Конкурентная стратегия управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является научно-методическое обоснование выбора конкурентной стратегии управления организацией.
Для достижения указанной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующиезадачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий;
- изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия.. 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия. 5
1.2. Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. 6
Глава 2. Конкурентная стратегия управления организацией.. 10
2.1. Сущность стратегии организации. 10
2.2. Типы стратегий управления организацией. 12
2.3. Подходы к выработке стратегии. 13
2.4. Определение стратегии фирмы.. 19
2.5. Развитие концепции управления предприятием.. 25
2.6. Последовательность реализации системы обеспечения конкурентоспособности. 33
Заключение. 34
Список используемых источников.. 36

Файлы: 1 файл

Конкурентная стратегия управления организацией.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

Конкурентная стратегия управления организацией

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. 3

Глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия.. 5

1.1. Конкурентоспособность  предприятия. 5

1.2. Механизм  обеспечения конкурентоспособности  предприятия. 6

Глава 2. Конкурентная  стратегия  управления  организацией.. 10

2.1. Сущность  стратегии организации. 10

2.2. Типы  стратегий управления организацией. 12

2.3. Подходы  к выработке стратегии. 13

2.4. Определение  стратегии фирмы.. 19

2.5. Развитие  концепции управления предприятием.. 25

2.6. Последовательность  реализации системы обеспечения  конкурентоспособности. 33

Заключение. 34

Список  используемых источников.. 36

введение   

Актуальность. Предприятия Российской Федерации находятся на этапе структурных преобразований. Устойчивое функционирование предприятия в значительной степени определяется эффективностью его развития. Стратегия устойчивого развития предприятия направлена на повышение конкурентоспособности его продукции за счет умения предприятия эффективно использовать финансовый, производственный, интеллектуальный и трудовой потенциалы.[1]

Развитие  предприятий и их место в рыночной экономике зависят от уровня конкурентоспособности, а также умения адаптироваться к  сложившимся социально-экономическим  условиям.[2]Конкурентоспособность  каждого отдельного предприятия  складывается под воздействием различных факторов производственно-экономической деятельности. Важное значение в этом занимают качество выпускаемой продукции, уровень используемой техники и технологии, организации производства, труда и управления, развития социальной среды. Отсутствие научно-методического обоснования повышения конкурентного статуса предприятия подтверждает актуальность данной работы.

Совершенно  очевидно, что к одной и той  же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем  увеличения полезности для потребителя производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, примут различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы. Если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к достижению цели. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.

Возрастание динамизма изменений в окружении  фирмы, усиление конкуренции, увеличение угроз и возможностей для осуществления  бизнеса, глобализация и интернационализация  экономических процессов и ряд других факторов обусловили переход к стратегическому управлению. Стратегическое управление, осуществляемое высшим руководством организации, предполагает установление динамического взаимодействия организации с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих организации выжить в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Вопросы повышения конкурентоспособности предприятий нашли определенное отражение в работах известных ученых. Однако, несмотря на важность проведенных ими исследований, многие аспекты этой проблемы не были изучены. Так, вопросы повышения качества продукции, надежности оборудования, их влияние на уровень конкурентоспособности предприятий не были проработаны в достаточной мере. Этим обосновывается выбор темы исследования и круг научных проблем, являющихся предметом изучения.

Теоретическую базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

Цель  и задачи исследования. Целью исследования является научно-методическое обоснование выбора конкурентной стратегии управления организацией.

Для достижения указанной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующиезадачи:

- определение  роли и значения конкуренции  для повышения эффективности производства;

- изучение  сущности и понятия «конкурентоспособность»;

- выявление  факторов, влияющих на повышение  уровня конкурентоспособности предприятий;

- анализ  тенденций развития конкурентоспособности  предприятий;

- изучение  взаимосвязи уровня конкурентоспособности  предприятий и качества продуктов;

- разработка  методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;

- разработка  стратегии повышения конкурентного  статуса предприятий.

Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия.

Объект  исследования - современная конкурентная стратегия управления организацией.

Теоретической и методологической основой исследования являются экономическая теория, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам повышения конкурентоспособности предприятий.

глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия

1.1. Конкурентоспособность  предприятия  

Основной  целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение  прибыли. Это возможно только при  ориентации на максимизацию прибыли, главным  средством достижения которой выступает  обеспечение высокой конкурентоспособности.[3]

Все большую  актуальность эта проблема приобретает  для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, - в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров  и др.[4] Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.

Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она  может быть выявлена и оценена  только путем сравнения фирм, выпускающих  аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Теория  конкурентоспособности фирмы и  ее конкурентных преимуществ разработана  в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.  

1.2. Механизм обеспечения  конкурентоспособности  предприятия  

Конкурентные  преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с  так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с  другими продавцами аналогичной  продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию  взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).[5]

Рис. 1. Модель пяти сил (направлений) конкуренции   

Модель  пяти сил (направлений) конкуренции - это  эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение  фирмы на рынке. Эта модель дает возможность  более целенаправленно оценить  конкурентную обстановку на рынке и  на этой основе разработать такой  вариант долгосрочной стратегии  фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия  конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого  процесса в современных российских условиях?

Конкурентная  сила поставщиков  экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм - потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.[6]

Одним из наиболее эффективных методов  усиления позиции фирм - покупателей  ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами - производителями сырья  или поставщиками комплектующих  изделий путем создания вертикально-интегрированных  компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая  защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная  координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую  цепочку.

В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством  создания холдингов или финансово-промышленных групп.

Конкурентная  сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия - потребители инвестиционных товаров, а также физические лица - конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров[7].

Немаловажное  значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с  предприятий, минуя торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного  кредитования физических лиц - конечных потребителей товаров.

Одним из наиболее эффективных средств  усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы деятельности фирм за счет: приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).

Сила  фирм, потенциально готовых выйти  на данный рынок товаров  и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся высокая монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.

Информация о работе Конкурентная стратегия управления организацией