Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
Отличие некоммерческих организаций от прочих организаций можно квалифицировать по двум основным признакам: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и они не распределяют полученную прибыль между участниками. Тот факт, что НКО не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями2 является критерием, позволяющим достаточно четко разделять некоммерческие и коммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций всегда направлена на получение прибыли и на ее распределение между собственниками (участниками, учредителями, товарищами, акционерами и т.п.).
Введение. Основные характеристики некоммерческих организаций 6
1. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с налогообложением некоммерческих организаций 22
1.1. Налогообложение доходов некоммерческих организаций налогом на прибыль (включая вопросы определения состава доходов НКО, учитываемых в целях налогообложения, вопросы налогового режима для грантов, пожертвований, прочих видов целевого финансирования и целевых поступлений, прочие вопросы) 23
Регистрация иностранных доноров (благотворителей) 27
Ограничение сфер деятельности НКО, на финансирование которых может оказываться финансовая (благотворительная) поддержка без налоговых последствий 29
Налогообложение не использованных в налоговом периоде средств целевого финансирования 32
Проблема налогообложения источников формирования имущества НКО, формирование целевого капитала (эндаумента, endowment) 33
1.2. Подходы к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в целях налогообложения налогом на прибыль организаций 44
1.3. Проблемы налогообложения операций некоммерческих организаций налогом на добавленную стоимость (включая вопросы определения объекта налогообложения НДС) 50
1.4. Прочие проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций (включая вопросы налогообложения НКО прочими налогами, вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений) 52
Проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций налогом на имущество и недвижимость 52
Вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений 54
Налогообложение доноров (благотворителей) 56
Проблемы, связанные с налогообложением доходов физических лиц 57
2. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций 62
2.1. Сопоставление условий регулирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных некоммерческих организаций при предоставлении социальных услуг (включая вопросы, связанные с планируемой реформой государственных (муниципальных) учреждений) 62
2.2. Состояние административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций (включая вопросы регулирования безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия) Российской Федерации) 82
Изменения в порядке регистрации НКО и отчетности 83
Регулирование предоставления грантов и безвозмездной (технической) помощи зарубежными организациями 87
Гражданский (общественный) контроль 90
3. Анализ теоретических подходов и лучшей практики зарубежных государств в области регулирования деятельности и налогообложения некоммерческих организаций 94
3.1. Теоретические аспекты деятельности некоммерческих организаций 94
3.2. Особенности некоммерческих организаций, требующие учета при совершенствовании системы налогообложения 111
Особенности некоммерческих организаций, существенные при выборе налогового режима 112
Проблемы теоретического характера, связанные с налогообложением некоммерческих организаций разными видами налогов 121
3.3. Определения и классификации некоммерческих организаций, принятые в международной практике 128
Определения некоммерческих организаций, принятые в международной практике 131
Классификации некоммерческих организаций 132
3.4. Опыт зарубежных стран в области налогообложения некоммерческих организаций 146
Практика налогообложения некоммерческих организаций в развитых зарубежных странах 146
Налогообложение некоммерческих организаций в странах Центральной и Восточной Европы 166
4. Разработка подходов к решению выявленных проблем и устранению имеющихся недостатков, а также концептуальных предложений по совершенствованию российского законодательства в области регулирования некоммерческих организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу 181
4.1. Вопросы регулирования налогообложения некоммерческих организаций 184
Анализ возможных подходов к налогообложению некоммерческих организаций 184
Основания использования особого режима по налогу на прибыль организаций для НКО 189
Освобождение некоммерческих организаций от исчисления и уплаты налога на прибыль 198
Предложения по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения НДС 236
Освобождение от налогообложения имущества, недвижимости 239
Предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц и единого социального налога 241
Налогообложение доноров и благотворителей 242
4.2. Общие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций 248
Расширение числа организационно-правовых форм НКО, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций 248
Расширение форм благотворительной деятельности 249
Регулирование структуры органов управления и порядка управления некоммерческими организациями 249
Прочие предложения 250
4.3. Вопросы снижения административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций 251
4.4. Прочие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций, включая разработку предложений по совершенствованию механизмов нормативно-правового регулирования механизмов гражданского (общественног
Помимо перечисленных вопросов
в ходе анализа действующей правовой
среды налогообложения
По результатам
исследования мы представим концепцию
совершенствования российского
гражданского и налогового законодательства
в части регулирования
На основании
анализа возможных подходов к
совершенствованию
В качестве основного
подхода, предлагаемого для
Понимая то обстоятельство, что введение полного освобождения от налогообложения налогом на прибыль даже некоторых некоммерческих организаций может в современных условиях восприниматься лицами, принимающими решения, как достаточно радикальная мера, в работе также предлагаются альтернативные варианты изменения налогового режима в отношении прибыли некоммерческих организаций, включающие освобождение от налогообложения не всей, а части прибыли некоммерческих организаций, направляемой на развитие уставной деятельности организации и капитальные вложения. Также рассматривается вариант освобождения от налогообложения доходов от пассивных инвестиций некоммерческих организаций и формулируются предложения в отношении изменения действующего порядка регистрации проектов и программ технической помощи Российской Федерации.
Также будут
рассмотрены возможные
Прежде чем перейти к анализу проблем, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций и вопросов налогообложения, проведем краткий анализ основных характеристик и основных особенностей некоммерческих организаций.
Широкое развитие сектора некоммерческих организаций может быть объяснено тем, что в ряде отраслей для потребителей крайне важно отсутствие ориентации некоммерческих организация на получение прибыли1. Эта особенность НКО, во-первых, облегчает для них получение государственных и частных субсидий, что снижает расходы потребителей на оплату соответствующих услуг. Во-вторых, ожидаемое потребителями поведение, в частности, врачей или учителей не связано с мотивом получения прибыли или личного обогащения. Предполагается, что в этих сферах выбираются такие решения, которые, прежде всего, соответствуют интересам больного или обучающегося и не направлены на личное обогащение.
Отличие некоммерческих организаций от прочих организаций можно квалифицировать по двум основным признакам: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и они не распределяют полученную прибыль между участниками.
Тот факт, что НКО не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями2 является критерием, позволяющим достаточно четко разделять некоммерческие и коммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций всегда направлена на получение прибыли и на ее распределение между собственниками (участниками, учредителями, товарищами, акционерами и т.п.).
Некоммерческие
организации представляют собой
достаточно разнородную группу, включающую
в себя организации защиты прав человека,
образовательные, медицинские организации,
политические партии, частные клубы,
общества взаимопомощи, фонды, профсоюзы,
религиозные объединения, различного
рода кооперативы и т.д. Уже в
силу такой разнородности
НКО могут
создаваться в виде целого ряда организационно-правовых
форм, включая фонды, корпорации, ассоциации
и объединения, кооперативы. Партнерства
и товарищества (особенно с правами
участников на имущество организации
после ее ликвидации) обычно не являются
общепринятыми организационно-
Основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций в России предусмотрены статьей 50 ГК РФ, статьями 116-123 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 3
Рассмотрим немного подробнее основные формы и виды российских некоммерческих организаций, а также особенности их правового статуса. В соответствии с законодательством правовое регулирование некоторых некоммерческих организаций осуществляется не одним, а сразу несколькими законодательными актами. Такое регулирование означает, что одна и та же форма некоммерческих организаций или вид может регулироваться одновременно разными нормативными правовыми актами. Речь, в первую очередь, идет о благотворительных организациях и о религиозных объединениях. В этих случаях основное регулирование осуществляется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и соответствующим законом в связи с осуществляемым видом деятельности. Причем профильным законом может предусматриваться и перечень организационно-правовых форм для соответствующего вида деятельности.
В соответствии
с российским законодательством
выделяются следующие организационно-
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Их участники не несут субсидиарной ответственности, даже в рамках своих взносов. Однако при этом участники не сохраняют прав на переданное организации имущество и уплаченные взносы.
Фонды
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Некоммерческие партнерства
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Имущество, переданное
некоммерческому партнерству
Учреждения
Учреждением
признается организация, созданная
собственником для
Собственник – учредитель, как правило, сохраняет права на переданное имущество либо вводит особый режим распоряжения. При этом собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.
Автономные учреждения (новая организационно-правовая форма)4
Автономным
учреждением признается организация,
созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ,
оказания услуг в целях осуществления
предусмотренных
Потребительские кооперативы
Потребительским
кооперативом признается добровольное
объединение граждан и
Члены потребительского кооператива сохраняют право на переданные взносы и несут солидарно субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческие
организации в целях
Участники объединений могут нести субсидиарную ответственность по их обязательствам пропорционально сделанным взносам, при определенных законом и учредительными документами случаям.
Религиозные организации (объединения)
Участники (члены) религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Однако, при этом, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений).
Благотворительные организации
Благотворительной
организацией является неправительственная
(негосударственная и
При превышении
доходов благотворительной
Под благотворительной
деятельностью в соответствии с
Федеральным законом от 11 августа
1995 г. № 135-ФЗ понимается добровольная
деятельность граждан и юридических
лиц по бескорыстной (безвозмездной
или на льготных условиях) передаче
гражданам или юридическим
Благотворительные
организации создаются в формах
общественных организаций (объединений),
фондов, учреждений и в иных формах,
предусмотренных федеральными законами
для благотворительных
Информация о работе Основные характеристики некоммерческих организаций