Организация лесозаготовительных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации лесозаготовительной отрасли в содружестве с машиностроительными заводами создали большое количество моделей средств комплексной механизации и автоматизации производства, предназначенные для различных лесорастительных условий. Рассматриваемая техника и оборудование позволяет механизировать труд на лесозаготовках, от валки деревьев до их глубокой переработки.
На лесосечных работах широко применяются машины для валки деревьев (валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные, валочно-сучкорезно-раскряжёвочные), трелёвки древесины (машины для чокерной и бесчокерной трелёвки, погрузочно-транспортные машины и канатные трелёвочные установки для горных лесозаготовок), обрезки сучьев (самоходные сучкорезные, сучкорезно-раскряжёвочные машины), погрузки ( челюстные и стреловые лесопогрузчики, гидроманипулятор) и вывозки леса (лесовозные автомобили-тягачи, прицепы-роспуски, автомобили-сортиментовозы, прицепы-сортиментовозы, щеповозы и узкоколейные тепловозы).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Общие понятия об организации лесозаготовительного производства…4
2. Лесосечные работы………………………………………………………….5
2.1 Валка леса и обрезка сучьев……………………………………………….8
2.2 Раскряжевка…………………………………………………….…………..10
2.3 Трелевка леса……………………………………………………….………13
2.4 Погрузка леса…………………………………………………………….…14
3. Транспорт леса…………………………………………………………….…17
4. Нижний склад………………………………………………………………..20
5. Ремонтная база л/з предприятий…………………………………………....23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Организация лесозаг работ.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

При вывозке  сортиментов раскряжевка производится на лесосеке или лесопогрузочном пункте (верхнем складе). Такая технология применяется при вывозке непосредственно на склады потребителей, к мелким рекам с молевым сплавом древесины; при вывозке по дорогам с малым радиусом кривых или с крутыми подъемами и спусками; возможна также при выполнении рубок ухода, строительстве дорог, трасс под линии электропередач и т.д.

Для наилучшего использования древесины в народном хозяйстве необходимо, чтобы каждый хлыст был раскряжеван оптимально. Оптимальность раскряжевки определяется объемным выходом деловой древесины, выходом плановых сортаментов, товарным выходом сортаментов в денежном выражении. Увеличение объемного выхода сортаментов при раскряжевке хлыстов позволяет увеличить выпуск деловых сортаментов с 1 га площади леса. Выход плановых сортаментов гарантирует предприятию выполнение сортаментного плана. Товарный выход сортаментов определяется общей суммой денег, вырученной от их продажи.

При раскряжевке  хлыстов переносными моторными  инструментами применяется индивидуальный метод раскроя. Он заключается в визуальной оценке хлыста, его разметке на сортаменты. Разметка хлыстов должна производиться с учетом требования ГОСТа, товарного выхода лесоматериалов, сортаментного плана предприятия. При раскряжевке переносными пилами длину сортаментов размечают специальной мерной линейкой длиной 2 м с делениями через 0,1 м, диаметр измеряется мерной скобой. Метки наносят легким гонором или резцом. Иногда вальщик сам производит разметку. В этом случае на пиле устанавливается мерная рулетка, конец ленты которой крепится за комель хлыста.

Применение переносных моторных инструментов на раскряжевке хлыстов малоэффективно: низка производительность труда, значительна доля ручных работ, не исключена вероятность травматизма рабочих. Раскряжевка может выполняться многооперационными машинами на базе гусеничных или колесных тракторов.

Харвестер —  это мобильная многооперационная  лесозаготовительная машина для срезания и валки деревьев, очистки их стволов от сучьев и раскряжевки стволов на сортименты на лесосеке (в последние годы термин «харвестер» все шире используется вместо термина «валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина»). Харвестеры по принципу работы могут быть цикличного и непрерывного действия. Большинство эксплуатируемых харвестеров имеют механизм протаскивания непрерывного действия, выполненный в виде приводных: рябух (вальцов); гусениц; комбинации рябух и гусениц. По компоновке рабочих узлов харвестеры делятся на одностадийные и двухстадийные.

Одностадийные харвестеры имеют, как правило, харвестерную головку, навешиваемую на манипулятор, с помощью которого она наводится на дерево. Далее осуществляется срезание и валка дерева, протаскивание его через сучкорезные ножи с обрезкой сучьев, отмер длин и раскряжевка ствола дерева. Двухстадийный харвестер имеет два различных рабочих органа: захватно-срезающее устройство, навешиваемое на гидроманипулятор харвестера и осуществляющее захват, срезание, валку дерева и подачу его в сучкорезно-раскряжевочное устройство, монтируемое на раме харвестера, с помощью которого дерево очищается от сучьев и раскряжевывается на сортименты.

Форвардер — это погрузочно-транспортная машина манипуляторного типа для сбора на лесосеке и транспортировки сортаментов (термин «фор-вардер» в последние годы все чаще используется вместо термина «сортамен-товоз»).

КарНИИЛПом разработаны  две модификации отечественных  форвардеров ЛТ-189 и ЛТ-189М (полностью из комплектующих, производимых в России и Белоруссии) для несплошных рубок леса с заготовкой сортаментов на лесосеке.

Форвардер полностью соответствует  эколого-лесоводственным требованиям, обеспечивая перевозку сортиментов длиной 2–6 м, максимальная рейсовая нагрузка — 11 мЗ, удельный расход топлива — 1,0–1.2 л/мЗ, производительность при подвозке на 500 м — 45–60 мЗ в смену. Форвардер обеспечивает как трелевку сортиментов с лесосеки, так и подсортировку сортиментов, полученных из раскряжеванных на верхнем лесоскладе хлыстов.

2.3 Трелевка леса

Трелёвкой называется перемещение  деревьев, хлыстов или сортаментов  от места валки до лесопогрузочного пункта. Необходимость этой операции очевидна, так как лесовозным автомобилям или узкоколейным транспортом нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке, её предварительно необходимо собрать.

Трелевка является транспортной операцией.

Но она резко отличается от других видов транспортных операций. В связи с тем, что трелёвочные  средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого времени, капитальные затраты на устройство пути не делаются. Трелёвка производится в исключительно трудных условиях — при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по заснеженной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т.д.

Благодаря трелёвке достигается  концентрация древесины в определённых местах у лесовозных дорог, что позволяет  применить в лесу современные  технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев.

Существуют различные  средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:

  • по виду трелёвки — за комли, за вершины;
  • по техническим средствам — гусеничные тракторы, колёсные тракторы, канатные установки, технически возможна трелёвка вертолётами, в редких случаях трелёвка производится лошадями;
  • по способу формирования пачки — чокерная, бесчокерная
  • по характеру перемещения груза — волоком, в полупогружённом, по-луподвешенном, погружённом и подвешенном состоянии.

Различие в  видах трелёвочных средств вызвано  большим разнообразием производственных условий, в которых производятся лесозаготовки.

Основным трелевочным  механизмом является трактор. В нашей  стране применяются гусеничные трактора, за рубежом — колёсные.

В соответствии с правилами техники безопасности трелёвочные тракторы можно применять  на склонах крутизной не более 25°, а зимой и в сырую погоду до 15°. В горных условиях на крутых склонах или там, где применение тракторов ограничивается лесохозяйственными требованиями, применяются канатные установки различных систем.

Главным требованием  к трелёвочным тракторам является проходимость, которая должна обеспечивать работу трактора практически на любых лесных грунтах с преодолением обычных для условий лесосеки препятствий: пней, валежника, микронеровностей, валунов, болотистой местности и т.д.

2.4 Погрузка леса

Основное значение лесопогрузочных пунктов - перегрузка древесины с первичного (трелевочного) транспорта на лесовозный. Вместе с тем на погрузочных пунктах часто выполняют и другие операции. Количество и виды операций определяются способом трелевки и вывозки древесины. На лесосеках могут устраиваться погрузочные пункты следующих типов: площадки для погрузки леса челюстными погрузчиками; площадки для создания запасов хлыстов с последующей их отгрузкой челюстными погрузчиками; площадки для погрузки леса автомобилями, оборудованными погрузочными манипуляторами; площадки для крупнопакетной погрузки леса; погрузочные пункты с сучкорезными машинами.

Челюстные лесопогрузчики представляют собой самоходную машину, состоящую из навесного технологического оборудования, смонтированного на гусеничном или колесном тракторе. Они бывают: фронтального, поворотного и перекидного типов.

Челюстной лесопогрузчик  ЛТ-65Б, имеет базовый трактор ТТ-4, с лебедкой и гидравлической системой управления щитом. Технологическое  оборудование лесопогрузчика состоит из рамы, механизмов подъема и захвата грузов, гидросистемы.

Стреловые краны  различаются по характеру движения стрелы, с качающейся стрелой (по 360 градусов). Краны состоят из базовой машины (автомобиль, трактор, железнодорожная платформа) и кранового оборудования (поворотная платформа, механизмы подъема и опускания стрелы, груза, привод и управление краном, опорные устройства). Полноповоротные краны имеют так же механизм поворота стрелы.

Самопогружающиеся лесовозные автопоезда состоят из лесовозного автопоезда и навесного технологического оборудования для погрузки и выгрузки лесоматериалов.

Навесное технологическое  оборудование применяется двух типов: канатные погрузочно-разгрузочные устройства и гидроманипуляторы. Канатное погрузочное устройство устанавливается на раме автомобиля и прицепа или автомобиля роспуска. Оно состоит из лебедки, коников, канатно-блочной системы или станционного управления.

Погрузка на лесовозный подвижной состав производится на лесопогрузочных пунктах (верхних складах), расположенных у лесовозных дорог (усов, веток, магистралей).

Основным назначением  лесопогрузочных пунктов (верхних  складов) является создание запасов лесоматериалов и организация работ. На них могут выполняться: очистка деревьев от сучьев, раскряжевка хлыстов, сортировка, погрузка. Лесопогрузочные пункты представляются соответствующими устройствами и сооружениями, необходимыми для выполнения планируемых работ.

При выборе места  для погрузочного пункта необходимо, чтобы расстояния до трелевки были наименьшими. Площадь погрузочного пункта должна быть достаточной для размещения на ней необходимого запаса древесины.

В настоящее  время для проведения лесосечных работ применяются современные технологии. Например, машины, которые объединяют в себе сразу несколько операций: валку, обрезку сучьев, раскряжевку, трелевку и погрузку леса. Это харвестеры и форвардеры, о которых сказано выше.

3. Транспорт леса

Транспорт леса или вывозка леса по лесозаготовительным  предприятиям выполняет технологическую роль, являясь технологической фазой лесозаготовительного процесса, связующей две другие фазы — лесосечные работы, складирование и первичную обработку древесины на лесных складах и биржах сырья.

В связи с  технологическим характером транспорт  леса на лесозаготовительных предприятиях имеет ряд специфических особенностей: специфический груз — древесина в виде деревьев, хлыстов, круглых лесоматериалов (сортаментов) — все это вызывает необходимость специального подвижного состава и, как следствие, трудности полного использования его грузоподъемности.

Транспорт леса делится на водный и сухопутный (автомобильный  и железнодорожный). Широкое распространение водных перевозок объясняется тем, что многие лесозаготовительные районы удалены от путей железнодорожного транспорта. В этих районах водные пути являются основными, а в ряде случаев и единственным видом для транспортировки леса. Использование свойств плавучести лесоматериалов позволяет транспортировать их с меньшими затратами, чем при сухопутных видах транспорта. Предпочтении водному транспорту отдается также из-за его дешевизны, малой энергоемкости, снижения напряженности железнодорожных перевозок в совпадающих грузовых направлениях. По скорости доставки грузов он уступает всем видам современного транспорта. В основном он осуществляется в виде плотового лесосплава. При буксировке плотов вниз по течению используют энергию течения воды и силу тяги буксировочных судов. Плотовой лесосплав подразделяется на первоначальный плотовой и магистральный плотовой. У него, как и у всех видов транспорта есть недостатки. Они заключаются не только в скорости доставки, а также в том, что древесина после сплавки по реке теряет ряд качеств и не может использоваться уже для производства определенных лесоматериалов. А также может происходить загрязнение водоемов и т.д. На современном этапе развития лесной промышленности доставка леса водным транспортом мало используется.

А вот лесной сухопутный транспорт играет важную роль не только в освоении лесосырьевой базы лесозаготовительного предприятия, но и внутри районных перевозок, успешно служит для выполнения лесохозяйственных, сельскохозяйственных и многих других задач и целей. Даже после освоения лесосырьевой базы автомобильные дороги остаются и служат народному хозяйству того района, где они проходят. К основным особенностям сухопутного лесовозного транспорта относятся: собирательный характер работы лесовозных путей; одностороннее направление перевозки лесных грузов; сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог; временный характер работы.

Собирательный характер работы лесовозных путей предопределяется наличием нескольких погрузочных пунктов, размещенных в различных точках лесного массива, где ведется заготовка леса. Это все вызывает необходимость строительства в пределах лесосырьевой базы густой сети путей с различными сроками действия.

Одностороннее направление перевозки лесных грузов обусловливается вывозкой леса с лесосек на нижний склад. В обратном направлении перевозят топливо, тракторы, запасные части, рабочих предприятий, жителей поселков и деревень и т.д.

Сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог, а часто и самой дороги, обуславливается  трудностями в весенний и осенний  периоды, когда происходят таяние снега  весной и выпадение большого количества дождей осенью. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии, в эти периоды вывозку леса прекращают. Сезонность работы дорог или отдельных их участков зависит также и от рельефа местности, грунтов, наличия болот и т.д. Так, из труднодоступных заболоченных массивов вывозка леса может производиться только в зимний период, когда обустраиваются временные ледяные дороги. Временный характер работы отдельных участков дорожной сети предопределяется периодом освоения отдельных лесосек, частей лесного массива и даже периодом выращивания насаждений.

Информация о работе Организация лесозаготовительных работ