Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационной культуры, ее формирование и развитие.
Объект исследования – организационная культура.
Предмет исследования – формирование и развитие организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Определение организационной культуры. ………………………………………4
Свойства и функции организационной культуры…………………………….. ..6
Структура и модели организационной культуры………………………………..8
Внешние проявления организационной культуры………………………………9
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР……………………10
Классификация организационных культур. ……………………………………. 10
.Специфика корпоративной культуры в российских компаниях……………….18
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ…….19
3.1. Формирование организационной культуры ………………………………………..19
3.2. Поддержание организационной культуры………………………………………….24
3.3. Изменение организационной культуры……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..35
Фонс Тромпенаарс также
1. Семья
2. Эйфелева башня
3. Управляемая ракета
4. Инкубатор
Эти четыре метафоры иллюстрируют отношение работников к их представлению об организации.
Сравнительные параметры |
Эгалитарность (равенство) |
Иерархия |
Личность |
Инкубатор Культура, ориентированная на достижение |
Семья Культура, ориентированная на власть |
Цель |
Управляемая ракета. Культура, ориентированная на задачу |
Эйфелева башня Культура, ориентированная на роль |
2.1.2 Параметрическое основание классификации.
Основывается на выборе критериев и параметров, задающие измерения организационной культуры.
Описание типов культур по К. Камерону и Р. Куину.
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
2.1.3 Некоторые типы современной российской организационной культуры
Некоторые российские исследователи выделяют следующие типы современной российской организационной культуры: «друзья», «семья», культура «начальника».
Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация с типом «семья» характеризуется жесткой иерархией, существуют роли отца и матери, старших и младших сестер и братьев. Взаимоотношения основаны на чувствах, полное отсутствие каких-либо официальных правил. Руководитель уверен, что подчиненные должны понимать его с полуслова и полунамека, а подчиненные, не получая четких указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них хочет. Такая «игра в телепатию» приводит к серьезным ошибкам и потерям для организации. Как правило, при жесткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены. Каждый «старший» может что-то поручать любому «младшему», иметь с ним секреты, а каждый «младший» стремится проявить себя перед «отцом». Каждый здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных отношений.
Культура «начальника» характеризует тот факт, что в России существует страх перед начальником, руководителем. В то же время все проблемы организации связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а иногда просто глупыми. Сотрудники верят, что в других компаниях есть хорошие руководители, которые могли бы все изменить и сделать лучше. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную беспомощность.
2.2. Специфика корпоративной
культуры в российских компаниях
Для России всегда были характерны
вертикальные структуры. Такое "иерархическое"
отношение к управлению сложилось в значительной
степени под влиянием командно-административной
системы и сохранилось впоследствии, поскольку
появившиеся капиталисты стремились держать
свои предприятия под жёстким контролем.
В результате в России доминирует тип
управления, определяющийся значительной
концентрацией власти в руках собственника.
Не секрет, что пока даже самые передовые российские компании всё ещё гораздо менее эффективны, чем международные, и лишь отчасти это объясняется отсутствием функциональных знаний и навыков. Многие российские компании сталкиваются с одними и теми же проблемами: это безразличие сотрудников и отсутствие у них инициативы, сложности с реализацией принятых решений и поиском новых путей развития. Всё это — симптомы недостаточного развития лидерства. В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании уделяют много времени. Для российского бизнеса это пока в новинку, хотя в большинстве своём российские компании достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал становится серьёзным препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности. У российских компаний одни и те же проблемы: как достичь намеченных целей, где искать людей, которые благодаря своим знаниям и лидерским качествам смогут определять направление перемен и добиваться реализации поставленных задач.
Среди факторов, препятствующих
развитию лидерства на разных уровнях
организации, можно выделить привычку
работать в иерархической структуре
и потому иерархично мыслить. Ничего
удивительного в этом нет: долгие
годы людям не доверяли, их не допускали
к принятию важных решений, им никогда
не предлагали разделить ответственность
за управление предприятием. В результате
сложился стереотип, в соответствии с
которым, чем больше ответственности и
полномочий руководитель делегирует подчинённым,
тем он слабее. То есть делегирование полномочий
воспринимается как слабость руководителя,
а не сила. В западной культуре делегирование
полномочий рассматривается с совершенно
других позиций, там это скорее умение
подобрать нужных людей и тем самым обогатить
лидерский потенциал компании.
Некоторые из российских особенностей,
осложняющих развитие управленческих
качеств у широкого круга менеджеров,
объясняются культурной спецификой, другие
носят структурный характер, третьи связаны
с молодостью российского бизнеса
У российских компаний из-за их молодости и бурного развития нет пока такой сильной объединяющей культуры, как у западных. Поэтому сотрудники зачастую разобщены и слабо мотивированы. Таким образом, одна из важнейших задач, которая на самом деле стоит перед большинством современных российских управленцев, — превращение компаний в боеспособные, сплочённые подразделения, где хорошо будут развиты навыки взаимодействия и реализации решений.
Основные проблемы развития корпоративных культур российских компаний. Доминирование личных отношений над профессиональными. Личные отношения играют в России гораздо большую роль, чем в типичной западной культуре. Характер личных отношения с людьми, принимающими решения, а не профессионализм, и по сей день остаются во многих организациях решающим фактором.
Неумение работать в команде. Советская система управления держалась на строгой иерархичности, и поэтому многие российские бизнес-лидеры, несмотря на свои индивидуальные достоинства, пока не научились работать в команде и налаживать командный подход в целом.
Чрезмерный контроль
и нечёткое распределение
Отсутствие опыта
и культуры развития персонала.
Российские компании делают упор на финансовые
способы стимулирования сотрудников,
но не всегда уделяют достаточно внимания
другим, не менее действенным факторам
мотивации – причастности к общему видению,
эмоциональной привязанности к работе
и команде, образованию и так далее.
Недостаток талантливых лидеров-управленцев
высшего звена; невысокий уровень профессиональной
подготовки и развития менеджеров среднего
звена;
Низкий уровень
деловой культуры. В связи с этим,
многие российские компании ужа начали
разработку и внедрение специальных программ
изменений. Изменения эти довольно значительны:
это ориентация на производительность,
выход на новый уровень прозрачности (когда
эффективность работы всех сотрудников
будет объективно измеряться и постоянно
оцениваться), расширение возможностей
для развития людей. Такая программа должна
коснуться всей организации, поскольку
она нацелена на развитие управленческих
и лидерских качеств на разных её уровнях.
Основная цель таких программ — делегировать
людям полномочия, повысить их лидерский
потенциал, но одновременно создать условия,
при которых будет чётко измеряться их
личная эффективность.
В настоящее время многие исследователи
с оптимизмом смотрят на перспективы развития
культуры управления в России в будущем.
В России появляется много молодых предпринимателей
и менеджеров, образованных, активных
и умеющих работать в команде. Большое
количество российских предпринимателей,
поработав и набравшись опыта в международных
западных и американских компаниях, возвращаются
в Россию и осуществляют политику изменений,
учитывая при этом российскую специфику.
На основании этого делается позитивный
прогноз, что скоро в России не будет недостатка
в талантливых лидерах.
В результате взаимного влияния и особенностей российских реалий формируется действительно особая корпоративная культура.
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Формирование организационной культуры
Организационная культура формируется как реакция на новые ситуации (внутри и вовне организации). Это позволяет организации адаптироваться к изменившимся условиям и достигать своих целей. Каждый раз организация определяет что хорошо, а что плохо в данной ситуации и выбирает приемлемый для себя способ поведения. Такими ситуациями, требующими выбора, могут быть:- необходимость создания общего языка, единой терминологии внутри организации, облегчающей процесс работы- установление норм, регулирующих неформальные отношения между членами организации (в том числе между сотрудниками разного пола)- выработка оценок, устанавливающих, что в поведении желательно, а что нет- механизм наделения (или лишения) власти и прав, закрепление определенного статуса- необходимость выработки и достижения целей- выбор методов достижения целей и др. Решение этих ситуаций проходит либо целенаправленно, принимается всеми сотрудниками, возможно, закрепляется документально.
На формирование организационной культуры оказывают влияние ряд факторов:
Информация о работе Фомирование и развитие организационной культуры