Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:37, реферат
Понятие культуры являет-ся одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внима-ние уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда поня-тие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние» .
а. Японский служащий 
убежден, что он - важное необходимое 
лицо компании и ее судьба лежит на его 
плечах. 
б. В обыденном сознании 
японцев слово "профессия" отождествляется 
с работой, и практически это означает 
организацию (фирму), где он работает ("Я 
работаю на Мицубиси"). 
в. Служащие компаний 
редко берут день отдыха. (Даже если 
они немного нездоровы, они продолжают 
работать. Поэтому коэффициент прогулов, 
к примеру, у них самый низкий в мире). 
г. Японский рабочий 
соглашается с приказом администрации 
о сверхурочной работе без предшествующего 
уведомления. Иногда это происходит 
без охоты, но без колебаний, т.к. 
он чувствует в этом ответственность 
и необходимость. 
д. Многие японские рабочие 
не используют полностью свои оплачиваемые 
отпуска из-за убеждения в том, 
что их долг работать, когда компания 
в этом нуждается. В то же время 
они полагают, что беря весь отпуск, 
они показывают мало преданности 
компании. 
Какие же способы 
используют фирмы для усиления отождествления 
ее со своими служащими, являющееся главной 
стратегией корпорации в управлении персоналом?  
К ним, как правило, относят следующее: 
1. Пожизненный найм 
и систему трудового стажа 
Теоретически подтверждено, что чем больше человек работает в организации, тем сильнее должно быть отождествление его с ней. Японские корпорации, решая вопросы найма работников в организации, гарантируют своим служащим работу и используют при этом систему вознаграждения, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход их в другую фирму и, в частности:
чем больше он работает, тем выше зарплата и должность;
ушел в новую фирму - все начинается с начала, т.е. стаж начинается с нуля;
продвижение по службе 
зависит от стажа на данной фирме. 
(Хотя, безусловно, и в первую очередь, 
учитываются способности, профессионально-
наряду с основной зарплатой, связанной со стажем и должностью, служащие получают определенные денежные вознаграждения (два раза в год с учетом контракта служащие получают премии в виде бонусов) и в дополнительные льготы (оплата дороги из дома на работу и обратно; оплата большей части расходов, связанных с медицинскими услугами для служащего и его семьи, низкие цены на жилье за счет компании, займы для покупки домов и др.);
при найме работника 
на руководящие должности 
японские компании нередко за свой счет обучают и дают образование своим служащим, в т.ч. за рубежом (Западная Европа, США, Великобритания);
обязательным является 
общее повышение квалификации (как 
правило без отрыва от производства). 
2. Активное общение.  
Оно предполагает поощрение 
частных и прямых связей и, как 
и предыдущее, направлено прежде всего 
на укрепление отождествления работников 
с компанией. При этом существует несколько 
систем активного общения:  
а. Официальные встречи, которые включают в себя:
утренние митинги, где, как правило, происходит изложение политики компании и рассматриваются вопросы этики бизнеса, после чего проводится гимнастика;
цеховые собрания, где осуществляется выдача информации и очередных заданий на выполнение работы;
собрания личных 
групп (кружков качества, ритуальных 
групп), на которых разрабатывают 
в своеобразных дискуссиях решения 
о путях выполнения работы. 
б. Церемонии (празднования 
открытия нового офиса, начала нового 
года, начала службы служащего и т.п.), спортивные 
встречи, туристические поездки (за счет 
компании полностью или частично). Все 
это сплачивает персонал компании, его 
моральный дух и приверженность к фирме. 
в. Единство рабочего 
места функциональных групп, когда 
все члены одного отдела (включая 
начальника) занимают одну большую 
комнату и обычно служащие при 
этом находятся лицом друг к другу. 
г. Использование 
руководителями и подчиненными общих 
обеденных комнат и туалетов, когда 
различия по рангу или классу отсутствуют, 
что ведет к успешной связи 
рабочих с управляющими и корпорацией. 
д. Распространение неформальных связей, проявляющееся в следующем:
обсуждение проблем, включая руководителей, в совместном помещении баров, пивных залов и т.п.;
совместных пикниках, 
туристических поездках и спортивных 
играх во время отпусков и праздников; 
· совместном посещении кружков по интересам (японская культура, политика и др.).