Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа
Есть места и события, актуальность которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
Актуальность темы культурно-просветительного учреждения в непохожести каждого музея на другие музеи и учреждения культуры. Музеи должны придавать городам и национальный престиж, и флер культурной общительности. Они должны прикрывать собой и коммунально-политические, и градостроительные прорехи. «Они должны,- как писал журналист Вольфганг Пент, - заботиться о коммунальной идентичности как когда- то соборы. Они должны скреплять общность, как в переносном смысле, так и в прямом».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
1. Определение музея как культурного сооружения, влияние музея на общественность. 6
2. Категории и классификации музеев 10
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
2.1 Краткая характеристика музея 21
2.2 Распределение помещений по функциональным блокам 23
2.3 Анализ функциональной схемы 26
ГЛАВА 3. ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
3.1 Плюсы и минусы функциональной схемы 29
3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы
«Чингизхан» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
ФГОУ ВПО Урал ГУФК
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ФИЛИАЛ)
Факультет социально-культурного сервиса и туризма
Кафедра технологии и организации туризма
Дисциплина:
Техника и технологии в СКСТ
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ «Чингизхан»
Курсовая
работа
Логинова А.Ю
Студентка 3 курса, 31 группы
Дата регистрации___________________
Уфа, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
2.1 Краткая характеристика
музея
2.2 Распределение помещений по функциональным блокам 23
2.3 Анализ функциональной схемы 26
ГЛАВА 3. ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
3.1 Плюсы и минусы функциональной
схемы
3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы
«Чингизхан»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Есть места и события, актуальность которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
Актуальность темы культурно-просветительного учреждения в непохожести каждого музея на другие музеи и учреждения культуры. Музеи должны придавать городам и национальный престиж, и флер культурной общительности. Они должны прикрывать собой и коммунально-политические, и градостроительные прорехи. «Они должны,- как писал журналист Вольфганг Пент, - заботиться о коммунальной идентичности как когда- то соборы. Они должны скреплять общность, как в переносном смысле, так и в прямом».
В современную эпоху музеи – это показ «теней» прошлого. Музей воскрешает утраченные образы, утраченные связи вещей. Сегодня следует использовать как место альтернативное привычному миру, отделить его от привычной среды. Сделать его местом решительно не похожим на другие места в мире. Выделить его из обычной среды.
В сегодняшнем мире глобализации, лавинообразном распространении массовой поп – культуры, каждая территория особо нуждается в обретении своего особого имиджа. Сегодня всё пристальнее люди всматриваются в те вещи, которые ещё сохраняют старое значение, «особость» каждой отдельной территории.
Истинное предназначение музеев на своих территориях - сохранить эту самую «особость» каждой отдельной территории. Не стоит сегодня воспринимать музеи как кладбище вещей (если ими не пользуются, то вещи умирают). В музеях вещи должны рассказывать о прежнем человеческом опыте, о минувшей эпохе, об опыте искусства и творчества ушедших поколений. А также о вкладе именно этой территории в историю региона, страны, а может мира?
Музей следует не модернизировать, не приспосабливать, а сделать более актуальным для современного общества.
Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. Дискуссии о социальной роли музея, начавшись еще в период между двумя мировыми войнами, практически не сходили со страниц музееведческой периодики. Могут ли музеи сохранять качества научного учреждения и при этом обращаться к массовой аудитории? Можно ли сбалансировать научность и развлекательность? Какое влияние может оказать музей на развитие общества и на окружающую среду?
На основании вышесказанного, выбор темы «оптимизация функциональной схемы музея на примере музея «Чингизхан» » является актуальной.
Объектом данной курсовой работы является музей «Чингизхан», а предметом - функциональная схема музея. Цель, поставленная в работе, состоят во внесение предложений по оптимизации функциональной схемы музея «Чингизхан».
В соответствии с целью, объектом и предметом, были поставлены следующие задачи:
1) изучить общие сведения о музеях;
2) изучить музей «Чингизхан», как объект курсовой работы. Изучить
функциональную схему музея «Чингизхан»;
3) проанализировать функциональную схему музея «Чингизхан»;
4) внести предложения по изменению функциональной схемы.
Основу курсовой работы составил материал периодической печати, а так материалы и разработки опытных музееведов, взятые в музее «Чингизхан» и из Всемирной сети интернет.
Исходя из цели и задач, была выбрана следующая структура работы: введение, три главы, заключение, библиография и приложения.
В первой главе рассматриваются общие сведения о том, что собой представляет музей как культурно-просветительское учреждение, как он влияет на общественные массы. Рассматриваются виды музеев, категории и классификации.
Во второй главе представлен анализ функциональной схемы музея «Чингизхан». Дана характеристика музею, рассматриваются основные требования к музею.
В третьей главе работы отмечаются плюсы и минусы функциональной схемы, а так же разрабатываются предложения по оптимизации функциональной схемы места фонда.
Вся работа построена на применении сравнения музея «Чингизхан» с принятыми стандартами по распределению и проектированию помещений и блоков, в соответствии с которыми и разрабатываются предложения по оптимизации функциональной схемы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан».
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
1.1.
Определение музея как культурного
сооружения, влияние музея на
общественность
Слово «музей» происходит от греческого
«museion» и латинского
«museum» - «храм». Музей - место, посвященное
наукам и искусствам. Музей - учреждение,
которое занимается собиранием, изучением,
хранением и показом предметов и документов,
характеризующих развитие природы и человеческого
общества и представляющих историческую,
научную или художественную ценность.
Он состоит из
трех частей: коммуникатор (музейный
коллектив), канал (экспозиция),
музейная аудитория. Музеи - это еще
и место, где мы когда-то бывали, куда можно
вернуться; это один из объектов культуры,
отражающий культурные реалии определенной
исторической эпохи, и одновременно средство
формирования культуры. Таким образом,
музеи это ещё и память каждой отдельной
территории, каждого города или посёлка.
Детская аудитория традиционно является
приоритетной категорией музейного обслуживания.
Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает
сомнения, что приобщение к культуре следует
начинать с самого раннего детства, когда
ребенок стоит на пороге открытия окружающего
мира.
На всем протяжении своего существования феномен музея являлся объектом самого пристального внимания и изучения. С момента своего появления в европейской культуре Нового времени музей не только отражает важные тенденции развития "культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы.
«Музеон» в греческой мифологии был местом, где чтили Муз - дочерей Мнемозины. Реально существовавшая Академия Платона уже действовала как музей, но сменивший её в Александрии «Музеон» Птоломея был и Академией, и центром культуры, местом воспоминаний, а не только местом для коллекций и выставок вещей и книг.
На протяжении прошедшего столетия сложилась тенденция рассматривать музей как один из важнейших структурообразующих элементов всей современной западной культуры. Музей и музейность как таковая- это характеристика развития культуры в переломные, кризисные эпохи, когда культура уже не может справиться с осмыслением собственного многообразия. В такие периоды собирающий осколки утраченной целостности музей и его возросшая роль в культуре становятся объектами пристального внимания и критики. Однако можно заметить, что в виде претензий к музею деятели культуры и широкие слои населения зачастую выражают обеспокоенность не столько различными сторонами деятельности собственно музея, сколько путями развития культуры и общества.
Долгие годы музеи оставались учреждением
для хранения, классификации и экспонирования
предметов искусства. Сегодня существовавшая
четкая грань между рынком и музеем стала
более размытой.
В Австрии с 1980 года наметилась тенденция
к частичной правовой свободе, когда федеральным
музеям было позволено заниматься коммерческой
деятельностью, а полученные доходы использовать
на собственные нужды. Музеи напрямую
могли использовать пожертвования и деньги
спонсоров. Их больше не надо было перечислять
министру финансов или обходным путем
через Союз музеев использовать для своего
музея. В результате был принят федеральный
закон о правовом положении государственных
музеев. По закону содержание коллекций
и недвижимость остались в собственности
государства. Было подчеркнуто научное
предназначение музеев. Всем музеям были
гарантированы бюджетные ассигнования,
так называемое базисное финансирование.
Все остальные поступления музеев остались
в сфере частично–правовой свободы. Причём,
те музеи, директора, которых за прошедшие
годы не заботились о пополнении своего
бюджета, подвергались штрафам за малоэффективную
работу.
Музей на пороге смены времён представляется как значительная манифестация национального самоутверждения. Как лицо, как брэнд каждой территории. Музей – учреждение, глубоко и неоспоримо укоренившееся в общественном сознании. Музей, как социальный институт, должен быть сохранён.
На сегодняшний день практика Музейных
ресурсных центров в стране очень широка.
Она прошла успешную апробацию, на примере
Приволжского федерального округа. В Нижнем
Новгороде появился Нижегородский центр
гостеприимства, в Саратове на базе «Музейного
Объединения» появился в 2001 году Музейный
ресурсный центр, в Новосибирске - «Сибирское
музейное партнерство» имеет «Инновационный
музейный центр». В Красноярске - ассоциация
«Открытый Музей». Активно работает Сибирская
Байкальская ассоциация туризма. С 1998
г. успешно работает Череповецкое музейное
объединение, осуществляя ряд крупных
проектов на Федеральном уровне. В 1998 году
в связи с антикризисной программой «Музейное
дело в Карелии», было создано Музейное
агентство. Это новая инфраструктурная
форма музейной организации, призванная
обеспечить адаптацию музеев к новым социально–экономическим
условиям. На базе музейного агентства
республики Карелия появились Издательский
центр, Информационный центр, Межмузейный
профессионально-