Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является научно-методическое обоснование выбора конкурентной стратегии управления организацией.
Для достижения указанной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующиезадачи:
- определение роли и значения конкуренции для повышения эффективности производства;
- изучение сущности и понятия «конкурентоспособность»;
- выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности предприятий;
- анализ тенденций развития конкурентоспособности предприятий;
- изучение взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятий и качества продуктов;
- разработка методических подходов к определению уровня конкурентоспособности предприятий;
- разработка стратегии повышения конкурентного статуса предприятий.
Введение. 3
Глава 1. Понятие конкурентноспособности предприятия.. 5
1.1. Конкурентоспособность предприятия. 5
1.2. Механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. 6
Глава 2. Конкурентная стратегия управления организацией.. 10
2.1. Сущность стратегии организации. 10
2.2. Типы стратегий управления организацией. 12
2.3. Подходы к выработке стратегии. 13
2.4. Определение стратегии фирмы.. 19
2.5. Развитие концепции управления предприятием.. 25
2.6. Последовательность реализации системы обеспечения конкурентоспособности. 33
Заключение. 34
Список используемых источников.. 36
Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках[8]. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей - это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.[9]
Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфический черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно-командной системы.
Конкуренция
принимает явно выраженный наступательный,
агрессивный характер, когда с
появлением новых видов товаров
формируются новые сегменты рынка,
проникновение на которые сулит
возможность получать высокую прибыль.
В этих условиях более крупные
фирмы, стремясь увеличить свою долю
на рынке, действуют агрессивно, скупая
более мелкие фирмы, внедряя на них
новые технологии и расширяя выпуск
продукции под своей торговой
маркой. В России подобный характер
конкуренция приобретает в тех
пока немногочисленных отраслях экономики,
которые раньше других вышли из кризиса
(так называемые точки роста), ориентированы
на реальный платежеспособный спрос
и где в этой связи конкурентная
борьба принимает агрессивные формы.[
Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.
Все основные
направления укрепления конкурентных
позиций фирм находят отражение
при разработке ими долгосрочной
стратегии, которая в современных
российских условиях имеет ряд особенностей
по сравнению со стратегиями фирм,
функционирующих в условиях развитой
рыночной экономики[11]. Во-первых, целевой
установкой фирм часто является не
только обеспечение устойчивой прибыли,
но и сохранение занятости, чтобы
избежать обострения социальной напряженности.
Во-вторых, резко повышенная степень
и специфический характер рисков
принимаемых решений, к которым
в первую очередь относятся частые
изменения в государственной
финансово-кредитной, налоговой, таможенной
политике, а также низкая платежеспособность
покупателей продукции фирмы, включая
государственные ведомства и
учреждения.
Глава 2. Конкурентная стратегия управления организацией
2.1.
Сущность стратегии
организации
Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления. Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии[12].
Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного плана.
Такой
подход, бесспорно, основывается на том,
что все изменения
При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении,стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Такое
понимание стратегии исключает
детерминизм в поведении
Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.
Примерами стратегий второго типа, т.е. тех, с которыми имеет дело стратегическое управление, могут служить следующие стратегии[13]:
- увеличить долю объема продаж на рынке до определенного процента, не понижая при этом цены;
- начать производство определенного продукта при одновременном сокращении производства другого продукта;
- проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентом;
- осуществить переход на групповую форму организации труда.
Наряду со стратегиями в стратегическом управлении организацией очень большую роль играют правила, которые, так же как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный либо же предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, некоторые же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации, либо же отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют очень долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или же для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации может быть изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т. п.
Примеры из практики бизнеса. Одним из новых продовольственных продуктов, с которым познакомились жители крупных городов России (в первую очередь это относится к Москве), явился йогурт. Будучи с одной стороны похожим на традиционно потребляемый горожанами кефир и в то же время отличаясь от него и по разнообразию вкусовых добавок, и по разнообразию форм расфасовки, йогурт довольно быстро превратился в продукт достаточно широкого и устойчивого спроса. Активную роль на российском рынке йогуртов играют немецкие компании, производящие этот продукт. Одной из таких компаний является фирма «Зотт».
Созданная в 1926 г. компания «Зотт» входит в число ведущих немецких компаний, производящих йогурт. Достаточно сказать, что на ее долю в Германии приходится свыше 50% продаж сливочного и свыше 12% продаж фруктового йогурта, фирма «Зотт» реализует свою продукцию не только в Германии. На экспорт, который идет в 36 стран мира, приходится примерно треть объема ее продаж. Активные действия на российском рынке компания «Зотт» начала в 1993 г. Интерес к России был обусловлен не только тем, что открывался новый рынок, на который уже достаточно успешно внедрился один из основных ее конкурентов, немецкая фирма «Зюдмильх», но также и тем, что спрос на жирный сливочный йогурт оказался под угрозой сокращения в силу расширения в Западной Европе движения за здоровое безжировое питание. В России такой угрозы не предвиделось.
Придя на российский рынок, фирма «Зотт», пытаясь наверстать упущенное, поспешно заключила договоры с импортерами йогурта, которые уже работали с фирмой «Зюдмильх». В результате сложилась такая ситуация, при которой импортеры одновременно продавали товары конкурирующих фирм. Эта ситуация выглядела не совсем нормальной с точки зрения принятых норм ведения бизнеса. При этом фирма «Зюдмильх» в силу того, что она раньше начала работать с импортерами, а также того, что сумела лучше организовать с ними работу, стала добиваться на российском рынке конкурентных преимуществ по сравнению с фирмой «Зотт».
Чтобы
улучшить свое положение на российском
рынке, компания «Зотт» в конце 1995 г. пошла
на коренное изменение своих отношений
с российскими импортерами ее продукции.
Во-первых, было сокращено число импортеров
и перезаключены соглашения с теми, с кем
фирма решила продолжить работу. Во-вторых,
фирма «Зотт» заключила соглашение с созданной
в конце 1995 г. компанией «Грот», которая
взяла на себя обязательство заниматься
импортом в Россию только ее продукций.
При этом компания «Зотт» предоставила
фирме «Грот» некоторые особые условия
по сравнению с другими импортерами производимых
ею йогуртов. Кроме этого фирма «Зотт»
в нескольких регионах России открыла
юридически самостоятельные, но реально
полностью ей подконтрольные компании.
Все же остальные российские компании
должны были работать через эти региональные
представительства компании «Зотт». Фирма
«Зюдмильх» повела себя совсем по-другому.
Она заключила соглашение с шестью российскими
компаниями, сделав их официальными дистрибьюторами
ее йогурта[14].
2.2.
Типы стратегий
управления организацией
Определение
стратегии для фирмы
Как было сказано ранее, в самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении ее на верхнем уровне управления организацией. Для уровня, находящегося ниже в организационной иерархии, стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее в данной главе будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений.
При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке[15]:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжить;
- в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на том:
- что организация делает и чего не делает;
- что более
важно и что менее важно в осуществляемой
организацией деятельности.
2.3.
Подходы к выработке
стратегии
Как считает
один из ведущих теоретиков и специалистов
в области стратегического
Информация о работе Конкурентная стратегия управления организацией