Методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:56, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия находятся в сложном экономическом положении, что обусловлено высокой нестабильностью и изменчивостью внешних условий хозяйственной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает инструментарий внутрифирменного стратегического планирования, как необходимый механизм адаптации к неблагоприятным изменениям внешней экономической среды.

Файлы: 1 файл

Автореферат Николаев Д.В.doc

— 412.50 Кб (Скачать)


На правах рукописи

 

 

 

НИКОЛАЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

 

 

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА БАЗЕ ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ

(на примере предприятий рынка рыбопродукции Приморского края)

 

 

 

 

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – промышленность)

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

Хабаровск – 2011

 

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».

 

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор, Акимова Лена Васильевна

 

 

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор, Латкин Александр Павлович

 

 

 

кандидат экономических наук, доцент, Коуров Владимир Филаретович

 

 

Ведущая организация:

 

ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет»

 

 

Защита состоится «13» октября 2011 года в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.294.03 при ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет», по адресу: 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ауд. 315-л.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».

 

Автореферат разослан «___» сентября 2011 года

 

Ученый секретарь

диссертационного совета, к.э.н., профессор              

 

 

    В.А. Федоров

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия находятся в сложном экономическом положении, что обусловлено высокой нестабильностью и изменчивостью внешних условий хозяйственной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает инструментарий внутрифирменного стратегического планирования, как необходимый механизм адаптации к неблагоприятным изменениям внешней экономической среды.

Рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия имеют особое значение для Приморского края и других регионов страны, так как выступают важным источником обеспечения граждан пищевыми продуктами. Большое влияние рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия оказывают на экономику региона, в частности создают рабочие места, вносят весомый вклад в формирование валового регионального продукта, выступают одним из источников привлечения инвестиций. 

Объективная необходимость повышения конкурентоспособности и расширения масштабов деятельности отечественных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий требует совершенствование старых или создание новых инструментов стратегического планирования.  

В частности, несмотря на разнообразие методов стратегического планирования, на текущий момент не существует методики, которая, с одной стороны, была бы достаточно простой и доступной широкому кругу пользователей, а с другой, учитывала бы отраслевую специфику деятельности предприятия. Это объясняется тем, что большинство инструментов формирования стратегии основаны на неформализованных подходах, таких как: СПЭЙС, СВОТ, Модель конкурентных сил портера, Матрица Хофера и Шенделя, Матрица направленной стратегии Шел и подобные им. Возникает необходимость учёта широкого круга факторов не всегда имеющих системную основу, это затрудняет процесс стратегического планирования, требует большого расхода времени и усилий на проведение качественных оценок.

Одно из направлений решения этих проблем заключается в использовании методов стратегического планирования, основанных на оценке активности конкурентного окружения. Применение результатов оценки активности конкурентного окружения, в совокупности с показателями общепринятыми в практике управления для анализа предприятия и отрасли, позволит, при формировании стратегии организации, сделать более полные выводы о положении организации на рынке, выработать основные альтернативные направления её развития исходя из уровня конкурентной борьбы, идентифицировать доминирующие стратегии на рынке, более рационально использовать ресурсы и, в конечном счете, достигнуть поставленных целей в производственно-хозяйственной деятельности. Этим определяется актуальность темы исследования.

Область исследования соответствует требованиям паспорта номенклатуры специальности ВАК 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность): 1.1.4. Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах.

Научная разработанность темы. Проблемы внутрифирменного и стратегического планирования развития организации занимают важное место в исследованиях и научных работах отечественных и зарубежных авторов.

Фундаментальной основой работы послужили труды зарубежных учёных в области стратегического планирования: Д. Аакера, И. Ансоффа, И. Бовера, П.Дойль, Дж. Джонсон, С. Кристензен, Г. Мицберга, Э. Мэйсона, М. Портера, Д.Стрикленда, Дж.Стейнера, А. Томпсона, А. Чандлера, К. Эндревса, и др.

Заслуживают внимание также работы отечественных учёных в области стратегического планирования: Г.Л. Азоева, Л.В. Акимовой, В.А. Балабана, О.С. Виханского, В.И. Грушенко, В.С. Ефремова, В.К. Заусаева, А.Е. Зубарева, К.С. Лапшиной, П.В. Магданова, Л. Макаревича, А.Н. Петрова, И.Т. Пинегиной, В.К. Резанова, С.И. Смирнова, М.И.Соколова, А.Р. Стерлина, И.В. Тулина, Л.В.Фомченко, О.Э. Шариповой, Д.К. Шевченко, А.В. Шумиловой, Н.В. Яковлевой и др.

Вопросы анализа различных типов рыночных структур, как основы для анализа в процессе формирования стратегии, в основном затронуты в работах зарубежных авторов. Вопросы подобного рода исследует теория организации промышленности, ей посвящены работы исследователей: Д. Бейна, А.Курно, Д.Морриса, Д.Робинсон, Д.Хей, А. Чандлера, Э.Чемберлина, Г.Штакельберга и др.

Анализ научной литературы по изучаемой проблеме показал, что большинство трудов посвящено организационным аспектам стратегического планирования, недостаточно разработанными остаются теоретические вопросы выбора стратегий, а также вопросы разработки методики стратегического планирования для организаций конкретной отрасли. Все это указывает на то, что отдельные теоретические и практические аспекты формирования стратегии организации в отечественной и зарубежной литературе недостаточно проработаны. 

Предприняли попытку оценить уровень рыночной конкуренции относительно небольшой круг учёных: Г.Л. Азоев, Р.В. Ишутин, С.Г. Светуньков, А.Е. Слицан, А.П. Челенков, В.В. Чепурко.

Проблемы оценки уровня рыночной конкуренции и конкурентной борьбы начали рассматриваться сравнительно недавно и в основном с практической точки зрения. На сегодняшний день требуют изучения важные вопросы теории конкуренции, такие как: сущность активности конкурентного окружения, её потенциал и факторы. Также немало важна апробация теоретических и практических методов оценки текущего и потенциального уровня активности конкуренции, учёт специфики того или иного рынка при их применении. Особенно актуально использование результатов оценки активности конкуренции предприятиями при разработке бизнес-планов, в качестве дополнения к анализу внешней экономической среды, принятии решений о продвижении товаров на новые рынки сбыта, а также в качестве инструментов внутрифирменного и стратегического планирования.

Цель исследования – разработка методики формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия «активность конкурентного окружения»;

- классифицировать факторы активности конкурентного окружения;

- проанализировать основные модели формирования стратегии организации;

- идентифицировать тип рыночной структуры рынка рыбопродукции Приморского края на основе теории размытой логики;

- оценить уровень активности конкурентного окружения рынка рыбопродукции Приморского края;

- разработать  методику формирования стратегии развития организации на базе оценки активности конкурентного окружения;

- применить разработанную методику на примере организаций рыбной промышленности Приморского края.

Объектом исследования являются предприятия c видом экономической деятельности «переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов»,  «рыболовство и рыбоводство» различных организационно-правовых форм деятельности.

Предметом исследования являются управленческие отношения по поводу формирования стратегии развития рыбодобывающих и рыбоперераба-тывающих организаций.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические и методические разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам формирования стратегии организации, в том числе стратегического планирования. Информационную базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики Приморского края, бухгалтерская отчетность рыбодобывающих и рыбоперерабатыва-ющих организаций, зарегистрированных в Приморском крае. В работе использовались научные методы: дедукции и индукции, логический, эмпирический, анализа и синтеза информации, научной абстракции, имитационного моделирования, статистический, сравнения и другие методы научного исследования и изложения.

Основные, наиболее существенные результаты, полученные автором в процессе диссертационного исследования:

1.   Идентифицирован тип рыночной структуры рынка рыбопродукции Приморского края на основе теории размытой логики;

2.   Оценён уровень активности конкурентного окружения рынка рыбопродукции Приморского края;

3.   Идентифицирован тип «доминирующей стратегии» на рынке рыбопродукции Приморского края;

4.   Разработана методика рейтинговой оценки финансово-хозяйственного положения предприятия на отраслевом рынке для формирования стратегии и принятия стратегических решений;

5.   Разработана методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения;

                            Научная новизна диссертационного исследования:

1.   Раскрыта сущность понятия «активность конкурентного окружения». Предложен показатель оценки активности конкурентного окружения, основанный на измерении основных экономических результатов борьбы между конкурирующими организациями и взаимосвязи этих результатов. Предложен подход к идентификации «доминирующей стратегии» исследуемого рынка, учитывающий основные конкурентные стратегии: «завоевание рынка» и «снижение издержек».

2.   Представлена системная классификация экономических факторов активности конкурентного окружения по признаку воздействия на параметрические результаты процесса конкурентной борьбы.

Оценка достоверности и новизны полученных результатов. Достоверность результатов диссертационного исследования основывается на применении современных общепризнанных теорий и методов исследования, статистической информации по Приморскому краю, публикациях, выступлениях на научно-практических, международных конференциях.

Практическая значимость работы и использование полученных результатов:

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования специалистами рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий выводов и рекомендаций при проведении анализа отраслевого рынка, оценки степени конкурентной активности в нём, формировании экономической стратегии.

Предлагаемый подход к оценке активности конкурентного окружения может быть использован также антимонопольными службами для анализа состояния конкуренции на отраслевом рынке, департаментами Администрации Приморского края в процессе реализации отдельных стратегических задач, в том числе развития рынка рыбопродукции и формирования высококонкурентной институциональной среды.

Разработанные в диссертации предложения по оценке активности конкурентного окружения и формирования стратегии организации могут быть использованы в учебном процессе, при проведении занятий по дисциплинам: «Экономика отраслевых рынков», «Бизнес-планирование», «Экономическая теория», «Управление проектами» и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные результаты настоящего исследования обсуждались на V международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов» (Пенза - 2007г.), IV всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (Пенза - 2007 г.), научно практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края» (Партизанск - 2007 г., Владивосток – 2010 г.) и др.

Информация о работе Методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения