Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Есть места и события, актуальность которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
Актуальность темы культурно-просветительного учреждения в непохожести каждого музея на другие музеи и учреждения культуры. Музеи должны придавать городам и национальный престиж, и флер культурной общительности. Они должны прикрывать собой и коммунально-политические, и градостроительные прорехи. «Они должны,- как писал журналист Вольфганг Пент, - заботиться о коммунальной идентичности как когда- то соборы. Они должны скреплять общность, как в переносном смысле, так и в прямом».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
1. Определение музея как культурного сооружения, влияние музея на общественность. 6
2. Категории и классификации музеев 10
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
2.1 Краткая характеристика музея 21
2.2 Распределение помещений по функциональным блокам 23
2.3 Анализ функциональной схемы 26
ГЛАВА 3. ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
3.1 Плюсы и минусы функциональной схемы 29
3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы
«Чингизхан» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ логиновой.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Важнейшими задачами подобных центров являются:

     -Создание единого информационного банка данных.

     - Осуществление мониторинга рынка культурных и туристских ресурсов региона.

     -Организация информационного и консультативного обеспечения по вопросам музейно-туристской деятельности.

     -Разработка программ и проектов, направленных на развитие музейных и туристских объектов.

     -Организация научно-практических конференций, обучающих семинаров, профессионально- консультативная деятельность.

     -Участие в рекламной, издательской, маркетинговой, выставочно-презентационной деятельности.

     - Проведение PR-компаний музея и иных форм представительской деятельности региона.

      - Объединение ресурсов и использование их в соответствии с современными требованиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.   Категории  и  классификации  музеев

                 

                                                                  В будущее мы входим,  
                                                                   оглядываясь на прошлое

П. Валери

    Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.

    Понятие «музей» утверждается в русском языке вместе с утверждением музея как культурной формы в 19 в. В связи с дифференциацией науки в том же столетии начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий и т.д. В 1920-е гг., в период формирования государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.

    Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т.п. В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея.                               - профильные группы музеев;                                                                                    

- группы музеев по типу хранимого наследия;

- группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев) ;

- группы музеев по собственнику;

- группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку);

- группы музеев по статусу.

    Кроме этого разделения, из многообразия музейного мира исторически выделились большие группы музеев, обладающие, помимо названных, дополнительной значимой характеристикой.

-мемориальные музеи;

-краеведческие музеи.

    Помимо собственно музеев, в музейном мире функционировали и функционируют учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями.

- протомузейные  формы;

- учреждения музейного типа;

- виртуальные   музеи.

     Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.

     Исторические  музеи -  это все музеи,  базирующиеся  на  системе исторических  наук;

-    общеисторические музеи (широкого профиля); например Государственный Исторический музей в Москве;

- археологические музеи; например археологический музей-заповедник «Танаис»;

- этнографические музеи; например Российский этнографический музей в Петербурге;

- военно-исторические музеи; например, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Москве;

- музеи политической истории; например Музей политической истории России в Петербурге;

- музеи истории религии; например Музей истории религии в Петербурге;

- историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например Музей городского быта «Старый Владимир»;

- монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; например, Музей Г. К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;

- прочие исторические музеи; например, Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX–XX вв. в Петербурге.

     Художественные  музеи  -  все музеи характеризующиеся принадлежностью к истории искусств  и искусствоведению:

- музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве;

- музеи декоративно-прикладного искусства; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

- музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;

- монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;

-прочие художественные музеи.

     Естественно-научные   музеи -  это центры,  опирающиеся в своей деятельности на  естественные  науки.  К этому профилю относятся музеи биологические,  ботанические,  зоологические,  геологические,  минералогические,  палеонтологические,  антропологические,  экологические и пр.  Из  наиболее  крупных -  Зоологический и Музей Горного института в Петербурге,  Музей Дарвина (широкого  профиля)  в Москве.

     Антропология  наряду  с  этнографией лучше всего представлена  в Кунсткамере  в  Петербурге. 

     Технические  музеи  -  музеи,  связанные  с  техническими  науками,  производством:  политехнические,  технические,  авиации,  транспорта,  связи,  судостроения,  горного дела,  железнодорожного  транспорта,  музеи отдельных предприятий,  памятники истории техники и другие:  всемирно  известный   Политехнический музей в Москве,  Музей железнодорожного  транспорта  в Петербурге,  Музей авиации и космонавтики  в Москве,  Музей связи в Петербурге.  Горное  дело  прекрасно представлено  в Музее горного института в Петербурге.

     Литературные  музеи  -   все  музеи, посвященные развитию  литературы,  жизни и деятельности  поэтов  и писателей. Например,  Музей Анны  Ахматовой и музей-квартира  Александра  блока в Петербурге  и значительное  количество  аналогов  не  только  в Москве,  но  и во  многих  провинциальных  городах  и  усадьбах.  Особо  следует  отметить  Пушкинские  горы  неподалеку  от  Пскова  и  музей-усадьбу  А.Н.Некрасова  «Карабиха»  близ  Ярославля.

     Музеи  комплексные  -  музеи,  сочетающие  в себе  два или более основных  профиля,  что отражается  на  составе фондов,  деятельности  и организационной структуре:  историко-художественные,  историко-архитектурные (как самостоятельное соединение  исторической  и искусственной специализации),  сельскохозяйственные  (соединение  естественнонаучной  и  исторической  профилировки)  и  др.  Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют нетолько историю, но и природу края..

     Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области — «Новый Иерусалим».

     Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.

1.Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов. Примером этого типа музеев может служить Научный музей Института мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва). В музейной экспозиции представлены коллекции метеоритов и лунных образцов, а также приборы — инструменты дистанционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.

2.К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге.

3. Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозова Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

     Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

     Среди музеев под открытым небом -  Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Ансамбль Соловецкого монастыря. XVI–XIX вв.

     Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он образован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озера. Музей включает свыше 70 памятников народного деревянного зодчества — культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии.

Информация о работе Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан»