Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Есть места и события, актуальность которых не подлежит сомнению. Знать о них - значит мыслить современно, стать их частью - значит быть современным.
Актуальность темы культурно-просветительного учреждения в непохожести каждого музея на другие музеи и учреждения культуры. Музеи должны придавать городам и национальный престиж, и флер культурной общительности. Они должны прикрывать собой и коммунально-политические, и градостроительные прорехи. «Они должны,- как писал журналист Вольфганг Пент, - заботиться о коммунальной идентичности как когда- то соборы. Они должны скреплять общность, как в переносном смысле, так и в прямом».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУЗЕЯХ
1. Определение музея как культурного сооружения, влияние музея на общественность. 6
2. Категории и классификации музеев 10
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
2.1 Краткая характеристика музея 21
2.2 Распределение помещений по функциональным блокам 23
2.3 Анализ функциональной схемы 26
ГЛАВА 3. ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ МУЗЕЯ «ЧИНГИЗХАН»
3.1 Плюсы и минусы функциональной схемы 29
3.2 Предложения по оптимизации функциональной схемы
«Чингизхан» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ логиновой.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    Особую  типологическую группу образуют и мемориальные музеи: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Что касается профиля мемориального музея,  то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

    Существуют  и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республиканские, краевые, областные, районные музеи. По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

1. Государственные музеи являются собственностью государства и  финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры РФ.

2.  Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства. (Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и профессионального образования, Центральный музей железнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург)).

3. К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественныи музеи» использовался термин «народный музей».

4.   В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей — Русский национальный музей искусств. В его фондах представлены произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.

     Культурные центры  получивших достаточно широкое распространение в последней трети XX в. Музейные коллекции и экспозиции заняли в них не единственное и отнюдь не главное место. Основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы  (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, или Центр Бобур, как его обычно называют по имени расположенной рядом с ним старинной улицы и пустыря, на котором возведено здание).

     Детские музеи

      В XX в. получил распространение новый тип специализированного музея, который предназначается исключительно для детской аудитории и создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком. Его появление было связано с осознанием того, что поведение детей отнюдь не является неорганизованным и стихийным, а напротив, руководствуется четкими, но отличными от взрослых людей правилами. Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В его основу легли минералы, раковины, чучела птиц и другие экспонаты, которые Бруклинский институт искусств, переехав в новое здание, оставил вместе с домом для экспериментальной работы с детьми. Он должен стать тем местом, где дети могут не только рассматривать экспонаты, но и познавать мир путем опытов и экспериментов. В музее появились мастерские и образовательные клубы, со временем он пополнился библиотекой, анатомической и ботанической лабораториями, кинотеатром, художественными, историческими, техническими коллекциями. В настоящее время примерно 300 из существующих в мире детских музеев находятся в США.

     В европейском регионе детские музеи стали активно создаваться с 1970-х гг. Особую известность приобрели Инвенториум в Городе науки и техники Ла Виллет в Париже, Детская студия при Национальном центре искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже, Детский музей в Эдинбурге, Детский музей в музейном квартале Вены, «Музеон» в Гааге. В 1990-е гг. самостоятельные детские музеи и детские центры при традиционных музеях появились в российских городах.

      Вся экспозиционная и образовательная работа в детских музеях строится с учетом возрастных особенностей ребенка и использует разработанные музейной педагогикой методики, с тем чтобы дети учились и постигали мир в процессе игры, творчества и общения. Они могут изучать строение скелета животного с помощью головоломок из костей, решать на компьютере логические задачи, определять по каталогу образцы полезных ископаемых, собирать детали на простых конвейерах.

     Экомузеи

     В начале XX в. явственно обозначилась и с каждым десятилетием набирала все большую силу тенденция к сохранению in situ исторического окружения — архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновлению и демократизации традиционного музея она привела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей».

     Термин «экомузей», придуманный и данный им музеологом Югом де Варином в 1971 г., не принято расшифровывать как «экологический музей», поскольку это музей не только природы или окружающей среды. Его замысел гораздо шире и связан с комплексным пониманием среды обитания человека. Экомузей — это заповедник, т. к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. Экомузей — это и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего». Таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром.

     Воплощенные в жизнь проекты показывают, что организационная структура этих учреждений в каждом отдельном случае различна. Это может быть и парк-музей, и этнографический музей-заповедник под открытым небом, и центр промышленного наследия. Вместе с тем всем им присущи некоторые общие характеристики.

     Экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению.

     В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, то есть государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея — это орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из них после изучения и инвентаризации вновь возвращаются владельцам и попадают в свое обычное окружение. Ведь деятельность экомузея состоит не только в музеефикации объектов, но и в сохранении умений, навыков, технического мастерства.

     Формы деятельности экомузея могут быть самыми различными: работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району и культуре, но и обеспечивает их участие в планировании своего будущего.

     Объединившиеся в группу специалисты собрались в 1984 г. в Квебеке на Первый международный семинар «Экомузей и новая музеология», где была выработана единая позиция по общим вопросам и принята декларация о целях и основных принципах нового движения. 
 
 
 

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 2.  ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  СХЕМА МУЗЕЯ  «ЧИНГИЗХАН»

     2.1.  Краткая  характеристика  музея 

     Музеи  – одно из важнейших явлений социально-культурной жизни общества. В  Уфе открылся  Музей современного  искусства РБ  им. Наиля Латфуллина.

      В  январе  этого  года  исполнилось  пять  лет,  как  Уфе  открылся  музей  современного  искусства  РБ  им. Наиля Латфуллина.  Многие  о  нем  слышали,  многие  его  посетили,  многие  стали  друзьями  музея  и  его  завсегдатаями.  Но  широкая  публика  мало  знакома  с  историей  создания  музея.  В  1992  году,  когда  не  стало  Наиля  Латфуллина,  основателя  группы  художников  «Чингизхан»,  «чингизханы»  решили,  что  вместо  запланированной групповой выставки  открыть первую  персональную,  теперь  уже посмертную,  выставку  Наиля.  Открытие  состоялось  11  декабря в Уфимской  художественной  галерее,  где было  представлено  более  ста  живописных  полотен  из  его  мастерской,  из  БГХМ  им. В.В.  Нестерова,  из  музеев  и  частных  коллекций  Казани,  а  так  же  из  частных  собраний  Уфы.  На  этой  же  выставке  было  принято решение о создании  в Уфе  музея  им.  Латфуллина.  Но  само  торжественное  открытие,  музея  современного  искусства  его  имени,  состоялось  только  9  января  2002  года,  в  день,   когда  Наилю  Латфуллину  исполнилось  бы  50  лет.  Через  полгода  в  стенах  нового  музея,  20  современных  авторов Башкортостана представили по  одной работе,  посвященной Всемирному  курултаю  башкир;  перед открытием выставки,  табличка  с названием «Творческое объединение «Чингизхан».  Музей современного  искусства РБ  им.  Н.  Латфуллина»  красовалась  над  входом  в  музей.  Под  этим  названием  музей  и  был  зарегистрирован.

     Председателем  творческого  объединения  «Чингизхан»,  по  сегодняшний  день  является,  Василь  Ханнанов.

     Сегодня  «Чингизхан»  является  уже  неким  брендом,  под  маркой  которого  координируются  различные  художественные,  в  их  числе  масса  молодежных,  проекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.  Распределение  помещений  по  функциональным  блокам 

     Для музеев часто используют исторические объекты с подходящими помещениями, а также холодные так называемые «современные» музеи.  

     Под  функциональным  комплексом  понимается  ограниченное  объединение  музейных  служб,  обеспечивающих  максимально  эффективное  выполнение  одной  из  основных  или  нескольких  функций.

     Экспозиционно-выставочный  комплекс  является  пространственной  основой  здания.  «Гибкая»  организация  пространства  в  таких  помещениях  достигается  за  счет  их  членения  передвижными  перегородками  и  щитами,  а  в  наиболее  оборудованных  выставочных  залах  -  и  за  счет  изменения  высоты  помещения.  Система  освещения  так  же  должна  быть  мобильной  и  создавать  многовариантную световую  среду (см. рис.1).

     Экспозиционная  зона  представляет  собой  группу  помещений  с  различными  планировочными  решениями:  анафиландным,  кольцевым,  радиальным.  Конкретное  архитектурно-планировочное  решение  экспозиции  определяется  ее  тематической  структурой,  составом  экспонируемых  музейных  предметов  и  техническими  возможностями  самого  зала.  

     В  первом  этаже  может  располагаться  лишь  небольшая  часть  экспозиции.  Основная  же  часть,  как  правило.  Размещается  на  втором  этаже  здания.  При  наличии  большого  количества  этажей  они  могут  быть  заняты  экспозицией  полностью  или  частично.  Однако  многоэтажное  расположение  экспозиции  в  старых  и  приспособленных  зданиях  создает  неудобство  для  посетителей. 

     Зона  обслуживания  включает:  вестибюли,  гардеробы,  киоски,  буфеты,  медпункт,  курительные  и  туалетные  комнаты.  Территориально  эта  зона  размещается  на  первом  этаже,  вблизи  от  входа.

     Зона  подготовки  об  обслуживания  экспозиций  и выставок  -  помещения для художественно-оформительской  и технической подготовки  экспозиций  и временных выставок.  Эти помещения следует располагать  вблизи  выставочных  залов  или  под  ними,  связав  их  системами  лестниц  и  лифтов.

     Фондовый  комплекс  состоит  из  зоны  хранения,  зоны  централизованного  учета  фондов,  зоны  консервации,  зоны  профилактики  и  упаковки. 

     Зона  хранилищ  состоит  из  собственно  хранилищ,  кабинетов  хранителей  при  них.  Номенклатура  помещений  для  хранения  зависит  прежде  всего  от  типов  хранящихся объектов.  Для  фондов  должны  быть  представлены,  как  минимум  два  помещения:  для  органических  и  неорганических  материалов.  Располагаться  такие  помещения  могут  как  в  цокольном,  так  и  на  первом,  втором  и  других  этажах.

Информация о работе Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея «Чингизхан»