Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проведение теоретических и практических исследований и анализ состояния гостиничной индустрии в России.
Задачи:
- отследить тенденцию развития гостиничного бизнеса в РФ;
- выявить основные проблемы развития индустрии гостеприимства;
- рассмотреть динамику инвестиций в российскую гостиничную индустрию;
- дать прогноз развития российской индустрии гостеприимства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I: Специфика и особенности гостиничной индустрии России
1.1 Обзор текущего состояния и тенденция развития гостиничной индустрии в России……………………………………………………………5
1.2 Статистика гостиничного фонда в РФ……………………………11
РАЗДЕЛ II: Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России
2.1 Основные проблемы индустрии гостеприимства в России…….14
2.2 Инвестиции в российскую гостиничную индустрию……………17
2.3 Прогнозы развития гостиничной индустрии в России…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………..…

Файлы: 1 файл

Мониторинг и прогноз развития комплекса гостиничных услуг.docx

— 339.87 Кб (Скачать)

В Дальневосточном округе, наоборот, коэффициент значительно превышает средний по России (5,1). Это говорит о том, что в данном округе не хватает гостиничного фонда. Соответственно, в данном округе целесообразно расширять количество гостиниц.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

2.1 Основные проблемы  индустрии гостеприимства в России

Гостиничный бизнес, как и любой другой имеет свою специфику. Гостиничная индустрия в России характеризуется большим множеством проблем.

«Анализ структуры гостиничного хозяйства России по данным Госкомстата РФ выявил проблему неравномерности распределения гостиничных объектов по территории страны. Наибольшая концентрация гостиниц приходится на крупные мегаполисы, а анализ хозяйственной деятельности российских гостиниц позволяет утверждать, что отели крупных городов, промышленных и культурных центров России, например, Москвы, оказывают решающее воздействие на результаты деятельности гостиничного хозяйства в целом. (Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. - М: Дашков и К, 2007. - 640 с.)»

Анализ показывает следующие основные проблемы, существующие в российском гостиничном хозяйстве:

- несоответствие мировым стандартам качества обслуживания при мировом уровне цен на услуги;

- несоответствие структуры спроса и предложения, проявляющееся в неразвитости рынка небольших отелей среднего ценового сегмента, на который предъявляется наибольший спрос;

- отсутствие организационных знаний в области гостиничного менеджмента и маркетинга, не позволяющих эффективно управлять гостиничными предприятиями;

- устаревание номерного фонда большинства гостиниц, необходимость проведения реконструкции и ремонта;

- нехватка собственных финансовых ресурсов, отсутствие программ финансирования;

- отсутствие системы лицензирования и сертификации гостиничных услуг.

Решение этих проблем видится в совершенствовании организационных условий развития гостиничных предприятий путем радикального изменения действующих систем управления.

Главные проблемы российского гостиничного бизнеса - отсутствие единой политики и конкуренции между отелями. Отсюда недостаточная загрузка, завышенные цены, долгий срок окупаемости (семь-восемь лет, в отличие от трех-четырех, которые требуются для доведения до рентабельности объекта за рубежом), а также административные барьеры и кадровый дефицит.

Катастрофическая нехватка отелей, способных принимать российских и иностранных гостей среднего класса, портит туристический имидж нашей страны уже не один год. О необходимости нового отельного строительства говорится давно, но только сейчас неудовлетворенный спрос стимулировал приток инвестиций в гостиничный сектор.

По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), принимающие компании сейчас вынуждены отказывать 30-50% иностранных туристов, желающих посетить Россию. Дело в том, что гостей негде размещать. Положение исправится еще не скоро, в каждом регионе, обладающем туристическими возможностями (например, на Золотом кольце, в Краснодарском крае, Карелии, на Камчатке), необходимо построить минимум по 15-20 гостиниц уровня "три звезды" примерно на 70-100 номеров каждая. Постройка одного такого нового отеля (или глобальная реконструкция старого) обходится в $10-15 млн. Общую сумму, требуемую России на создание полноценной туристической инфраструктуры, специалисты боятся даже подсчитывать.

Агентство маркетинговых коммуникаций «Медиалайн» провело независимое исследование российских гостиничных сетей.

В рамках исследования был проведен экспертный опрос специалистов рынка недвижимости, руководителей консалтинговых компаний, предоставляющих услуги в области недвижимости, а также корреспондентов и редакторов, ведущих деловых и специализированных СМИ.

По мнению экспертов, на территории РФ наблюдается острый дефицит гостиничных мест всех сегментов. В ближайшие годы будет сохраняться дефицит гостиничных мест, особенно в сегменте трехзвездочных гостиниц. Не менее острый дефицит в номерном фонде наблюдается в экономическом классе гостиниц (1-2 звезды).

Несмотря на дефицит гостиничных мест в среднем классе, на российском гостиничном рынке все же продолжают строится гостиницы категории 4-5 звезд. Это связано с тем, что гостиничный сегмент характеризуется высокими затратами на строительство и высокими сроками окупаемости (9-11 лет). Строительство более «звездных» гостиниц позволяет уменьшить срок окупаемости за счет высоких цен.

Однако по мнению экспертов, путешествия по стране россиянам становятся все менее интересны - в силу высоких цен на проживание, а также недешевых билетов на авиа- и железнодорожный транспорт.

Естественно также, что состояние отрасли непосредственно зависит от законодательства (налоговое и трудовое законодательство, правила лицензирования, санитарно-гигиенические требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др.)

Также к главной проблеме российской гостиничной индустрии относится стремительное устаревание номерного фонда и самих гостиниц. В типичном российском городе предложение, главным образом, представлено гостиницами, построенными в советский период, часто не имеющими официальной категории. Проводимая в подобных отелях реконструкция неизбежна по причине стремительного устаревания номерного фонда, но к существенному росту качества услуг, как правило, реконструкция не приводит. В то же время спрос на качественные отели постоянно растет. Особенно сильно дефицит качественных услуг, соответствующих мировым стандартам, ощущается в среднем и бюджетном сегментах.

Ситуацию усугубляет мировой экономический мировой кризис, который прекращает иностранные инвестиции, что приводит к уменьшению числа туристов.

2.2 Инвестиции  в российскую гостиничную индустрию

Российский гостиничный рынок становится все более инвестиционно-привлекательным, что влечет за собой рост доходов в бюджеты разных уровней, увеличение новых рабочих мест, улучшение не только финансового состояния предпринимателей, инвесторов, но благосостояние населения.

В соответствии с данными Всемирной туристской организации и Международного Валютного Фонда индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений. Согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), в 2006 году было зарегистрировано 846 млн. туристских прибытий, поступления от международного туризма составили 584 миллиарда Евро. Необходимо отметить, что для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, покупки и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Поступления от международного туризма в 2006 году возросли на 4,3 % по сравнению с 2005 годом, а международные туристские прибытия увеличились в 2006 году на 5,5 %. Доля туризма в мировом ВВП в 2007 году составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%.

Анализ статистических данных показал, что на фоне мирового роста туризма и развития гостинично-туристской индустрии туризм в России в настоящее время развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. По исследованиям Всемирного совета по туризму и путешествиям, туристской индустрией России, вкупе со своими сопроизводителями, в 2006 г. создано 66,3 млрд. долл. США валового внутреннего продукта, что составляет 7,8% общего ВВП. На ее долю приходится 6,6% рабочих мест, в инвестиции вложено 12,1% всех капиталовложений в стране. Отрасль туризма и путешествий является генератором и получателем государственного капитала. К 2016 г. государственные расходы на отрасль должны вырасти до 480,9 млрд. долл. США, или 4,0% всех государственных расходов. Государственные операционные расходы на отрасль туризма и путешествий составили, по некоторым оценкам, в 2006 г. 104,4 млрд. руб. (3,6 млрд. долл. США), или 2,7% всех государственных расходов (Бизнес. Отрасль: Туризм. Электронный справочник, Издатель: Руссобит-М, 2005).

 

 

Таблица 2.1 Динамика инвестирования гостиничного комплекса

Гостиницы и рестораны

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Инвестиции в осн.капитал млрд. руб.

12,3

8,7

8,6

14,4

18,3

21,9

32,6

Иностранные инвестиции млн.руб

-

23

29

52

32

18

-

Финансовые вложения млн. руб.

-

2601

6480

7460

6546

-

-


 

Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей.

Печальна ситуация и с инвестициями российских компаний в гостиничный сектор за рубежом. В основном это небольшие сделки в Центральной и Восточной Европе. Эксперты это связывают с тем, что выгода от вложений инвестиций в отечественный гостиничный рынок значительно выше, чем за рубежом. В то же время другие эксперты в качестве причины называют несогласованность действий бизнесменов от недвижимости и туроператоров.

Говоря о будущем российского рынка, можно отметить, что ситуация вскоре начнет меняться в пользу регионов. В частности, уже активно обсуждаются проекты развития гостиничного сервиса в Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове-на-Дону. При этом в России необходимо больше уделять внимания проблемам управления гостиницами и выстраивать более гибкую систему тарифов на номера в гостиницах. Насколько в условиях кризиса выгодны инвестиции в гостиничный бизнес России, пока сказать трудно, но в любом случае гостиничный рынок России молод и имеет огромный потенциал.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам, например: относительно небольшие стартовые инвестиции, росший до самых последних недель спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, неплохой срок окупаемости затрат.

Следует констатировать тот факт, что Россия ориентируется на развитие по инновационному пути, позволяющему обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности, что также является условием повышения инвестиционной активности в гостинично-туристской индустрии. При этом высокие темпы роста инвестиций в инновационном варианте по данным Министерства экономического развития Российской Федерации сохраняются в течение всего прогнозного периода, поддерживаемые всеми финансовыми инструментами. В результате инвестиции в основной капитал возрастут к 2020 году в 4 раза (при норме накопления основного капитала 32-35% ВВП) против 3,6 раза в энерго-сырьевом и 2,4 раза в инерционном сценарии.

В настоящее время для гостиничной отрасли можно выделить следующие наиболее значимые и актуальные формы реального инвестирования, каждая из которых обладает некоторыми важными специфическими особенностями.

1. Приобретение целостных гостиничных  комплексов как форма инвестиций  связана с диверсификацией деятельности  предполагаемого инвестора. В начале XXI века активизировались процессы, связанные с приватизацией российского  гостиничного фонда. Их особенно  отчетливые контуры демонстрирует московский рынок. Стремление крупных управляющих компаний к диверсификации своего основного бизнеса обусловлено ситуацией на рынках офисной недвижимости, которые не только близки к насыщению, но и, по некоторым прогнозам, демонстрируют первые признаки перепроизводства.

2. К новому строительству как  форме инвестиций прибегают в  тех случаях, когда кардинально  изменяются потребности в определенных  товарах и услугах, в сущности  – это диверсификация деятельности.

3. Перепрофилирование представляет  собой инвестиционную операцию, обеспечивающую полную смену  технологии производственного процесса 

для получения новой продукции или услуг. В гостиничном бизнесе, как правило, перепрофилирование применяется по отношению к зданиям, в которых необходимо разместить гостиничный комплекс. Например, в результате перепрофилирования обычных жилых зданий создаются прибыльные апарт-отели.

4. Реконструкция это инвестиционный  процесс, в результате которого  все производство преобразуется  на основе научно-технических  достижений. Для гостиничных предприятий  реконструкция, как правило, связана  с перепланировкой помещений  для увеличения площади гостиничных  номеров, установкой современного  оборудования, а также расширением  тех площадей, которые необходимы  для производства новых привлеченных  услуг (саун, бань, бильярдных, фитнес - и бизнес-центров). В процессе реконструкции может осуществляться строительство новых зданий и сооружений гостиничного назначения вместо тех, которые ликвидируются по причине их нецелесообразной эксплуатации в будущем.

Информация о работе Анализ основных проблем и прогнозы развития гостиничной индустрии в России