Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа
Есть места и события, актуальность которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
Актуальность темы культурно-просветительного учреждения в непохожести каждого музея на другие музеи и учреждения культуры. Музеи должны придавать городам и национальный престиж, и флер культурной общительности. Они должны прикрывать собой и коммунально-политические, и градостроительные прорехи. «Они должны,- как писал журналист Вольфганг Пент, - заботиться о коммунальной идентичности как когда- то соборы. Они должны скреплять общность, как в переносном смысле, так и в прямом».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
1. Определение музея как культурного сооружения, влияние музея на общественность. 6
2. Категории и классификации музеев 10
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
2.1 Краткая характеристика музея 21
2.2 Распределение помещений по функциональным блокам 23
2.3 Анализ функциональной схемы 26
ГЛАВА 3. ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
3.1 Плюсы и минусы функциональной схемы 29
3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы
«Чингизхан» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Перспективным следует считать создание объединенных специализированных фондохранилищ по отдельным видам музейных предметов. При этом создаются наиболее благоприятные условия для хранения музейных предметов в режиме, соответствующем тому или иному материалу. Объединенное специализированное хранение позволяет поднять научный уровень работы с фондами, способствует повышению квалификации сотрудников, занимающихся изучением определенных видов музейных памятников. Создаются также условия для значительного повышения оборота музейных фондов, поскольку усиливается использование коллекций исследователями, а также средствами массовой информации.
В зданиях для централизованного хранения фондов рекомендуется создавать комплексные реставрационные отделы, лаборатории и мастерские, обслуживающие филиалы объединения. В составе помещений необходимо предусматривать специальные выставочные залы для новых поступлений и отреставрированных экспонатов общей площадью 400 - 600 м2.
Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами.
Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.
Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4 %. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ, включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.
В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания музея в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.
Наряду
с традиционными формами
Предложение по оптимизации функциональной схемы музея, на примере музея «Чингизхан», сводятся к предложению постройки корпуса под блок фондохранилища, что приведет к упрощению функциональной схемы и удобному и быстрому доступу к фондам. При централизации появится возможность создания объединенных отделов и служб, ориентированных на решение задач. Структура объединения является в этом отношении достаточно гибкой, легко приспосабливаемой к местной специфике. Актуальным является выделение особого структурного подразделения для разработки архитектурно-художественных решений и функционального оснащения музейных экспозиций.
Решающими факторами, определяющими величину музея, являются количество, состав фондов и динамика поступлений.
Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. За основу расчета площадей музеев принимается экспозиционная площадь, которая, как правило, составляет половину общей площади музея (45 - 55 %). Ориентировочные соотношения площадей следующие:
- экспозиционные залы - 45 - 55 %;
- фондохранилища - 20 - 25 %;
- вспомогательные и обслуживающие помещения - 25 - 35 %.
Для всех профилей музеев, кроме мемориальных, характерна следующая закономерность в распределении экспозиционных площадей в различных по величине городах: с ростом численности населения города показатели площади на 1 тыс. жителей уменьшаются.
Такой же характер носит зависимость количества посещений в городах с различной численностью населения: чем меньше город, тем большее количество посещений на 1 тыс. жителей в год. Обратная зависимость имеет место в распределении экспонатов в экспозиции и фондах.
После централизации в музеях наблюдается процесс быстрого и систематического роста общего числа посетителей. Резко увеличивается также число проведенных экскурсий, массовых мероприятий в целом по объединенному музею, расширяется их тематика, внедряются новые формы массовой научно-просветительной работы, увеличивается процент экскурсионного обслуживания посетителей. Успехи в развитии научно-просветительной работы достигаются благодаря внедрению комплекса организационно-методических и архитектурных мероприятий. Среди них: создание централизованных отделов и секторов экскурсионной работы, научной пропаганды, методики научно-просветительной работы руководства филиалами, внемузейной работы и рекламы музея. Благодаря этому значительно увеличивается контингент посетителей, а также возможность широко внедрять практику комплексных экскурсий.
Большое значение для повышения научного,
идейного и профессионального уровня
массовой работы имеет коренная перестройка
системы подготовки и повышения квалификации
кадров. Она имеет целью охватить различными
формами обучения всех без исключения
научных сотрудников, экскурсоводов и
руководящих работников среднего звена.
Музей должен стать центром профессиональной
подготовки кадров. Рекомендуется в объединенном
музее организация школ для штатных и
внештатных сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность. Актуальность каждого музея в его непохожести на другие музеи и учреждения культуры.
Представленная курсовая работа по теме «Оптимизация функциональной схемы культурно-просветительного учреждения на примере музея «Чингизхан»» состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. В ходе проведенной работы было:
1.
Изучены общие сведения о музеях,
где повествуется об истории
создания музеев, влияние музеев
на общественность, как культурного
сооружения. Музей - место, посвященное
наукам и искусствам, характеризующих
развитие природы и человеческого общества
и представляющих историческую, научную
или художественную ценность.
Он состоит из
трех частей: коммуникатор (музейный
коллектив), канал (экспозиция),
музейная аудитория.
2. Изучен музей «Чингизхан», как объект курсовой работы. В январе этого года музею современного искусства РБ им. Наиля Латфуллина исполнилось пять лет. Сегодня «Чингизхан» является уже неким брендом, под маркой которого координируются различные художественные, в их числе масса молодежных, проекты. В ходе проведения работы было затронуто изучение функциональной схемы музея «Чингизхан»;
3. Проведен анализ функциональной схемы музея «Чингизхан», в соответствии с делениями на блоки. Под функциональным комплексом понимается ограниченное объединение музейных служб, обеспечивающих максимально эффективное выполнение одной из основных или нескольких функций;
4. Предложение по оптимизации функциональной схемы музея, сводятся к предложению постройки корпуса под блок фондохранилища, т.к фондовый комплекс музея «Чингизхан» представлен несколькими помещениями, в виде квартир, находящихся отдельно от музея, что в соответствии с функциональной схемой является большим минусом; это позволит оптимизировать функциональную схему и приведет к упрощению функциональной схемы, удобному и быстрому доступу к фондам. Но как уже упоминалось выше, музей «Чингизхан» состоит из нескольких отдельно находящихся блоков, по причине того, что «Чингизхан» является объединением художников, и основателей этого музея, поэтому объединение всех блоков в одном здании на сегодняшний день является проблемой до конца не решенной и может служить перспективой дальнейшей работы по этой теме.
Основу курсовой работы составил материалы периодической печати, а так же материалы и разработки опытных музееведов, взятые в музее «Чингизхан», национальной библиотеки им. З.Валиди и из Всемирной сети интернет.
В первой главе приведены общие сведения о музеях. Что собой представляет музей как культурное сооружение на сегодняшний день и как он влияет на общественность. Были рассмотрены категории и классификация музеев.
Во второй главе работы опубликованы результаты изучения функциональной схемы музеев, стандарты, предъявляемые к музеям. Дана характеристика музею современного искусства РБ им. Н. Латфуллина «Чингизхан», рассматриваются основные требования к музею.
Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др. В третей главе работы отмечены плюсы и минусы функциональной схемы и внесены предложения по оптимизации функциональной схемы фондохранилища.
Завершают работу приложения
с функциональными схемами блоков
музея «Чингизхан» и предложением
схемы фондохранилища в общем
комплексе музея.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Функциональная схема музея
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
Функциональная схема музея «Чингизхан»
ПРИЛИЖЕНИЕ 2
Функциональна схема фонда
ПРИЛИЖЕНИЕ 2.1
Функциональна схема фонда
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Функциональна схема административного блока и фонда
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1
Функциональна схема административного блока и фонда
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Предложения по оптимизации функциональной схемы музея «Чингизхан»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1
Предложения по оптимизации функциональной схемы музея «Чингизхан»