Методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:56, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В настоящее время рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия находятся в сложном экономическом положении, что обусловлено высокой нестабильностью и изменчивостью внешних условий хозяйственной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает инструментарий внутрифирменного стратегического планирования, как необходимый механизм адаптации к неблагоприятным изменениям внешней экономической среды.

Файлы: 1 файл

Автореферат Николаев Д.В.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

 

Значение комплексного интегрального показателя рейтинговой оценки для ОАО «БАМР» составляет 2, для ОАО «ТУРНИФ» 1.18, для ОАО «ПБТФ» 0.73.

Построение вектора стратегии проводится на основе анализа активности конкуренции и относительного положения предприятия на рынке. С этой целью мы предлагаем использовать систему координат (Рис.5)

Суть схемы, изображенной на рисунке 5, заключается в выборе вектора стратегии не только на основе относительного положения предприятия на рынке, но и степени конкурентной реакции в нём – активном или инертном поведении предприятий группы конкурентного окружения.

Учитывая низкое значение АКО (менее 1%), а также значения интегрального показателя и результаты проведённого анализа экономических показателей, скажем, что в целом производственно-хозяйственная деятельность ОАО «НБАМР» и ОАО «ТУРНИФ» стабильна, предприятия располагают оптимальной структурой источников средств,  их деятельность отличается рентабельностью и высокой оборачиваемостью. Предприятия имеют высокий  потенциал для реализации агрессивной стратегии и завоевания большей доли рынка.

Низкое значение ИП для ОАО «Преображенская база тралового флота» объясняется относительно низкой рентабельностью продукции и активов, низким значением абсолютной ликвидности. Мы рекомендуем ОАО «Преображенская база тралового флота» проведение стратегии, направленной на укрепление своих позиций в отраслевом рынке.

Разработанная нами методика может использоваться как для действующих, так и для проникающих в отраслевой рынок организаций, в том числе по группам предприятий образованных внутрирыночными барьерами. Предлагаемая методика применима для таких типов рыночных структур, как: олигополия с конкурентным окружением и монополистическая конкуренция.

На наш взгляд, имеет место положительный эффект от использования предложенной методики не только для конкретных организаций, но и для отдельных рынков в целом. Это объясняется тем, что повсеместное использование методики может способствовать повышению активности конкуренции на рынках с низким уровнем конкурентной реакции и  его понижению на рынках с высоким уровнем конкурентной реакции. Следовательно, повсеместное использование предложенной методики будет благоприятствовать достижению равновесия активности конкуренции на отдельных рынках, их развитию и формированию высококонкурентной рыночной среды.

В заключении изложены основные результаты исследования, а также выводы и рекомендации.

    СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.   Николаев Д.В. Оценка активности конкурентного окружения и её применение в стратегическом планировании/ Д.В. Николаев // Интеграл. - 2011.- №3(65) Май-Июнь. – 0,13 п.л.

2.   Николаев Д.В. Проблемы и перспективы инвестиционно-инновационной стратегии развития промышленности Приморского края / Д.В. Николаев, О.Н. Самигулина, Л.В. Акимова, Л.А. Сахарова // Интеграл. –2010. - №3(53) май-июнь. – С.64-65. – 0,25 п.л.

Прочие научные публикации:

3.   Николаев Д.В. Анализ основных моделей стратегического планирования/ Д.В. Николаев, О.Н. Самигулина // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края: сб. науч. ст. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2011.  – С. 31-39. – 0,51 п.л.

4.   Николаев Д.В. К вопросу о разработке критериев выбора стратегических альтернатив развития предприятия с учётом оценки состояния интенсивности конкуренции продавцов, действующих на отраслевом рынке / Д.В. Николаев // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края: сб. науч. ст. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2011.  – С. 40-45. - 0,34 п.л.

5.   Николаев Д.В. Оценка интенсивности конкуренции на основе показателей концентрации и рентабельности/ Д.В. Николаев // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края. Межвузовский сб. науч. ст. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2011.– С. 25-31.- 0,37п.л.

6.   Николаев Д.В. Научно-технический потенциал становления и развития постиндустриальной экономики России./ Д.В. Николаев// Потенциал развития России XXI века: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2007 г. – С.77-79. – 0,13п.л.

7.   Николаев Д.В. Оценка инновационной активности промышленных предприятий  Приморского края / Д.В. Николаев // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края: сб. науч. ст. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета,  2007.  – С. 84-87. – 0,22 п.л.

8.   Николаев Д.В. Состояние и перспективы развития предприятий обрабатывающей промышленности в Приморском крае / Д.В. Николаев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей V международной научно-практической конференции. – Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2007. – С.144 – 146. – 0,15 п.л.

 

Николаев Дмитрий Валентинович

 

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА БАЗЕ ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ

(на примере предприятий рынка рыбопродукции Приморского края)

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

Подписано в печать 09.09.2011

Формат 60х84/16 Уч. изд. л. 1,00. Усл. печ. л. 1,35

Тираж 150 экз. Заказ

 

Отпечатано в типографии

Издательско-полиграфического комплекса ДВФУ,

690950, г.Владивосток, ул. Алеутская, 56

22

 



[1] Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. // Электронная база нормативных документов «Консультант».

[2] Авторский расчет по данным ответа на индивидуальный запрос из Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю №19 св-39м/182.

[3] Рассчитано на основе данных бухгалтерской отчётности ОАО «НБАМР», ОАО «ТУРНИФ», ОАО «Преображенская база тралового флота» за 2009 год и официального сайта статистики России: www.gks.ru. Условные обозначения: РП – рентабельность продаж, РА – рентабельность активов, СЗ – соотношение заёмных и собственных средств, КА – коэффициент автономии, ОО - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, АЛ - коэффициент абсолютной ликвидности, ТЛ – коэффициент текущей ликвидности, ДО – длительность оборота оборотных средств, ДК – длительность погашения краткосрочной кредиторской задолженности.


Информация о работе Методика формирования стратегии организации на базе оценки активности конкурентного окружения