считать безвозмездной помощью или грантом и, соответственно, использовать режим целевого финансирования13, предполагающий исключение полученных средств из базы налога на прибыль, необходима специальная государственная регистрация иностранного лица. Такая регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации». Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 923. Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1046.
Если иностранное лицо (донор) не входит в указанный перечень или соответствующий проект (программа) не зарегистрирован в соответствии с указанным порядком, то сумма переданных иностранным донором грантов включается в состав внереализационных доходов НКО и подлежит налогообложению налогом на прибыль.
Единственным
исключением из этого правила
является случай, при котором доходы
некоммерческой организации формируются
не за счет целевого финансирования, а
за счет целевых поступлений от иностранных
благотворителей, которые не учитываются
при определении налоговой базы
по налогу на прибыль для некоммерческих
организаций. В основном, норма о
целевых поступлениях некоммерческих
организаций (пункт 2 статьи 251 Налогового
кодекса Российской Федерации) относится
к поступлениям вступительных и
членских взносов, бюджетных перечислений
государственным внебюджетным фондам,
однако применительно к пожертвованиям
негосударственным
Безвозмездная
передача средств и имущества
может быть произведена либо путем
пожертвования, либо путем дарения.
Поскольку от налогообложения освобождаются
только пожертвования, эти понятия
необходимо разграничивать. В соответствии
со статьей 582 Гражданского кодекса
РФ пожертвованием признается дарение
вещи или права в общеполезных
целях. При этом пожертвования могут
делаться гражданам, лечебным, воспитательным
учреждениям, учреждениям социальной
защиты и другим аналогичным учреждениям,
благотворительным, научным и учебным
учреждениям, фондам, музеям и другим
учреждениям культуры, общественным
и религиозным организациям, а
также государству (государственным
органам Российской Федерации, субъектов
Федерации и муниципальных
Информация о работе Основные характеристики некоммерческих организаций