Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:19, реферат
Элементы, составляющие культуру организации:
Во-первых, это миссия организации. Миссия организации – концепции ее жизнедеятельности, объясняющая ее предназначение во внешней среде. Миссия организации есть самое общее целеполагание, краткое выражение функций, которое она призвана выполнить в обществе.
Структура организационной культуры.
Элементы, составляющие культуру организации:
Во-первых, это миссия организации. Миссия организации – концепции ее жизнедеятельности, объясняющая ее предназначение во внешней среде. Миссия организации есть самое общее целеполагание, краткое выражение функций, которое она призвана выполнить в обществе. Она выражается через четко сформулированные идеи, цели, задачи, котороые определяют пользу ее деятельности и ответственность за нее. На их основе разрабатывается стратегия и политика организации по реализации ее внутренних и внешних целей.
Во-вторых, философия организации как совокупность базовых принципов ее функционирования, определяющая смысл ее существования и ее доминирующие ценности, которые также разрабатываются управленческой командой.
В-третьих, «командный дух»
- те технологии управленческой команды,
которые формируют доверие, приверженность,
сплачивающие персонал организации. Командный
дух создает духовно-
В-четвертых, стиль руководства как совокупность приемов и способов, методов осуществления власти в организации. От характеристики стиля. Руководства (авторитарный, демократический, либеральный) зависит и тип корпоративной культуры организации ( жесткая или мягкая, гибкая корпоративная культура).
В-пятых, корпоративный (фирменный) стиль. Он имеет много проявлений и выражает корпоративную символику (флаг, герб, гимн), фирменную одежду, корпоративный язык, имидж первого лица, стиль менеджмента организации, культуру общения руководства с подчиненными, деловую репутацию организации.
В-шестых, это перечень корпоративных стандартов, включающих Устав организации, Положения о структурных подразделениях. Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, программу адаптации персонала, программу обучения и развития персонала, программу работы с молодыми специалистами, кодекс служебной этики и др.
В-седьмых, это система выборов и предпочтений руководителей, система и культура поощрений и наказаний, существующих в организации и проводимых администрацией (Положение о заработной плате, Положение о премировании, Положение о мотивации работников, где определены критерии поощрений и наказаний). Эта система должна быть прозрачна для каждого работника.
В-восьмых, это система выборов и предпочтений руководителей, с помощью которых формируется кадровый резерв. В любой организации существуют определенные приоритеты по выдвижению людей в кадровый резерв. Эта система должна быть прозрачной понятной каждому работнику. Каждый работник в организации должен знать критерии набора, отбора и продвижение кадров, кто, за что и как вознаграждается и продвигается, иначе невозможно сформировать сильную и гибкую корпоративную культуру.
И, наконец, в-девятых, деловой этикет, и протокол - форма поведения руководителей, в которую облекается корпоративная культура, эта основа поведенческого менеджмента.
Можно выделить уровни организационной культуры. Известный исследователь корпоративной культуры Э. Шайн выделяет следующие уровни организационной культуры.
Первый поверхностный уровень- уровень артефактов. Это видимые организационные структуры и процессы , наблюдаемое поведение, архитектура, технология, стиль одежды, мифы и истории, внешние ритуалы и церемонии и др. Это то, что легко наблюдать и трудно интерпретировать.
Второй предповерхностный уровень – это провозглашаемые ценности организации. Это стратегия, цели, философия и организации.
Третий, глубинный уровень – это базовые представления как первичный источник ценностей и поступков. Они требуют более глубокого осмысления и изучения. Базовые представления не оспариваются и поэтому их очень трудно изменить.
В структуре организационной культуры выделяется 8 основных блоков.
Во-первых, ценностно-нормативный блок – это основные жизненные ценности, разделяемые персоналом организации, это образцы, модели, паттерны поведения, это организационные нормы и правила поведения людей, складывающиеся стихийно десятилетиями.
Во-вторых, организационная структура. Здесь и проходит один из водоразделов корпоративной и организационной культуры. В любой организации в рамках корпоративной культуры формируется формальная структура организации, представляющая собой иерархию социальных статусов, должностей, а в рамках организационной культуры формируются неформальная структура организации, представляющая собой распределение неформальных ролей (лидеров, «звезд», генераторов идей и т.д.) и личностных статусов в организации.
В-третьих, культурная сеть организации, включающая:
В-четвертых, структура коммуникаций в организации, которая проявляется в соотношении формальных ( приказы, распоряжения и указания) и неформальных (слухи и сплетни) потоков информации в организации, в особенностях устной и письменной речи, невербальные коммуникации, жаргоне, речевом этикете ( форме обращения и общения сотрудников, руководителя и подчиненных, принятой в организации, в дистанции общения).
В-пятых, структура социально-
В-шестых, трудовая этика и мотивирование, проявляющееся в отношении к труду, ответственности за работу и ее качество, оценки работы и ее вознаграждение, удовлетворенности и неудовлетворенности трудом, позитивности или конфликтности.
В-седьмых, мифологическая структура организации – это ее история, предания, мифы и легенды о героях организации.
В-восьмых, структура внешней идентификации организации – это корпоративный имидж как система внешних и внутренних сигналов о значительности организации, ее месте на рынке товаров или услуг; деловая репутация; корпоративный PR: техника и процедура презентаций, рекламные кампании, фирменный стиль, одежда, мебель, дизайн, архитектура, рекламные атрибуты: логотип и слоган.
Корпоративная культура – целенаправленно формируемая управленческой командой система норм, правил, образцов поведений.
Организационная культура – стихийно формируемая система реальных ценностей, норм, правил, образцов поведения общих для всех сотрудников данной организации