Основные функциональные системы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо считает, что ему повезло . Когда же речь идет о заболеваемости и смертности в той или иной группе населения, то дело здесь не в везении . Колоссальная разница в санитарных условиях между различными странами и группами населения отражает различия и характер в социальной и природной среде . И чем дальше, тем больше состояние здоровья людей зависит от активной деятельности, от принимаемых ими решений. Понятие “среда” воздействующая на здоровье человека, значительно шире, чем эстетическая структура естественного окружения, с которым многие ассоциируют этот термин. Социальные и экономические условия, не обеспечивающие людей нормальным питанием, чистой водой, в конечном итоге отражаются на состоянии здоровья населения.

Оглавление

Введение 3
1.Основные функциональные системы человека, связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой, влияние среды на работоспособность человека………………………………
2.Основные параметры, окружающие производственную сферу (условия труда) в закрытых помещениях, и их влияние на организм человека……………………………………………………………………………………………….
3.Влияние производственной среды на интенсивность труда и использование рабочего времени………………………………………………………
4. Предложения по улучшению окружающей среды на производстве………………………………………………………………………………………
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1.Основные функциональные  системы человека, связь жизнедеятельности  организма человека с окружающей  средой, влияние среды на работоспособность  человека………………………………

2.Основные параметры,  окружающие производственную сферу  (условия труда) в закрытых помещениях, и их влияние на организм человека……………………………………………………………………………………………….

3.Влияние производственной  среды на интенсивность труда  и использование рабочего времени………………………………………………………

4. Предложения по  улучшению окружающей среды на  производстве………………………………………………………………………………………

Заключение 13

Список используемой литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо  считает, что ему повезло . Когда  же речь идет о заболеваемости и  смертности в той или иной группе населения, то дело здесь не в везении . Колоссальная разница в санитарных условиях между различными странами и группами населения отражает различия и характер в социальной и природной среде . И чем дальше, тем больше состояние здоровья людей зависит от активной деятельности, от принимаемых ими решений. Понятие “среда” воздействующая на здоровье человека, значительно шире, чем эстетическая структура естественного окружения, с которым многие ассоциируют этот термин. Социальные и экономические условия, не обеспечивающие людей нормальным питанием, чистой водой, в конечном итоге отражаются на состоянии здоровья населения.

     Переедание, сидячий образ жизни, курение  отражаются на здоровье среднего поколения, там, где производственный процесс  не контролируется, удел рабочих в шахтах, на заводах и в поле - профессиональные заболевания и ранняя смерть - цена, которая никогда не учитывается при определении стоимости продукции. [1]

     По  всей вероятности, очень трудно сказать, что можно сделать идеальные  условия для здоровья. По мере развития человеческого общества развиваются болезнетворные агенты, а биологические, геологические и химические условия окружающей среды изменяются особенно быстро там, где нарушается природное равновесие.

     Выявить опасности, таящиеся в окружающей среде, разумеется, значительно легче, чем устранять их. Социальные преобразования, необходимые для улучшения здоровья человека, нельзя ни купить, ни занять, ни пожертвовать в виде достижений современной медицины.

Глава 1. Основные понятия.

     Организм  человека - единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая  система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.

     Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой.

     Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.

     Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)

     Резистентность - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.

     Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

     Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

     Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренирован-ность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.).[1]

     Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).

     Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.

     Максимальное  потребление кислорода (МПК) - наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при  предельно-интенсивной мышечной работе. Величина МПК определяет функциональное состояние и степень тренированности организма.

     Единство  организма человека с внешней  средой проявляется прежде всего  в непрекращающемся обмене веществ  и энергии. Под обменом веществ  (метаболизмом) принято понимать сложный, постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ, обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптации к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.[1]

     Обмен веществ — это два взаимосвязанных противоположных процесса, протекающих одновременно, в результате которых происходит усвоение веществ, поступающих из окружающей среды и их биологическое превращение в потенциальную энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма продуктов распада (диссимиляция). Эти процессы согласованы между собой и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятельность организма человека.

     Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным (жидкостным) путем, то есть системой и железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь. 
В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит также витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.

     На  белковый обмен существенное влияние  оказывает гормон щитовидной железы - тироксин; на углеводный обмен оказывает  влияние гормон надпочечников - адреналин  и гормон поджелудочной железы - инсулин; на жировой обмен влияют гормоны поджелудочной, щитовидной желез и др. [2]

     Общая интенсивность обменных процессов  в течение жизни меняется. Сразу  после рождения человека скорость поступления  в организм питательных веществ  превышает скорость их распада. Это обеспечивает рост организма. К 17-19 годам различия в скорости процессов ассимиляции и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет в процессе обмена веществ наблюдается равновесие, при котором интенсивность процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей, дистрофия мышц и снижение их силы; ухудшаются и качество нервной регуляции деятельности органов и систем организма. 

Глава 2. Основные параметры, применяемые в  области гигиены  труда. Классификация  факторов производственной среды и условий  труда.

     Определения основных параметров, применяемых в  области гигиены труда, приведены  в Руководстве Р 2.2.013-94 "Гигиенические  критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности  факторов производственной среды, тяжести  и напряженности трудового процесса".

     Гигиена труда - система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

     Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих  влияние на здоровье и работоспособность  человека. [2]

     Вредный производственный фактор - фактор среды  и трудового процесса, который  может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

     Вредными  производственными факторами могут  быть:

  • физические факторы: температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, аэрозоли, преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность), повышенная ультрафиолетовая радиация;
  • химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической породы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
  • биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты;
  • факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве;
  • факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

      Опасный производственный фактор - фактор среды  и трудового процесса, который  может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

      В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные  вредные производственные факторы  могут стать опасными.

      Гигиенические нормативы условий труда - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должны вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего или последующих поколений. [2]

     Безопасные  условия труда - условия труда, при  которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

     В зависимости от соотношения уровней  опасных и вредных факторов и  предельно допустимых уровней условия  труда по степени вредности и  опасности делятся на четыре класса:

     1 класс – оптимальные условия  труда;

     2 класс – допустимые условия труда, которые могут вызвать функциональные отклонения, но после регламентируемого отдыха организм человека приходит в нормальное состояние;

     3 класс – вредные условия труда  характеризующиеся наличием вредных  производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на потомство.

     4 класс – опасные (экстремальные)  условия труда, характеризующиеся  такими уровнями производственных  факторов, воздействие которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

     Основными гигиеническими характеристиками вредных  веществ являются: предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ), токсодоза, средняя смертельная токсодоза и средняя смертельная доза. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю). Единица измерения ПДК - миллиграмм на куб. метр (мг/куб.м.). [3]

Информация о работе Основные функциональные системы человека