Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проведение теоретических и практических исследований и анализ состояния гостиничной индустрии в России.
Задачи:
- отследить тенденцию развития гостиничного бизнеса в РФ;
- выявить основные проблемы развития индустрии гостеприимства;
- рассмотреть динамику инвестиций в российскую гостиничную индустрию;
- дать прогноз развития российской индустрии гостеприимства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I: Специфика и особенности гостиничной индустрии России
1.1 Обзор текущего состояния и тенденция развития гостиничной индустрии в России……………………………………………………………5
1.2 Статистика гостиничного фонда в РФ……………………………11
РАЗДЕЛ II: Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России
2.1 Основные проблемы индустрии гостеприимства в России…….14
2.2 Инвестиции в российскую гостиничную индустрию……………17
2.3 Прогнозы развития гостиничной индустрии в России…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………..…

Файлы: 1 файл

Мониторинг и прогноз развития комплекса гостиничных услуг.docx

— 339.87 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ I: Специфика и особенности гостиничной индустрии России

1.1 Обзор текущего состояния  и тенденция развития гостиничной индустрии в России……………………………………………………………5

1.2 Статистика гостиничного фонда в РФ……………………………11

РАЗДЕЛ II: Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России

2.1 Основные проблемы индустрии гостеприимства в России…….14

2.2 Инвестиции в российскую  гостиничную индустрию……………17

2.3 Прогнозы развития гостиничной индустрии в России…………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..….27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………..……28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики. Размещение - самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия - суть системы гостеприимства. Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Настоящая курсовая работа посвящена анализу состояния российского рынка гостиниц. Отдельное внимание уделено состоянию и динамике гостиничной индустрии в России, выделены основные факторы, влияющие на ее развитие, охарактеризованы стратегии инвесторов.

Выделяются основные проблемы, анализируются прогнозы развития комплекса гостиничных услуг в России.

Цель курсовой работы: проведение теоретических и практических исследований и анализ состояния гостиничной индустрии в России.

Задачи:

- отследить тенденцию  развития гостиничного бизнеса  в РФ;

- выявить основные проблемы  развития индустрии гостеприимства;

- рассмотреть динамику  инвестиций в российскую гостиничную  индустрию;

- дать прогноз развития  российской индустрии гостеприимства.

Объект исследования: развитие гостиничной индустрии в Российской Федерации.

Предмет исследования: динамика развития комплекса гостиничных услуг в РФ.

Метод сбора данных:

Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, интернет-материалов компаний, специализированной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

1.1 Обзор текущего  состояния и тенденция развития гостиничной индустрии в России

Лидерами по развитию гостиничного бизнеса в РФ сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске. От них немного отстает Дальний Восток. На рис.1.1 представлен список городов лидеров Российского рынка гостиничных услуг по данным исследования HVS ("Эс-Кей-Си Экзекьютив Серч Лимитед", консалтинговое агентство в сфере гостиничного бизнеса)

Рисунок 1.1 Лидеры рынка гостиничных услуг в России 2010-2011

Анализируя общее количество гостиниц в России, следует отметить, что с 2006 года количество гостиничных предприятий стало постепенно увеличиваться. В табл. 1.2 отражены собранные основные показатели гостиничных предприятий РФ в период с 2005 по 2008 год.

Табл. 1.2 Гостиничная база России 2005-2008 (источник: данные Госкомстата РФ за 2008 г.)

2005

2006

2007

2008

3626

4000

4369

4512


 

Всего, по данным Госкомстата РФ, по состоянию на конец 2005 года на российском рынке гостиничных услуг работало 3 тыс. 626 гостиниц, номерной фонд которых составил 370 тыс. мест.

В 2006 году работало уже около 4 тыс. гостиниц, включая санатории и пансионаты. Номерной фонд российских гостиниц в 2006 году составил более 410 тыс. мест.

В 2007 году в России работало 4 369 гостиниц (включая санатории и пансионаты) на 468 тыс. мест.

В 2008 году количество Российских гостиниц продолжило увеличиваться, и составило 4 512 гостиниц. Номерной фонд гостиниц составил 4 970 тыс. мест.

Мировой опыт организации гостиничного бизнеса показывает, что сетевое объединение позволяет достичь наиболее высоких показателей заполняемости отелей и максимальных финансовых результатов. Эти факторы и предопределили основную тенденцию развития российского бизнеса в последние 2-3 года: активное освоение рынка ведущими международными сетевыми игроками и создание национальных гостиничных сетей.

В России насчитывается почти 3,4 тыс. гостиниц. Лишь 4% из этого количества находится в иностранной и совместной собственности или имеют договоры на управление или франшизу с какой-либо известной иностранной компанией.

Один из наиболее активных зарубежных игроков на рынке России - шведская компания REZIDOR SAS HOSPITALITY (брэнды Radisson (5*) и Park Inn (3-4*), владеющая 6 отелями - по одному в Москве и Санкт-Петербурге, три в Сочи и одним в Екатеринбурге.

Руководство компании планирует объединить к 2012 году под своим «крылом» около 50 объектов на территории России и СНГ. В настоящее время под управлением компании находится более 280 отелей в 50 странах мира.

Довольно прочно в России обосновалась компания Mariott International (США). В настоящее время компания объединяет более 2700 отелей, размещенных по всему миру, в том числе 6 объектов в Москве, Петербурге и Самаре.

Одним из наиболее знаменательных событий стал приход на гостиничный рынок России европейского лидера - компании ACCOR HOTELS (Франция), которая насчитывает в общей сложности 4000 отелей в 90 странах мира. В России компания открыла 3 отеля. Всего в России предполагается открыть до 30 отелей.

Еще один брэнд в гостиничном бизнесе - Kempinski. Под этой маркой сегодня работают два отеля - в Москве и Санкт-Петербурге. Всего сеть насчитывает 57 отелей в мире, еще 41 находится в стадии строительства.

Другой мировой оператор - HYATT INTERNATIONAL - строит в российской столице уже второй отель. Британская сеть является одним из крупнейших игроков мирового рынка, объединяя более 3600 отелей.

После нескольких неудачных попыток на российский рынок наконец выходит американская сеть HILTON, включающая более 2500 отелей.

На рисунке 1.3. изображены доли международных операторов в структуре гостиничного хозяйства России.

Рисунок 1.3 Международные операторы в гостиничном комплексе РФ

Также на российский рынок планирует выйти компания SOKOTEL OY, входящая в финскую S- GROUP, она объявила о намерении построить от 10 до 15 гостиниц в России.

Сеть «AMAKS Grand Hotels», основанная в 2004 году, сегодня объединяет 15 гостинично-развлекательных комплексов, расположенных в российских регионах. Владельцы пошли по пути приобретения проблемных гостиниц с тем, чтобы, изменив систему управления и проведя реконструкцию, выводить их на уровень 3-4*. Одна из стратегических целей «AMAKS Grand Hotels» - расширение привычной инфраструктуры отечественных отелей класса 3* путем создания в них широкого спектра дополнительных услуг класса 4*.

Следует отметить, что спрос на гостиничные услуги в России формируется потоком туристов, прибывающих в Россию из-за рубежа.

Рост популярности гостиничного бизнеса происходит на данный момент по всей России. Состояние гостиничного бизнеса напрямую зависит от развития туристической отрасли, которая, в свою очередь, ориентирована на экономическое состояние страны. Внешний поток туристов постоянно увеличивается. Привлечение в Россию иностранных туристов является одной из главных целей Федерального агентства по туризму. Рассмотрим таблицу 1.4, отражающую взаимосвязь показателей состояния гостиничного сектора в Европе и России (данные Евростата на 01.01.2010, по РФ – данные Росстата за 2009 г.)

Таб. 1.4. Состояние гостиничного комплекса в Европе и России.

Иностранных туристов привлекают такие города как Санкт-Петербург и Москва, об этом свидетельствует рейтинг популярности туристических центров Европы составленный в 2008 году. При этом, наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом, гостиничные предприятия, расположенные в крупных городах, традиционно прибыльны, доходы превышают расходы по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки.

Таким образом, по данным Госкомстата на конец 2008 в России работало 4 512 гостиниц на 468 тыс. мест и более 210 тыс. гостиничных номеров. Из них, только около 21 тыс. номеров соответствуют современным гостиничным стандартам.

На 1000 человек населения России приходится почти 1,8 номера. В России по-прежнему все еще силен дисбаланс в развитии гостиничного бизнеса. В стране с 11 географическими поясами есть только 7 гостиниц международного уровня за пределами Москвы.

Таким образом, почти 18% гостиничных номеров страны сконцентрировано в Москве и 8% - в Санкт-Петербурге. При этом Москва по финансовым показателям гостиничного бизнеса лидирует с большим отрывом, получая около 40% всех доходов. Доля Санкт-Петербурга в доходах от основной деятельности всех гостиничных предприятий составляет 12%. (Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.)

К тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, получившие развитие в последние десятилетия, следует отнести:

1) углубление специализации  гостиничного и ресторанного  предложений;

2) образование международных  гостиничных и ресторанных цепей;

3) развитие сети малых  предприятий;

4) внедрение в индустрию  гостеприимства новых компьютерных  технологий.

1.2 Статистика  гостиничного фонда в РФ

В России основная часть гостиниц - старые советские гостиницы туристического уровня (эконом вариант) - примерно 40% всего гостиничного фонда. Пятую часть составляют гостиницы 5*, причем большая часть из них располагается в Москве и Санкт-Петербурге и других крупных городах России (их количество не настолько велико, однако средний размер таких гостиниц превышает 100 номеров). Также, примерно 20% составляют гостиницы 3* уровня, как правило, это крупные гостиницы, которые еще с советских времен являются лицом города.

По данным официальной статистики половину всех коллективных средств размещения составляют гостиницы. В 2009г. их количество составило чуть более 4-х тысяч. В сравнении с годом ранее, количество гостиниц в России сократилось почти на 20%, хотя в докризисные годы в нашей стране каждый год количество гостиниц (по данным опять же официальной статистики) увеличивалось. (Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.)

Общий фонд всех коллективных средств размещения в 2009г. составил 497,4 тыс. мест, из которых 427,7 тыс. мест приходится на гостиницы и аналогичные средства размещения. Всего в структуре всех коллективных средств размещения доля гостиницы составляет 70% (и 82% среди аналогичных средств размещения).

До кризиса гостиничный фонд увеличивался, хотя темпы прироста были достаточно скромными - не более 10% в год.

Абсолютным лидером по гостиничному фонду является Центральный округ - треть всех гостиничных мест приходится именно на него, при этом половина всех мест в округе сосредоточена в Москве (58%) и 10% в Московской области. (Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. -- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.)

Структура гостиничного фонда по федеральным округам отличается от структуры распределения числа гостиниц по округам. Существенным отличием является положение Северо-Западного округа: если по числу гостиниц он занимал предпоследнее место, то по количеству мест он находится на втором месте. Это говорит о том, что, несмотря на небольшое количество гостиниц в данном регионе, вместимость каждой из них превышает вместимость гостиниц в других округах, или говоря по-другому, в данном округе расположены значительно более крупные гостиницы. Совершенно иное положение у Приволжского округа, который находился на втором месте по количеству гостиниц - в данном округе, наоборот, расположены маленькие гостиницы с относительно небольшой вместимостью. Российские гостиницы в цифрах (Турбизнес, Информационно-аналитический журнал [http://www.tourbus.ru/] 2002. - №13).

Наибольшее число размещенных в гостиницах лиц приходится на Центральный округ - треть всех лиц, размещенных в гостиницах. Почти 20% составляют гостиницы Северо-Западного округа. На третьем месте находится Приволжский округ.

На основе данных Росстата о количестве мест в гостиницах и количестве размещенных лиц, нами был выведен индекс, который показывает "популярность гостиниц" в России, или другими словами, частоту размещения. Т.е., фактически, сколько раз за месяц полностью наполняются гостиницы. (Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.)

Итак, в среднем по России данный индекс равняется 4-ем, т.е. за месяц гостиницы полностью заполняются четыре раза.

В Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах данный индекс находится на уровне среднего по России, т.е. в данных регионов никаких особенностей в посещении гостиниц выделено не было.

В Уральском округе индекс немного ниже, чем в среднем, однако не сильно отличается. В Южном и Сибирском округах индекс частоты посещения значительно ниже среднего по России (2,8). Это говорит о том, что в течение месяца гостиницы в данных округах заполняются полностью менее 3-х раз. (Туризм в цифрах, 2003: Стат. сборник / ИИЦ «Статистика России»; Т. 87. Российский союз туриндустрии. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 г.)

Информация о работе Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России