Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является научно-методическое обоснование выбора конкурентной стратегии управления организацией.
Для достижения указанной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующиезадачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий;
- изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий.
Введение. 3
Глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия.. 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия. 5
1.2. Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. 6
Глава 2. Конкурентная стратегия управления организацией.. 10
2.1. Сущность стратегии организации. 10
2.2. Типы стратегий управления организацией. 12
2.3. Подходы к выработке стратегии. 13
2.4. Определение стратегии фирмы.. 19
2.5. Развитие концепции управления предприятием.. 25
2.6. Последовательность реализации системы обеспечения конкурентоспособности. 33
Заключение. 34
Список используемых источников.. 36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия.. 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия. 5
1.2. Механизм
обеспечения
Глава 2. Конкурентная стратегия управления организацией.. 10
2.1. Сущность стратегии организации. 10
2.2. Типы
стратегий управления
2.3. Подходы к выработке стратегии. 13
2.4. Определение стратегии фирмы.. 19
2.5. Развитие
концепции управления
2.6. Последовательность
реализации системы
Заключение. 34
Список используемых источников.. 36
введение
Актуальность. Предприятия Российской Федерации находятся на этапе структурных преобразований. Устойчивое функционирование предприятия в значительной степени определяется эффективностью его развития. Стратегия устойчивого развития предприятия направлена на повышение конкурентоспособности его продукции за счет умения предприятия эффективно использовать финансовый, производственный, интеллектуальный и трудовой потенциалы.[1]
Развитие
предприятий и их место в рыночной
экономике зависят от уровня конкурентоспособности,
а также умения адаптироваться к
сложившимся социально-
Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем увеличения полезности для потребителя производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, примут различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы. Если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к достижению цели. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.
Возрастание
динамизма изменений в
Вопросы
повышения
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является научно-методическое обоснование выбора конкурентной стратегии управления организацией.
Для достижения указанной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующиезадачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение
сущности и понятия «
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ
тенденций развития
- изучение
взаимосвязи уровня
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка
стратегии повышения
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.
Объект исследования - современная конкурентная стратегия управления организацией.
Теоретической и методологической основой исследования являются экономическая теория, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения конкурентоспособности предприятий.
глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия
1.1.
Конкурентоспособность
предприятия
Основной
целью любой фирмы в условиях
рыночной экономики является сохранение
и расширение своих позиций на
рынке (или его сегменте), рост или,
по крайней мере, стабильное получение
прибыли. Это возможно только при
ориентации на максимизацию прибыли, главным
средством достижения которой выступает
обеспечение высокой
Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, - в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др.[4] Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.
Конкурентоспособность
фирмы - понятие относительное. Она
может быть выявлена и оценена
только путем сравнения фирм, выпускающих
аналогичную продукцию или
Теория
конкурентоспособности фирмы и
ее конкурентных преимуществ разработана
в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера,
Б. Олина и др. Однако новые тенденции в
развитии мировой экономики потребовали
пересмотра ортодоксальных взглядов.
В последнее десятилетие наиболее значительный
вклад в разработку проблем конкурентоспособности
фирм внесли американские экономисты
И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины
высокой конкурентоспособности фирм,
эти экономисты пришли к выводу, что она
во многом зависит от наличия и эффективного
использования сложившихся в стране базирования
условий: необходимых факторов производства,
развитого спроса, зрелости конкурентной
среды, качества управления, разумной
государственной политики и даже благоприятных
случайностей.
1.2.
Механизм обеспечения
конкурентоспособности
предприятия
Конкурентные
преимущества фирмы обеспечиваются
в процессе конкурентной борьбы с
так называемыми пятью силами
(направлениями) конкуренции, т.е. с
другими продавцами аналогичной
продукции, фирмами - потенциальными конкурентами,
производителями заменителей, поставщиками
ресурсов, покупателями ее продукции.
Их можно рассматривать как
Рис. 1.
Модель пяти сил (направлений) конкуренции
Модель
пяти сил (направлений) конкуренции - это
эффективный метод анализа
Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого процесса в современных российских условиях?
Конкурентная
сила поставщиков
экономических ресурсов определ
Одним из наиболее эффективных методов усиления позиции фирм - покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами - производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.
В условиях
современной России вертикальная интеграция
получает значительное развитие посредством
создания холдингов или финансово-
Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия - потребители инвестиционных товаров, а также физические лица - конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров[7].
Немаловажное значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических лиц - конечных потребителей товаров.
Одним
из наиболее эффективных средств
усиления позиций фирм-производителей
в отношении покупателей
Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.
Информация о работе Конкурентная стратегия управления организацией