Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
Отличие некоммерческих организаций от прочих организаций можно квалифицировать по двум основным признакам: извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, и они не распределяют полученную прибыль между участниками. Тот факт, что НКО не вправе распределять полученную прибыль между своими учредителями2 является критерием, позволяющим достаточно четко разделять некоммерческие и коммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций всегда направлена на получение прибыли и на ее распределение между собственниками (участниками, учредителями, товарищами, акционерами и т.п.).
Введение. Основные характеристики некоммерческих организаций 6
1. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с налогообложением некоммерческих организаций 22
1.1. Налогообложение доходов некоммерческих организаций налогом на прибыль (включая вопросы определения состава доходов НКО, учитываемых в целях налогообложения, вопросы налогового режима для грантов, пожертвований, прочих видов целевого финансирования и целевых поступлений, прочие вопросы) 23
Регистрация иностранных доноров (благотворителей) 27
Ограничение сфер деятельности НКО, на финансирование которых может оказываться финансовая (благотворительная) поддержка без налоговых последствий 29
Налогообложение не использованных в налоговом периоде средств целевого финансирования 32
Проблема налогообложения источников формирования имущества НКО, формирование целевого капитала (эндаумента, endowment) 33
1.2. Подходы к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в целях налогообложения налогом на прибыль организаций 44
1.3. Проблемы налогообложения операций некоммерческих организаций налогом на добавленную стоимость (включая вопросы определения объекта налогообложения НДС) 50
1.4. Прочие проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций (включая вопросы налогообложения НКО прочими налогами, вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений) 52
Проблемы, связанные с налогообложением некоммерческих организаций налогом на имущество и недвижимость 52
Вопросы обеспечения равенства налогового режима для негосударственных некоммерческих организаций и бюджетных учреждений 54
Налогообложение доноров (благотворителей) 56
Проблемы, связанные с налогообложением доходов физических лиц 57
2. Анализ российского законодательства и правоприменительной практики с целью выявления основных проблем, связанных с регулированием деятельности некоммерческих организаций 62
2.1. Сопоставление условий регулирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений и негосударственных некоммерческих организаций при предоставлении социальных услуг (включая вопросы, связанные с планируемой реформой государственных (муниципальных) учреждений) 62
2.2. Состояние административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций (включая вопросы регулирования безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия) Российской Федерации) 82
Изменения в порядке регистрации НКО и отчетности 83
Регулирование предоставления грантов и безвозмездной (технической) помощи зарубежными организациями 87
Гражданский (общественный) контроль 90
3. Анализ теоретических подходов и лучшей практики зарубежных государств в области регулирования деятельности и налогообложения некоммерческих организаций 94
3.1. Теоретические аспекты деятельности некоммерческих организаций 94
3.2. Особенности некоммерческих организаций, требующие учета при совершенствовании системы налогообложения 111
Особенности некоммерческих организаций, существенные при выборе налогового режима 112
Проблемы теоретического характера, связанные с налогообложением некоммерческих организаций разными видами налогов 121
3.3. Определения и классификации некоммерческих организаций, принятые в международной практике 128
Определения некоммерческих организаций, принятые в международной практике 131
Классификации некоммерческих организаций 132
3.4. Опыт зарубежных стран в области налогообложения некоммерческих организаций 146
Практика налогообложения некоммерческих организаций в развитых зарубежных странах 146
Налогообложение некоммерческих организаций в странах Центральной и Восточной Европы 166
4. Разработка подходов к решению выявленных проблем и устранению имеющихся недостатков, а также концептуальных предложений по совершенствованию российского законодательства в области регулирования некоммерческих организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу 181
4.1. Вопросы регулирования налогообложения некоммерческих организаций 184
Анализ возможных подходов к налогообложению некоммерческих организаций 184
Основания использования особого режима по налогу на прибыль организаций для НКО 189
Освобождение некоммерческих организаций от исчисления и уплаты налога на прибыль 198
Предложения по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения НДС 236
Освобождение от налогообложения имущества, недвижимости 239
Предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц и единого социального налога 241
Налогообложение доноров и благотворителей 242
4.2. Общие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций 248
Расширение числа организационно-правовых форм НКО, которые могут выступать в качестве благотворительных организаций 248
Расширение форм благотворительной деятельности 249
Регулирование структуры органов управления и порядка управления некоммерческими организациями 249
Прочие предложения 250
4.3. Вопросы снижения административных барьеров для деятельности некоммерческих организаций 251
4.4. Прочие вопросы регулирования деятельности некоммерческих организаций, включая разработку предложений по совершенствованию механизмов нормативно-правового регулирования механизмов гражданского (общественног
В соответствии
с федеральным законом «О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях»
В соответствии с российским законодательством не все общественно значимые сферы деятельности некоммерческих организаций считаются в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса теми сферами деятельности, которые могут поддерживаться донорами путем предоставления грантов без включения в базу налога на прибыль организации. В соответствии Налоговым кодексом РФ14 для того, чтобы не быть включенными в состав внереализационных доходов организации, гранты должны быть предоставлены на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, охраны здоровья населения (только по определенным направлениям – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований. Помимо этого, в базу налога на прибыль организаций, как уже упоминалось выше, не включаются целевые поступления в виде средств и имущества, полученного на осуществление благотворительной деятельности в соответствии с Законом о благотворительности.
Таким образом, в случае если поддержка в виде гранта предоставлена на осуществление программы в области охраны здоровья населения, где направление – это, например, профилактика гриппа, средства такого гранта включаются в базу налога на прибыль организаций, поскольку налоговое законодательства предусматривает детальный перечень, конкретных направлений охраны здоровья населения, не включающий профилактику гриппа. Или если некоммерческая организация получает благотворительную поддержку, например, на ведение деятельности по защите прав потребителей, правовую поддержку граждан, что может не признаваться благотворительной деятельностью, то такие средства также включаются в состав внереализационных доходов организации и соответственно – подлежат обычному порядку налогообложения.15
При этом согласно
общей логике налогообложения налогом
на прибыль, получаемый доход для
исчисления налогооблагаемой базы может
быть уменьшен на величину экономически
обоснованных расходов, связанных с
его получением. Однако поскольку
в обоих отмеченных случаях (как
получение гранта, так благотворительной
поддержки) внереализационные доходы
по существу являются пожертвованием
(дарением), а не доходом, то налоговые
органы могут трактовать ситуацию таким
образом, что расходы некоммерческих
организаций, финансируемые в том
числе за счет полученных безвозмездно
средств, не могут уменьшить
Аналогичная
налогу на прибыль ситуация складывается
при налогообложении
Таким образом,
для того, чтобы средства, поступающие
от донора (благотворителя), могли трактоваться
как пожертвование без
Кроме того, в соответствии с НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, как-то: вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности и ряд других поступлений. При этом работы и услуги, выполненные также безвозмездно для НКО, признаются внереализационным доходом и подлежат налогообложению (в отличие от денежных средств и имущества).
Также в некоторых
случаях простая передача имущества
некоммерческим организациям, которое
впоследствии будет использоваться
для ведения
Если на конец
налогового периода по налогу на прибыль
(календарный год) у НКО остались
средства, которые учитываются на
счете целевого финансирования и
которые не были истрачены на уставные
цели организации или более
Для НКО, не связанных
с благотворительной
Следует отметить,
что НКО вынуждены обращать особое
внимание на документальное оформление
получения пожертвований для
соблюдения налогового законодательства.
Во избежание претензий со стороны
налоговых органов договор
Неурегулированность налогового режима передачи имущественных взносов некоммерческим организациям, отчасти рассмотренные выше (включение в базу по налогу на прибыль неиспользованного остатка средств на конец налогового периода; назначение средств не на конкретные цели; обложение пассивных инвестиций и др.), препятствует практики формирования целевого капитала НКО. Рассмотрим подробнее изложенную проблему.
Согласно
статье 26 Закона «О некоммерческих организациях»
источниками формирования имущества
некоммерческой организации в денежной
и иных формах являются как регулярные
и единовременные поступления от
учредителей (участников, членов), так
и добровольные имущественные взносы
и пожертвования. При этом для
определения налоговой базы в
соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК
РФ не учитываются целевые
Минфин России (см., например, письмо от 27 апреля 2006 г. № 03-03-04/4/79) отмечает, что добровольные имущественные взносы не являются вступительными и членскими взносами, а также паевыми вкладами. Таким образом, вне зависимости от того, являются источником добровольных имущественных взносов члены НКО, основанной на членстве (например, некоммерческого партнерства или союза) или прочие лица, такие поступления подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль организации.
Здесь следует
отметить, что источник добровольных
имущественных взносов – обычно
лица, не входящие в число учредителей
и членов некоммерческой организации
(НКО, основанной на членстве). Такие
взносы являются добровольными, отношения
между получателем и лицом, передающим
имущество, являются дарением. На основании
п. 8 ст. 250 НК РФ безвозмездно полученное
имущество признается внереализационным
доходом. Если целевой взнос поступил
от члена НКО, например, на проведение
семинара, но не является членским или
вступительным взносом (на основании
учредительных документов организации),
то такой взнос может быть квалифицирован
как добровольный имущественный
взнос, не связанный с
Для избежания налогообложения необходимо, чтобы в первичных учетных документах основание поступления таких имущественных взносов (вкладов) учредителей и членов НКО были четко сформулированы с целью их идентификации как вступительного или членского взноса. Если же наличные денежные средства или иное имущество принимаются от лиц, не являющихся членами такой НКО (и не имеющих намерения вступить), то такие поступления22 также будут признаны внереализационными доходами и включены в налоговую базу по налогу на прибыль, несмотря на то, что направлены на уставную деятельность такой НКО. Вместе с тем, нам представляется, что добровольные имущественные взносы от любых лиц, в том числе членов (участников), и вступительные взносы членов (участников) некоммерческой организации по своей природе аналогичны пожертвованиям и имуществу, полученному в виде вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд) хозяйственных обществ, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом добровольные имущественные взносы членов некоммерческой организации и вступительные взносы членов имеют принципиальное отличие от членских взносов: имущественные вклады подлежат возврату члену организации в момент его выхода в пределах стоимости имущества, переданного им в качестве имущественного вклада, членские взносы при выходе из организации возврату не подлежат.
Помимо рассмотренных
проблем с определением понятия
имущественных взносов в
Информация о работе Основные характеристики некоммерческих организаций