Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:37, реферат
Понятие культуры являет-ся одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внима-ние уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда поня-тие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние» .
а. Японский служащий
убежден, что он - важное необходимое
лицо компании и ее судьба лежит на его
плечах.
б. В обыденном сознании
японцев слово "профессия" отождествляется
с работой, и практически это означает
организацию (фирму), где он работает ("Я
работаю на Мицубиси").
в. Служащие компаний
редко берут день отдыха. (Даже если
они немного нездоровы, они продолжают
работать. Поэтому коэффициент прогулов,
к примеру, у них самый низкий в мире).
г. Японский рабочий
соглашается с приказом администрации
о сверхурочной работе без предшествующего
уведомления. Иногда это происходит
без охоты, но без колебаний, т.к.
он чувствует в этом ответственность
и необходимость.
д. Многие японские рабочие
не используют полностью свои оплачиваемые
отпуска из-за убеждения в том,
что их долг работать, когда компания
в этом нуждается. В то же время
они полагают, что беря весь отпуск,
они показывают мало преданности
компании.
Какие же способы
используют фирмы для усиления отождествления
ее со своими служащими, являющееся главной
стратегией корпорации в управлении персоналом?
К ним, как правило, относят следующее:
1. Пожизненный найм
и систему трудового стажа
Теоретически подтверждено, что чем больше человек работает в организации, тем сильнее должно быть отождествление его с ней. Японские корпорации, решая вопросы найма работников в организации, гарантируют своим служащим работу и используют при этом систему вознаграждения, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход их в другую фирму и, в частности:
чем больше он работает, тем выше зарплата и должность;
ушел в новую фирму - все начинается с начала, т.е. стаж начинается с нуля;
продвижение по службе
зависит от стажа на данной фирме.
(Хотя, безусловно, и в первую очередь,
учитываются способности, профессионально-
наряду с основной зарплатой, связанной со стажем и должностью, служащие получают определенные денежные вознаграждения (два раза в год с учетом контракта служащие получают премии в виде бонусов) и в дополнительные льготы (оплата дороги из дома на работу и обратно; оплата большей части расходов, связанных с медицинскими услугами для служащего и его семьи, низкие цены на жилье за счет компании, займы для покупки домов и др.);
при найме работника
на руководящие должности
японские компании нередко за свой счет обучают и дают образование своим служащим, в т.ч. за рубежом (Западная Европа, США, Великобритания);
обязательным является
общее повышение квалификации (как
правило без отрыва от производства).
2. Активное общение.
Оно предполагает поощрение
частных и прямых связей и, как
и предыдущее, направлено прежде всего
на укрепление отождествления работников
с компанией. При этом существует несколько
систем активного общения:
а. Официальные встречи, которые включают в себя:
утренние митинги, где, как правило, происходит изложение политики компании и рассматриваются вопросы этики бизнеса, после чего проводится гимнастика;
цеховые собрания, где осуществляется выдача информации и очередных заданий на выполнение работы;
собрания личных
групп (кружков качества, ритуальных
групп), на которых разрабатывают
в своеобразных дискуссиях решения
о путях выполнения работы.
б. Церемонии (празднования
открытия нового офиса, начала нового
года, начала службы служащего и т.п.), спортивные
встречи, туристические поездки (за счет
компании полностью или частично). Все
это сплачивает персонал компании, его
моральный дух и приверженность к фирме.
в. Единство рабочего
места функциональных групп, когда
все члены одного отдела (включая
начальника) занимают одну большую
комнату и обычно служащие при
этом находятся лицом друг к другу.
г. Использование
руководителями и подчиненными общих
обеденных комнат и туалетов, когда
различия по рангу или классу отсутствуют,
что ведет к успешной связи
рабочих с управляющими и корпорацией.
д. Распространение неформальных связей, проявляющееся в следующем:
обсуждение проблем, включая руководителей, в совместном помещении баров, пивных залов и т.п.;
совместных пикниках,
туристических поездках и спортивных
играх во время отпусков и праздников;
· совместном посещении кружков по интересам (японская культура, политика и др.).