Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Есть места и события, актуальность которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
Актуальность темы культурно-просветительного учреждения в непохожести каждого музея на другие музеи и учреждения культуры. Музеи должны придавать городам и национальный престиж, и флер культурной общительности. Они должны прикрывать собой и коммунально-политические, и градостроительные прорехи. «Они должны,- как писал журналист Вольфганг Пент, - заботиться о коммунальной идентичности как когда- то соборы. Они должны скреплять общность, как в переносном смысле, так и в прямом».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
1. Определение музея как культурного сооружения, влияние музея на общественность. 6
2. Категории и классификации музеев 10
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
2.1 Краткая характеристика музея 21
2.2 Распределение помещений по функциональным блокам 23
2.3 Анализ функциональной схемы 26
ГЛАВА 3. ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
3.1 Плюсы и минусы функциональной схемы 29
3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы
«Чингизхан» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ логиновой.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     В  научно-исследовательский  комплексе  объединены  информационно-исследовательская и научно-техническая  зона. 

    В информационно-исследовательскую  зону  входят  библиотека  с  читальным  залом,  кабинеты  научных  сотрудников,  помещения  научного  архива  музея,  конференц-зал.  Помещения  этой  зоны  не  должны  располагаться  в  подвальных  этажах.

     Научно-техническая  зона  представляет  собой  группу  помещений  редакционно-издательской  и  копировально-множительной  служб,  фотолаборатории.  Как  правило,  эти  помещения  располагаются  в  цокольном  этаже.

     В  административно-хозяйственном  комплексе  выделяют  две  зоны.  Административная  зона  -  это  кабинет  директора  и  его  заместителей,  приемная,  секретариат,  канцелярия,  отдел  кадров,  бухгалтерия  и  помещения  для  общественных  организаций.

     Хозяйственная  зона  состоит  помещений  отделов  снабжений,  музейных  служителей,  уборщиц,  рабочих  по  зданию  и  другого  обслуживающего  персонала,  а  так  же  складов  и  гаражей.

     В  составе  инженерно-технического  комплекса  выделяют:  зона  технического  обеспечения  (помещения  для  кондиционеров,  теплоцентр,  бойлерная,  трансформаторная  и  др.);  зона  оперативного  контроля  и  связи,  объединяет  помещения  пультов  охранной  и  пожарной  сигнализации;  зоны  производственных  мастерских (столярная,  слесарная,  мастерские  и  др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     2.3.  Анализ  функциональной  схемы 

    Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу, деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений (табл. 1, 2).

Таблица 1

Содержание  экспонатов

Содержание экспонатов
Функция Место
Показ Экспозиционные  и выставочные залы
Сбор  и хранение Фондохранилище, реставрационные мастерские
Изучение Рабочие комнаты
 

Таблица 2

Обслуживание  посетителей

Обслуживание посетителей
Функция Место
Прием Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые
Показ Экспозиционные  и выставочные залы
Информация Информационные  службы, библиотека
 

     В  составе  каждого  комплекса  целесообразно  выделить  зоны,  представляющие  собой  группы  помещений,  объединенных  как  функциональным  значением,  так  и  расположением  в  здании  музея. 

     Экспозиционно-выставочный  комплекс  музея  «Чингизхан»    представлен  двумя  залами:  большой  и  малый  выставочные  залы,  которые  дифференцируются  в  соответствии  с  функциональным  назначением  каждой.

     Зона  обслуживания  состоит  из  гардероба  и  туалетной  комнаты.

     Зона  организации  и  проведения  обслуживания  имеет  отдельную  комнату,  кинолекционный  зал отсутствует,  но  имеется  видео  аппаратура,  которая  располагается  в  большом  выставочном  зале.

     Фондовый  комплекс  музея  «Чингизхан»  представлен  несколькими  помещениями,  в  виде  квартир,  находящихся  отдельно  от  музея.

     Научно-исследовательский  комплекс  не  имеет  отдельного  помещения,  а  находится  в  помещении  совместно  с  зоной  организации  и  проведения  массовой  работы.

     Административно-хозяйственный  комплекс  существует  как   две  отдельные  системы:  административная  зона  -  кабинет  директора,  отдел  кадров,  бухгалтерия  и  помещения  для  общественных  организаций  -  находится  отдельно  от основного  музейного  комплекса;  хозяйственная  зона  -  располагается  возле  экспозиционно-выставочного  комплекса.

     В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея они разделяются на две основные зоны: А - посетительскую, Б - служебную.  Помещения и функциональные зоны музея приведены в табл. 3 
 
 
 
 

Таблица 3

Помещения и функциональные зоны музея

№ п. п. Вид помещений  по назначению Функциональные  зоны музея
А - посетительская Б - служебная
1. Основные Постоянная  экспозиция, временные выставки Фондохранилища
2. Вспомогательные Кинолекционный  зал, кружковая, зона отдыха, помещения  для информации Рабочие помещения  сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека
3. Обслуживающие Вестибюль, гардероб, буфет, киоск, курительные, санузлы Служебный вестибюль, хозяйственные кладовые, помещения  для инвентаря, санузлы, технические  помещения

  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  3.  ВНЕСЕНИЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО  ОПТИМИЗАЦИИ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  СХЕМЫ 

     3.1.  Плюсы  и  минусы  функциональной  схемы 

     Музей  современного  искусства  РБ  им.  Н.  Латфуллина  «Чингизхан»,  представляет  собой небольшое подвальное  помещение,  в котором выставляют  свои  работы  молодые,  и уже известные,  художники Башкортостана,  чем  и  вызвано  отдельное  местонахождение  некоторых  зон,  входящих  в  состав  музея.

      Экспозиционная  зона,  как  уже  упоминалось,  состоит  из  двух  залов: большого  и  малого  выставочного.  Малый  выставочный  зал  относится  к  залам  временных  выставок.  Такая  планировка  соответствует требованиям,  т.к  «Гибкая»  организация  пространства  в  таких  помещениях  достигается  за  счет  их  членения  перегородками. Одноэтажная композиция создает максимум удобств, как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и освещения. Преимущества этого типа планировки - возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов,  сокращение путей перемещения посетителей. Минусов  в  такой  планировке  не  прослеживается.

     Зона  обслуживания  состоит  только  из  двух  компонентов:  туалетная  комната и гардероб.  В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены в одном месте.  В данном  случае  они располагаются в  зоне  организации и проведения  обслуживания. Другие  помещения  в  музее  отсутствуют,  но это  отсутствие    и  объясняет ненадобность их  в небольшом    музее.  Плюсом  зоны  обслуживания  является  близкое ее расположение  ко  входу.

     Зона  организации  и  проведения  обслуживания  имеет  отдельную  комнату. Здесь  включено  и  информационное  бюро. Минус  -  кинолекционный  зал отсутствует,  хотя  имеется  видео  аппаратура,  которая  располагается  в  большом  выставочном  зале.

     Зона  организации  и обслуживания  экспозиций  и выставок,  как отдельное помещение,  отсутствует, но  она входит  в состав  отдельно  находящихся помещений,  что можно отнести к минусам функциональной  схемы.

   Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов. Фондовый  комплекс  музея  «Чингизхан»  представлен  несколькими  помещениями,  в  виде  квартир,  находящихся  отдельно  от  музея,  что  в  соответствии  с  функциональной  схемой  является  большим  минусом,  но  при  этом  они  имеют  собственно  хранилище,  кабинеты  хранителей  при    них.  И  для  небольших  музеев  возможно  объединение  в  одном  хранилище  родственных  материалов.

     Научно-исследовательский  комплекс  не  имеет  отдельного  помещения,  а  находится  в  помещении  совместно  с  зоной  организации  и  проведения  массовой  работы,  но  в  небольших  музеях  этот  комплекс  может  быть  сведен  к  помещению  для  научных  сотрудников,  библиотеки  и  фотолаборатории.  В  музее  «Чингизхан»  эти  блоки  распределены  между  зоной обслуживания,  административно-хозяйственным  комплексом.

     Административно-хозяйственный  комплекс  существует  как   две  отдельные  системы:  административная  зона  -  кабинет  директора,  отдел  кадров,  бухгалтерия  и  помещения  для  общественных  организаций  -  находится  отдельно  от основного  музейного  комплекса  и входят  в состав  одного функционального блока;  хозяйственная зона  -  располагается возле экспозиционно-выставочного  комплекса,  и  не  имеет  отдельных  помещений  отделов.

     Инженерно-технический  комплекс  как  самостоятельный  не  существует,  его  функции  распределяются  между  основными  функциональными  блоками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2  Предложения   по  оптимизации функциональной  схемы

  «Чингизхан» 

    Централизованная музейная система имеет, как правило, следующую структуру:

- головной музей;

- филиалы;

- музеи на правах отделов (секторов) головного музея или филиалов;

- самостоятельные экспозиции в отдельных зданиях, чаще всего в музеефицированных памятниках истории и культуры. 

    При организации централизованных музейных систем одной из первоочередных задач является разработка генерального плана. К его составлению должны привлекаться музеи, научные учреждения, общественность, органы охраны памятников, творческие союзы, заинтересованные министерства и ведомства. В генеральном плане уточняется профиль существующих музеев; определяются тематика экспозиций, планируемых на перспективу, место их размещения, состояние памятников истории и культуры, намеченных для музеефикации; сроки реставрационных работ; время открытия новых экспозиций и возможность комплексного обслуживания всей системы музеев с учетом нового строительства. Генеральный план разрабатывается с участием архитекторов на основе научной концепции, определяющей характер развития музейного дела региона. В централизованных музейных системах при разработке научной концепции и генерального плана вносятся существенные изменении.

    Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

    Научно-фондовая работа в централизованных системах характеризуется и другими серьезными изменениями, прежде всего ростом основного фонда. Такой сдвиг возможен в результате проведения совместных экспедиций по комплектованию материалов, а также более широкому развитию связей музеев с научными учреждениями, архивами, предприятиями, учебными заведениями, вузами, как одному из следствий создания централизованной системы. Две трети фондовых поступлений приходится на филиалы, тогда как до централизации они составляли лишь одну треть. В связи с этим насущной задачей является увеличение площадей фондохранилищ.

Информация о работе Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан»