Религия как культурно-знаковая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Понятие религии и общая теория знаковых систем……………………………....4
2. Религия как явление культуры……………………………………………………..7
3. Структура и основные функции (роли) религии…………………………………10
4. Виды религий и их нравственное содержание …………………………….…….12
Заключение……………………………………………………………………………..15
Литература……………………………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.71 Кб (Скачать)

                                                                               2

                                             Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3                                                                                                                     

1.Понятие религии и общая теория знаковых систем……………………………....4                                                                                                  

2. Религия как явление культуры……………………………………………………..7

3. Структура и основные функции (роли) религии…………………………………10

4. Виды религий и их  нравственное содержание …………………………….…….12

Заключение……………………………………………………………………………..15

Литература……………………………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                             

                                                       3

      Введение

 На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.

    Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления.

   Выход религиозного познания выступает через этические представления о мире, о долженствующем, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.

   Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке прежде всего).

   Внутренняя человеческая  потребность осознать смысл жизни  и привлекает многих к религии.  Религия позволяет компенсировать  человеку сферу нереализованных  возможностей в действительности.

   В религии как  бы происходит снятие извечных  социальных противоречий: реальное  угнетение преодолевается «свободой  в духе», социальное неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим («царством небесным»).

    Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали.

   Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности человека.

 

                                                       4

        1. Понятие религии и общая теория знаковых систем

    Религия (от пат. religio-совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; Religare - связывать, привязывать; relegere - возвращаться, обдумывать, бояться) - мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.

    Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э). В трактате "О природе богов" он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом. Существует и другая версия, которую выдвинул христианский писатель IV в. до н.э. Лактанций. Он полагал, что "религия" происходит от слова religare - "связывать".

    Религия - это и определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом (как и абсолютным началом мира) и вытекающие из нее (связи), благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия - это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммад.

    Человеку необходима встреча с реальностью, которая превышает его собственную, встреча со сверхъестественным - с Богом. Религия как раз и выступает как путь, целью которого является эта встреча. Русский философ и богослов С.Н. Булгаков в таких словах выразил ту же мысль о невыразимости сокровенной тайны религии: «религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... но тем, что... ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому, как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление об опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью... Жизнь святых, подвижников,

                                                           5                                                                                                                       пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай... - вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование»

   Религия предполагает ВЕРУ, т.е. особое настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Однако, одного лишь признания существования невидимого духовного мира недостаточно для религии. Во-первых, должно быть и какое-то более или менее определенные представления об этом мире. Высказывание апостола Павла «Я знаю, в Кого уверовал» мог бы поддержать человек любой религиозной традиции. Поскольку религия - это определенные отношения с превышающей человека реальностью, то распространенное сегодня выражение веры «что-то там такое есть» не является собственно религиозным. Во-вторых, религиозная вера предполагает установление особых отношений поклонения. Евреи признавали существование других богов, но поклонялись только своему Богу, христиане признают существование демонов, к которым древние христиане причисляли всех языческих богов, но отвергают всякое почитание их.

  Конечно, без внутреннего благочестия любая система вероучения и культа, обрядов разлагается. С другой стороны, она не исчерпывается и субъективным отношением верующего к Богу или богам. Вера включает в себя и отношение человека к его ближним и к миру в целом. Вера без дел мертва, она обнаруживается в делах. Ни одна религия не ограничивается только субъективной верой.

  Такой подход к определению собственно религиозной деятельности подтверждается этимологией слова. Понятие религия можно перевести с лат. «Religio» - соединение, связь. Религиозный человек не просто служит предмету своих надежд, упований, но и соединяется с предметом своей веры. Стремление достигнуть этого единства и движет религиозным человеком. При этом все мысли, чувства, действия человек испытывает и выполняет не только от своего лица, но от лица того трансцендентного существа, которое в нем живет. В Православии такое соединение называется Обожением. «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Ветхий Завет, книга Бытия.) То есть изначально Бог хотел создать человека обожившимся, одухотворенным, совершенным. Человек ощущает необходимость стремиться к потерянному когда-то совершенству, наполнить                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                            

                                                        6

свою жизнь смыслом. Напомним, что культура как «возделывание», «воспитание», «развитие» также подразумевает  совершенствование изначальной  природы - окружающего мира и духовного  мира человека. В христианской религии  это стремление к совершенству объясняется  существованием внутри каждого человека искры Божьей, которая дает человеку понятие о добре и ведет  к нему. Стремясь к совершенству, человек меняет себя, свое восприятие мира.

     Нельзя не сказать о специфическом акценте понимания самого слова «Religio» блаженным Августином, Отцом Церкви IV века. Он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение. Т.е. имеется в виду не просто установление отношений с Богом, а именно восстановление отношений: человек раньше непосредственно общался с Богом, потом эта связь была утеряна в результате какой-то катастрофы (в христианстве - в результате грехопадения).

              Общая теория знаковых систем

    К числу ведущих характеристик культуры, порой отождествляемых с сущностью культуры, относят наименование, оценку явлений для определения их места в социокультурном опыте человечества. В основе этой деятельности выделяют знак и значение. Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры. Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. В этом смысле культура есть процесс выработки, упорядочения и передачи информации, а общество – информационным обществом.

   Общая теория знаковых систем – семиотика – исследует аспект выполнения знаковыми системами функции представления мира культуры. Семантика, раздел семиотики, исследует отношения между знаками и представляемыми ими объектами.

    Знак есть чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе социокультурной деятельности человека представляет другой предмет, отличный от его собственной определённости. Между знаком и представляемым им явлением нет причинной связи. Форма знака помогает распознать его среди других знаков. Знак обладает значением; значение есть отношение знака к обозначаемому предмету. Знаки выполняют три взаимосвязанные функции: познания, общения и выражения чувств.

                                                    7

            2. Религия как явление культуры

   Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития.

   В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием взаимоотношений природы и человека, космоса и общества. Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864—1920) считал, что основой религии становится поиск смысла многих явлений действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор и др. По его мнению, всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается сверхъестественный смысл. Одновременно появляется и идея спасения людей от бед и несчастий, идея воздаяния за страдания, которая пронизывает повседневную жизнь людей, придавая ей смысл и значение. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917) полагает, что идея сверхъестественного не характерна для первобытных народов, она возникает лишь при определенных условиях существования общества и на определенной стадии развития.

   Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью понять положение человека в мире, с возникновением отчуждения (превращения человеческого труда и его результатов в силу, господствующую над людьми), с особой формой отражения мира, в которой он удваивается (в виде естественного и сверхъестественного миров). Среди факторов возникновения религии выделяются:

  — зависимость общества и отдельного человека от внешнего мира, наполненного случайностями и непредсказуемостью результатов деятельности на любом уровне развития;

  — зависимость каждого человека от существующих общественных отношений, которые также становятся чуждой, вне индивида стоящей силой;

  — психологические факторы, связанные как с отдельным человеком, так и с обществом в целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в обществе, личное страдание или горе) .

   Понимание сущности религии оказывается различным в зависимости от того, дается это определение самой религией или религиоведением. Для

                                                          8

любой религии она сама представляет собой откровение, воспринятое  каким-либо пророком или праведником  непосредственно от самого божества. Так, согласно Библии (Ветхому завету) основные положения религии были переданы Моисею; в исламе считается, что Аллах сообщил свою волю Мухаммеду. Для научного взгляда на религию характерно ее понимание как такой формы сознания, в которой мир удваивается, т. е. признается существование естественного и сверхъестественного, земного и потустороннего.

Информация о работе Религия как культурно-знаковая система