Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:56, автореферат
Актуальность темы исследования. В настоящее время рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия находятся в сложном экономическом положении, что обусловлено высокой нестабильностью и изменчивостью внешних условий хозяйственной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает инструментарий внутрифирменного стратегического планирования, как необходимый механизм адаптации к неблагоприятным изменениям внешней экономической среды.
Значение комплексного интегрального показателя рейтинговой оценки для ОАО «БАМР» составляет 2, для ОАО «ТУРНИФ» 1.18, для ОАО «ПБТФ» 0.73.
Построение вектора стратегии проводится на основе анализа активности конкуренции и относительного положения предприятия на рынке. С этой целью мы предлагаем использовать систему координат (Рис.5)
Суть схемы, изображенной на рисунке 5, заключается в выборе вектора стратегии не только на основе относительного положения предприятия на рынке, но и степени конкурентной реакции в нём – активном или инертном поведении предприятий группы конкурентного окружения.
Учитывая низкое значение АКО (менее 1%), а также значения интегрального показателя и результаты проведённого анализа экономических показателей, скажем, что в целом производственно-хозяйственная деятельность ОАО «НБАМР» и ОАО «ТУРНИФ» стабильна, предприятия располагают оптимальной структурой источников средств, их деятельность отличается рентабельностью и высокой оборачиваемостью. Предприятия имеют высокий потенциал для реализации агрессивной стратегии и завоевания большей доли рынка.
Низкое значение ИП для ОАО «Преображенская база тралового флота» объясняется относительно низкой рентабельностью продукции и активов, низким значением абсолютной ликвидности. Мы рекомендуем ОАО «Преображенская база тралового флота» проведение стратегии, направленной на укрепление своих позиций в отраслевом рынке.
Разработанная нами методика может использоваться как для действующих, так и для проникающих в отраслевой рынок организаций, в том числе по группам предприятий образованных внутрирыночными барьерами. Предлагаемая методика применима для таких типов рыночных структур, как: олигополия с конкурентным окружением и монополистическая конкуренция.
На наш взгляд, имеет место положительный эффект от использования предложенной методики не только для конкретных организаций, но и для отдельных рынков в целом. Это объясняется тем, что повсеместное использование методики может способствовать повышению активности конкуренции на рынках с низким уровнем конкурентной реакции и его понижению на рынках с высоким уровнем конкурентной реакции. Следовательно, повсеместное использование предложенной методики будет благоприятствовать достижению равновесия активности конкуренции на отдельных рынках, их развитию и формированию высококонкурентной рыночной среды.
В заключении изложены основные результаты исследования, а также выводы и рекомендации.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Николаев Д.В. Оценка активности конкурентного окружения и её применение в стратегическом планировании/ Д.В. Николаев // Интеграл. - 2011.- №3(65) Май-Июнь. – 0,13 п.л.
2. Николаев Д.В. Проблемы и перспективы инвестиционно-инновационной стратегии развития промышленности Приморского края / Д.В. Николаев, О.Н. Самигулина, Л.В. Акимова, Л.А. Сахарова // Интеграл. –2010. - №3(53) май-июнь. – С.64-65. – 0,25 п.л.
Прочие научные публикации:
3. Николаев Д.В. Анализ основных моделей стратегического планирования/ Д.В. Николаев, О.Н. Самигулина // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края: сб. науч. ст. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2011. – С. 31-39. – 0,51 п.л.
4. Николаев Д.В. К вопросу о разработке критериев выбора стратегических альтернатив развития предприятия с учётом оценки состояния интенсивности конкуренции продавцов, действующих на отраслевом рынке / Д.В. Николаев // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края: сб. науч. ст. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2011. – С. 40-45. - 0,34 п.л.
5. Николаев Д.В. Оценка интенсивности конкуренции на основе показателей концентрации и рентабельности/ Д.В. Николаев // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края. Межвузовский сб. науч. ст. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2011.– С. 25-31.- 0,37п.л.
6. Николаев Д.В. Научно-технический потенциал становления и развития постиндустриальной экономики России./ Д.В. Николаев// Потенциал развития России XXI века: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2007 г. – С.77-79. – 0,13п.л.
7. Николаев Д.В. Оценка инновационной активности промышленных предприятий Приморского края / Д.В. Николаев // Проблемы и перспективы развития экономики Приморского края: сб. науч. ст. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2007. – С. 84-87. – 0,22 п.л.
8. Николаев Д.В. Состояние и перспективы развития предприятий обрабатывающей промышленности в Приморском крае / Д.В. Николаев // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сборник статей V международной научно-практической конференции. – Пенза: «Приволжский Дом знаний», 2007. – С.144 – 146. – 0,15 п.л.
Николаев Дмитрий Валентинович
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА БАЗЕ ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ
(на примере предприятий рынка рыбопродукции Приморского края)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Подписано в печать 09.09.2011
Формат 60х84/16 Уч. изд. л. 1,00. Усл. печ. л. 1,35
Тираж 150 экз. Заказ
Отпечатано в типографии
Издательско-полиграфического комплекса ДВФУ,
690950, г.Владивосток, ул. Алеутская, 56
22
[1] Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. // Электронная база нормативных документов «Консультант».
[2] Авторский расчет по данным ответа на индивидуальный запрос из Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю №19 св-39м/182.
[3] Рассчитано на основе данных бухгалтерской отчётности ОАО «НБАМР», ОАО «ТУРНИФ», ОАО «Преображенская база тралового флота» за 2009 год и официального сайта статистики России: www.gks.ru. Условные обозначения: РП – рентабельность продаж, РА – рентабельность активов, СЗ – соотношение заёмных и собственных средств, КА – коэффициент автономии, ОО - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, АЛ - коэффициент абсолютной ликвидности, ТЛ – коэффициент текущей ликвидности, ДО – длительность оборота оборотных средств, ДК – длительность погашения краткосрочной кредиторской задолженности.