Методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:56, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия находятся в сложном экономическом положении, что обусловлено высокой нестабильностью и изменчивостью внешних условий хозяйственной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает инструментарий внутрифирменного стратегического планирования, как необходимый механизм адаптации к неблагоприятным изменениям внешней экономической среды.

Файлы: 1 файл

Автореферат Николаев Д.В.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

Результаты исследования внедрены и используются департаментом экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края Администрации Приморского края и коммерческой организацией ООО «Австралийский дом», зарегистрированной в г. Владивостоке.

              Теоретические положения диссертационного исследования используются в учебном процессе при подготовке специалистов по направлениям (специальностям) «экономическая теория», «национальная экономика» «управление инновациями», «управление качеством».

По теме диссертации автором опубликованы 8 научных работ общим объёмом 2,1 п.л., в том числе 2 – в журнале, определенном перечнем ВАК России.

              Структура и объём работы. Работа состоит из трёх глав, введения, заключения, библиографического списка и четырёх приложений. Работа содержит 153 страницы основного текста, 21 рисунок, 39 таблиц, 33 формулы и 122 источника библиографического списка.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, определены основные результаты и элементы  научной новизны, а также изложена теоретическая и практическая значимость полученных результатов исследования.

              В первой главе «Теоретические основы формирования стратегии организации» обобщены основные элементы стратегического процесса в управленческом процессе; представлено авторское определение понятия «активность конкурентного окружения».

                            Стратегия является обязательным атрибутом рационального менеджмента. Огромное количество работ по стратегическому планированию и рост его популярности породили массу позиций и взглядов на содержание термина «стратегия». При этом под термином «стратегия» в основном понимают: процесс (П.Дойль, М.Портер, А.Томпсон, А.Чандлер, Д.Аакер), алгоритм (И. Ансофф, Г.Мицберг) и план действий (Г.Мицберг).

              Процесс формирования стратегии представляет собой совокупность управленческих и экономических отношений, по поду создания волевого образа действий, направленного на материализацию гибких стратегических целей организации.

              Последовательность и взаимосвязь этапов формирования стратегии организации рассматриваются в основном в трудах зарубежных ученых, среди них основные: Д. Аакера, И. Ансоффа, Д.Стрикленда, Дж.Стейнера, А. Томпсона и др. На сегодняшний день у исследователей не сложилось единого мнения в отношении этапов формирования стратегии организации. На наш взгляд основными укрупнёнными этапами формирования стратегии организации являются: постановка гибких стратегических целей предприятия, анализ внешней и внутренней окружающей среды, обоснование выбора той или иной стратегии, реализация стратегии и контроль её реализации.

                            Процесс формирования стратегии является важной частью процесса управления, а именно - инкорпорирован в него на каждом этапе процесса управления предприятием. (Рис. 1)

На функциональном уровне роль стратегии заключается в реализации одного из этапов управления – планирования и обеспечения непрерывности процесса управления предприятием.

Стрелки на рисунке 1 показывают очерёдность этапов управленческого процесса с обратной связью и инкорпорированного в него стратегического процесса, при этом замкнутый характер стрелок указывает на цикличность этих процессов.

              Оценку активности конкурентного окружения целесообразно проводить на этапе анализа внешней среды организации, далее результаты оценки учитываются при обосновании выбора стратегических альтернатив, возможной корректировки гибких стратегических целей организации.

Понятие «активность конкурентного окружения» хотя и используется в научной и учебной литературе по экономике, но до настоящего времени не была раскрыта сущность этого понятия.

 

Рис. 1 – Место оценки активности конкурентного окружения в стратегическом и управленческом процессе

 

На наш взгляд, активность конкурентного окружения – это форма экономических отношений между производителями (продавцами) одного рынка, характеризующимися различной по степени проявления реакцией на явления внешней экономической среды. Особенностью этих отношений является конфликт целей, преследуемых хозяйствующими субъектами.

Под конкурентным окружением мы понимаем совокупность потенциальных или реальных конкурентов по отношению к конкретному предприятию, являющихся производителями на рынке однородного или дифференцированного по различным критериям продукта: близости к потребителю, качеству, цене и т.д.

Активность конкурентного окружения характеризуется мерой относительной результативности конкурентных действий или инертного поведения предприятий одного и того же рынка за определённый промежуток времени. Здесь, конкурентные действия –  это действия, направленные на приобретение предприятиями конкурентных преимуществ.

В зависимости от степени реализации, активность конкурентного окружения может быть реальной и потенциальной. Потенциальная активность конкурентного окружения – это возможность и способность к реализации конкурентных преимуществ предприятий группы конкурентного окружения.

Уровень потенциальной активности конкурентного окружения отличается в зависимости от типа рыночной структуры, анализируемого временного интервала, а также по группам предприятий образованных внутрирыночными барьерами. Внутрирыночные барьеры – это барьеры, ограничивающие возможность перехода предприятий из группы аутсайдеров в группу лидеров. Здесь, под аутсайдерами понимаются предприятия, неспособные по отдельности существенно повлиять на цену, спрос и предложение. В роли внутрирыночных барьеров могут выступать экономические препятствия, в результате которых возникают разные условия производственно-хозяйственной деятельности предприятий одного рынка.

Во второй главе «Оценка активности конкурентного окружения» идентифицирован тип рыночной структуры рынка рыбопродукции Приморского края; разработан и апробирован показатель эластичности концентрации и определён тип «доминирующей стратегии» рынка рыбопродукции Приморского края; разработан и применён на практике показатель оценки активности конкурентного окружения; представлена системная классификация экономических факторов активности конкурентного окружения по признаку воздействия на параметрические результаты процесса конкурентной борьбы.

Выбор группы предприятий, составляющих объект исследования, обусловлен тем, что продукция анализируемых предприятий реализуется на первичном рынке рыбопродукции, имеющем высокий потенциал активности конкуренции по сравнению с вторичным рынком, что представляет особый интерес, с точки зрения исследователя, для оценки и анализа активности конкурентного окружения в нём.

В соответствии с нормативами Федеральной антимонопольной службы[1], а также на основании расчётных значений коэффициента рыночной концентрации (CR3=40) и индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI=777), нами охарактеризован рынок рыбопродукции Приморского края за 2009 год как рынок с низким уровнем концентрации выручки.

Для идентификации типа рыночной структуры первичного рынка рыбопродукции Приморского края мы воспользовались теорией нечеткой логики Л. Заде. В результате было установлено, что первичный рынок рыбопродукции Приморского края за период с 2005 по 2009 год соответствует в большей мере типу рынка монополистической конкуренции.

Оценка активности конкурентного окружения представляет собой процесс, основанный на измерении основных экономических результатов «борьбы» между конкурирующими организациями и взаимосвязи этих результатов. В качестве основных экономических результатов нами приняты - изменения перераспределения рыночных долей организаций по размеру выручки и прибыли.

Процесс измерения указанных результатов мы предлагаем  проводить на основе показателей: среднего абсолютного прироста рыночных долей с переменной базой и адаптированного коэффициента корреляции.

Применение указанных показателей позволит измерить степень реакции реальных и потенциальных конкурентов друг на друга, а также измерить активность анализируемых организаций в реализации двух основных стратегий: «завоевание рынка» и «снижение издержек».

Мера активности конкурентных действий с использованием показателя среднего абсолютного прироста рыночных долей с переменной базой, оценивается по формуле:

                            (1)

Здесь, АКО – активность конкурентного окружения, изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе индекс АКО к 1 тем выше уровень активности конкурентного окружения, чем ближе значение индекса к 0, тем уровень активности конкурентного окружения ниже.  характеризует активность предприятий в реализации стратегии «завоевание рынка», - активность предприятий в реализации стратегии «снижения издержек». - доля выручки k-го предприятия в периоде j, - доля выручки k-го предприятия в периоде j-1. - доля прибыли i-го предприятия в периоде j, - доля прибыли i-го предприятия в периоде j-1; а и n – максимальное количество предприятий участвующих в выборке из двух периодов j и j-1 при оценке x и y соответственно. j = 1,2,3 … m. i = 1,2,3…n. k = 1,2,3 … a.

Индекс АКО предназначен для оценки степени перераспределения рыночных долей между производителями (продавцами) за год или более длительный период.

Оценка активности конкурентного окружения предполагает также идентификацию «доминирующей стратегии» в отраслевом рынке из двух стратегий: «завоевание рынка», «снижение издержек». Идентификация «доминирующей стратегии» проводится с использованием разработанного нами индекса эластичности концентрации:

                                          (2)

Индекс эластичности концентрации (Е) показывает степень чувствительности изменения концентрации прибыли () к изменению концентрации выручки (∆K) в анализируемом рынке.

изменяется в интервале [0;+1], изменяется в интервале [0;+1], индекс Е изменяется в интервале ( 0; +).

Если = 0, то уровень концентрации выручки в отрасли не изменился. Если > 0, то уровень концентрации снижается или возрастает.

Если = 0, то концентрация прибыли не изменилась в исследуемом периоде. Если > 0 то неравенство в распределении прибыли снижается или возрастает.

Е = 1 означает одинаковую степень перемены П и К.

Е < 1 означает низкую чувствительность П к изменению К.

Е > 1 означает высокую чувствительность П к изменению К.

Если Е стремится к нулю, то изменение К вообще не оказывает никакого влияния на П.

Если Е стремится к бесконечности, то любое значение П будет соответствовать неизменному К.

Использование общепринятых коэффициентов концентрации для расчёта Е сопряжено с определёнными ограничениями, в частности они не учитывают эквивалентное перераспределение рыночных долей предприятий во времени, в связи с этим мы предлагаем использовать показатель среднего абсолютного прироста рыночных долей с переменной базой или коэффициент корреляции. На основе коэффициента корреляции формула имеет вид:

                            (3)

Здесь,  - индекс эластичности концентрации, рассчитанный на основе коэффициента корреляции, он применяется для n>1;  - коэффициент корреляции между  размером доли выручки предприятия i в периоде j к размеру доли выручки соответствующего предприятия i в периоде j-1; - коэффициент корреляции между  размером доли прибыли предприятия i в периоде j к размеру доли прибыли соответствующего предприятия i в периоде j-1.

Чем выше корреляция, тем меньше доли предприятий были перераспределены в процессе конкуренции и наоборот.

При оценке доминирующей стратегии на основе среднего абсолютного прироста рыночных долей с переменной базой целесообразно воспользоваться формулой:

                            (4)

              Здесь, - доля выручки i-го предприятия в периоде j, - доля выручки i-го предприятия в периоде j-1. - доля прибыли i-го предприятия в периоде j, - доля прибыли i-го предприятия в периоде j-1; а и n – максимальное количество предприятий участвующих в выборке из двух периодов j и j-1 при оценке x и y соответственно. j = 1,2,3 … m. i = 1,2,3…n. k = 1,2,3 … a.

Таблица 1

Определение доминирующего типа стратегии в отраслевом рынке на основе индекса эластичности концентрации

Тип стратегии:

Смешанный тип с преобладанием одной из стратегий

Гипотетический вариант - тип стратегии в чистом виде

«Завоевание рынка»

E <1

Е→0

«Снижение издержек»

E>1

E→

Отсутствие конкурентных действий

Е=1

∆n>0

∆n<0

Информация о работе Методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения