Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 13:37, реферат
Понятие культуры являет-ся одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внима-ние уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда поня-тие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние» .
Разделяемость определяет степень, в которой чле-ны организации признают основные ценности компании.
Интенсивность оп-ределяет степень преданности членов организации основным ценностям.
Степень разделяемости зависит от двух основных факторов: осведомленности (ори-ентации) и системы поощрения. Для того чтобы люди разделяли культурные ценности организации, необходимо, чтобы они о них знали (или ориентировались в них). Мно-гие организации начинают процесс знакомства с программ ориентации. Новым сотруд-никам рассказывают о философии компании и принятых в ней методах работы. Про-цесс ориентации продолжается и на рабочем месте, когда руководитель и коллеги де-лятся с новичком этими ценностями как в беседе, так и посредством личного примера в повседневной рабочей обстановке. Разделяемость зависит также и от системы поощре-ния. Когда в организации принята система продвижения по службе, повышения зара-ботной платы, признания заслуг и других поощрений сотрудников, которые разделяют основные ценности, это помогает другим работникам лучше их осознать. Некоторые компании пользуются репутацией «наиболее привлекательных для работников», посколь-ку система поощрений достойна подражания и помогает укреплять преданность основ-ным ценностям.
Степень интенсивности 
является результатом воздействия 
системы вознаграждений. Когда работники 
осознают, что вознаграждение зависит 
оттого, будут ли они работать, как 
«принято в организации», их желание 
поступать именно так возрастает. 
И наобо-рот, когда их никто не поощряет 
или они видят, что выгоднее вести себя 
так, как это не принято в организации, 
их приверженность основным ценностям 
организации ослабе-вает. Несмотря на 
важность моральных стимулов, материальное 
поощрение все же иг-рает очень значительную 
роль.  
Различные организации 
тяготеют к определенным приоритетам 
в организационной культуре. Организационная 
культура может иметь особенности 
в зависимости от рода деятельности, 
формы собственности, занимаемого 
положения на рынке или в обществе. 
Существует предпринимательская 
Например, фирма IBM в 
рамках организационной культуры использует 
следующие принципы при работе с 
персоналом: 
- передача специалистам 
максимально необходимого 
- привлечение к 
работе специалистов высокого 
класса с достаточно 
- создание со стороны 
администрации приоритета 
- разделение (ОСУ) 
на ячейки, функционирование каждой 
из которых может автономно 
обеспечиваться одним 
- проведение постоянных 
институциональных (
Одной из важнейших 
проблем, с которыми сталкивается любая 
организационная система, является 
то, что в определенный момент времени 
она оказывается неспособной 
справиться с изменением рынка и 
соответственно вынужденной отказаться 
от устаревших структурных форм организации. 
Каждые несколько лет меняются структура 
организации, процедуры утверждения 
решений и т.д. При этом возможные 
негативные последствия реорганизаций 
ослабляются, как правило, в результате 
изменений отдельных функций 
не одновременно, а в разное время. 
Практика постоянной реорганизации, например 
в компании IBM, показывает, что выгоды, 
связанные с этой системой, огромны. Система 
позволяет перетасовывать структуру организации, 
усиливая ее или удаляя из нее лишнее, 
а также предоставляя возможность множеству 
людей расширить свой профессиональный 
опыт. Самое важное, что удается избавиться 
от «слипаний», которые неизбежно накапливаются 
в любой организации, в том числе решить 
проблему выявления сотрудников, достигших 
уровня собственной некомпетентности, 
и обеспечить возникновение новых инициатив; 
проведение опросов 
общественного мнения (обычно два 
раза в год); 
формирование вознаграждений 
двумя составляющими - в форме 
фиксированного оклада и переменной 
части. Переменная часть представляет 
собой комиссионное вознаграждение 
в процентах от объема проданной фирмой 
IBM продукции и оказанных услуг, а также 
премию за достижение установленных ранее 
целей; 
проведение политики 
гарантированной занятости. Умелое 
маневрирование кадровыми ресурсами 
(посредством ранних проводов работников 
на пенсию, постоянной переподготовки 
кадров и перераспределения рабочей 
силы между разными подразделениями, 
чтобы избежать необходимости увольнения); 
стимулирование личной 
инициативы работников при решении 
общих задач и постоянство 
правил поведения в фирме; 
доверие к отдельному 
работнику компании со стороны менеджеров; 
развитие коллективных 
методов разрешения проблем, разделение 
успеха между работниками, интересными 
с точки зрения создания организационной 
среды, привлекающей в корпорацию лучших 
в своей профессии людей, 
обеспечение свободы 
специалистам в определении путей 
достижения целей фирмы с учетом 
ее потенциала и в принятии соответствующих 
решений; 
подбор новых менеджеров 
из числа работников компании, а 
не поиск их на стороне. 
формирование 
субсидирование фоновых 
обслуживающих подразделений - собственных 
и внешних (спортивные залы, дискотеки 
и др.). 
Организации всегда 
будут добиваться стабильности и 
эффективности деятельности, если культура 
организации адекватна 
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Некоторые организационные культуры могут являться прямым или опосредован-ным результатом деятельности основателей компаний. Однако это не всегда верно. Иногда основатели создают слабую культуру, и, для того чтобы организация выжила, необходимо привлечь нового высшего руководителя, который заложит основы силь-ной культуры.
Как создаются организационные культуры
Хотя организационные 
культуры могут формироваться по-
1. Некое лицо (основатель) 
решает создать новое 
2. Основатель привлекает 
еще одно (или более) ключевое 
лицо и создает базовую группу, 
которая разделяет идеи 
3. Базовая группа 
начинает действовать, чтобы 
4. В это время к организации присоединяются другие лица, и начинает формиро-ваться ее история.
Поддержание культуры посредством социализации
Когда организационная культура заложена и начинает развиваться, можно прибег-нуть к определенным мерам для того, чтобы сделать более прочным усвоение основных ценностей и добиться самоподдержания культуры.
Отбор новых сотрудников. 
Первый шаг сводится к тщательному 
отбору кандидатов для приема на работу. 
Используя стандартизованные 
Вступление в должность. Второй шаг делается после зачисления на работу, когда кан-дидат занимает соответствующую должность. Только что поступившие на работу со-трудники подвергаются различным воздействиям, которые тщательно спланированы и имеют своей целью заставить новичков задуматься о системе норм и ценностей компа-нии и о том, смогут ли они их принять. В частности, во многих компаниях с сильной культурой существует негласное правило давать новичкам больше работы, чем они мо-гут выполнить. Иногда эти задания оказываются ниже возможностей работника. Цель заключается также и в том, чтобы научить новичка подчиняться. Подобный опыт может заставить его почувствовать себя беззащитным и вызвать некоторую эмо-циональную зависимость от своих коллег, что будет способствовать более тесной груп-повой сплоченности.
Овладение необходимыми для работы навыками. После того как новый сотрудник пе-реживет первый «культурный шок», следующим шагом будет овладение необходимыми для работы навыками. Обычно это достигается посредством приобретения интенсивного и це-ленаправленного опыта на рабочем месте. Например, в японских фирмах принятые со-трудники, как правило, проходят учебные программы в течение нескольких лет. По мере продвижения по служебной лестнице их производственная деятельность надлежащим об-разом оценивается, и в зависимости от достигнутого прогресса на них возлагают дополни-тельные обязанности.
Измерение и вознаграждение производственной деятельности. Следующий этап соци-ализации состоит в скрупулезном анализе, оценке результатов труда работников и со-ответствующем вознаграждении каждого. Системы анализа деятельности и вознаграж-дения должны быть всеобъемлющими и согласованными; кроме того, внимание долж-но быть сфокусировано на тех аспектах бизнеса, которые наиболее критичны для успе-ха в конкурентной борьбе и тесно связаны с корпоративными ценностями.
С этими основными факторами увязаны важнейшие производственные показатели и оценка работы сотрудников осуществляется в соответствии с ними. Продвижение по службе и премиальная система зависят прежде всего от успеха, достигнутого в этих трех областях. Обычно в компаниях, обладающих сильной организационной культурой, лица, нарушающие принятые нормы, например, те, кто выходит за рамки правил соперниче-ства или грубо обращается со своими подчиненными, подвергаются наказанию. Обыч-но это наказание в скрытой форме -- переезд на новое, менее привлекательное место работы.
Приверженность главным ценностям компании. Следующий шаг состоит в заботли-вом воспитании приверженности важнейшим ценностям компании. Идентификация с этими ценностями помогает, работникам примириться с теми жертвами, которые они приносят ради того, чтобы стать членами организации. Они приучаются к данным цен-ностям и вере в то, что компания не сделает ничего во вред им. Организация, однако, старается оправдать эти издержки, связывая их с высшими человеческими цен-ностями, например, служение обществу -- с улучшением качества продукции и/или ус-луг.
Распространение разных 
историй и фольклора. Следующий 
шаг заключается в распро-
.
Признание и продвижение. Заключительным шагом является признание и продвиже-ние сотрудников, которые хорошо выполняют свою работу и могут быть ролевыми моде-лями для принятых в организацию. Выделяя таких людей как победителей, компания по-буждает других работников следовать их примеру. Подобные ролевые модели в компаниях, обладающих сильной организационной культурой, считаются самой эффективной и по-стоянно действующей формой учебы персонала.