Таможенное регулирование в России

Автор: Dima Gridnev, 19 Октября 2010 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств

Оглавление

Введение
2. Цели и функции таможенного регулирования
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
5. Таможенные платежи
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации
6. Валютный контроль в таможенных органах
7. Присоединение России к ВТО
7.1 Цель создания и основные функции ВТО
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО
9. Список источников

Файлы: 1 файл

Таможенное регулирование в России.rtf

— 224.96 Кб (Скачать)

      Все страны-члены ВТО принимают обязательства  по  выполнению  основных

соглашений и юридических документов, объединенных  термином  "Многосторонние

торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки  зрения  система

ВТО  представляет  собой   своеобразный   многосторонний   контракт   (пакет

соглашений), нормами и правилами которого  регулируется  примерно  97%  всей

мировой торговли товарами и услугами.

      Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности  более

50  МТС  и  других  правовых  документов,  основными  из  которых   являются

Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13] 
 

2 Основные проблемы присоединения России к ВТО 
 

      Условно проблемы присоединения России к ВТО  можно  разделить  на  две

группы:

    . к первой из групп  относится  проблемы  доступа  на  рынок  российских

      товаров и услуг или, если выразиться по  иному,  проблемы  определения

      приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;

    .    вторая   связана   с    необходимостью    изменения    действующего

      законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.

      Определять приоритеты развития стране, экономика которой  находится  в

стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с  момента

создания рабочей  группы  по  присоединению  России  к  ГАТТ/ВТО)  у  членов

организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития  реформ

в  России.  И  если  эта  логика  и  достижения  реформ  свидетельствует   о

кардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется,  члены

организации могут пойти и на уступки в  вопросах  предоставления  переходных

периодов для снижения таможенных пошлин.

      Второй проблемой является изменение законодательства. В течение  90-ых

годов была выстроена юридическая основа для России  как  страны  с  рыночной

экономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и  о

его состыковке с нормами и принципами ВТО.

      Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение

которого неоднократно указывали члены ВТО.

      Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных  западных

экспертов работающих по программам технической  помощи  России  и  экспертов

международных организаций. И в целом можно сказать, что он  не  противоречит

нормам  и  принципам  Конвенции  Киото,  Соглашения  по  таможенной  оценке,

Соглашения  по  предпогрузочной  инспекции   и   другим   соглашениям   ВТО.

Периодический перенос  сроков  вступления  в  ВТО,  по  официальным  данным,

обусловлен тем, что представители ВТО на  переговорах  с  Россией  выдвигают

дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При  этом

важно  отметить,  что  все  эти  требования  являются  не  обязательными,  а

дополнительными, то есть нормы ВТО не  предусматривают  от  страны-кандидата

их безусловного выполнения.

      Есть на переговорах и реальные проблемы  -  это  вопросы  выравнивания

внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского  хозяйства,  проблема

интеллектуальной собственности.

      По вопросу  выравнивания  энергетических  тарифов  позиция  российских

переговорщиков справедливо  категоричная.  Это  требование  неправомерно,  а

следовательно и неприемлемо.

      Россия  пытается  отбиться  от  выдвигаемых  к  ней  требований.  Так,

большие  сложности  у  наших  переговорщиков  возникли  при  согласовании  с

членами  ВТО  условий  доступа  на  российский  рынок   иностранных   услуг.

Российская   сторона   предполагает   по   большинству   пунктов    усиление

ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что  здесь-то  как

раз крайних мер не требуется.[11]

      Государственная Дума третьего созыва  провела  огромную  работу  - был

принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к  ВТО,

сколько для  самой  российской  экономики:  Таможенный  кодекс,  законы  «Об

основах  государственного  регулирования  внешнеторговой  деятельности»,  «О

защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте  товаров»,  «О

валютном регулировании и валютном контроле», «О  техническом  регулировании»

и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

      Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут

интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по  ВТО.  Для  нас  самих

важны перемены в работе российской таможни, улучшение  жизни  экспортеров  и

импортеров, реализация всего принятого законодательства.

      Федеральное законодательство  в  большей  части  уже  скорректировано.

Однако работа будет продолжена:  вслед  за  вступлением  в  действие  нового

Таможенного кодекса потребовались  изменения  закона  о  таможенном  тарифе,

положений об определении таможенной  стоимости,  окончательно  не  завершено

законодательное оформление по  вопросам  интеллектуальной  собственности,  в

дальнейшей  либерализации  нуждается  валютное   законодательство.   Особого

внимания требует  нормативно-правовая  база  регионов  России.  В  настоящее

время  ГД  РФ  приводит  разработку  законодательства   в   соответствие   с

действующими и  будущими  международными  обязательствами  нашей  страны.[8,

c.310]

      Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибо

создание единого правового пространства на  всей  территории  страны  -  это

одно из главных требований Конституции РФ. 
 
 

                                 Заключение 
 

      Исторически динамика государственного регулирования степени открытости

или  закрытости  экономики  (таможенная  политика)  движется  от   свободной

торговли   к   протекционизму   и   наоборот.    Однако,    как    известно,

протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном  периоде,  они  создают

временный  эффект,  приводящий  затем  к  существенным  провалам,  будь   то

таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

      В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:

    . селективный протекционизм  -  направлен  против  отдельных  стран  или

      товаров;

    . отраслевой протекционизм - защищает  определенные  отрасли  (например,

      автомобилестроение);

    . коллективный протекционизм - проводится союзами некоторых государств в

      отношении стран, в них не входящих;

    .   скрытый   протекционизм   -   осуществляется   методами   внутренней

      экономической политики.

      Инструменты государственного регулирования международной  торговли  по

своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании  тарифов)  и

нетарифные  (все  остальные  методы).  Нетарифные  методы   государственного

регулирования   выключают   количественные   методы   и   методы    скрытого

протекционизма.

      В роли институционального обеспечения  таможенной  политики  выступает

Государственный    таможенный    комитет:    именно    им     осуществляется

протекционистская  политика  поощрения  отечественного  производства   через

льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.

      Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее  эффективного

использования   инструментов   таможенного    контроля    и    регулирования

товарообмена на таможенной территории  РФ,  участие  в  реализации  торгово-

политических задач по  защите  российского  рынка,  стимулирование  развития

национальной экономики,  содействие  проведению  структурной  перестройки  и

других задач экономической политики.

      В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной

системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и  максимальную

импортную пошлину; максимально  укрупнить  товарные  группы;  отказаться  от

прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта;  ликвидировать  все

существующие льготы в максимально  короткие  сроки;  исключить  регулятивные

функции из компетенции таможенных органов.

      Принятая в июне 1998 года новая редакция  Киотской  конвенции  (полное

название - Международная конвенция об упрощении  и  гармонизации  таможенных

процедур) поставила перед таможенными службами мира  задачу  в  полной  мере

соответствовать  требованиям   современной   международной   торговли.   Это

подразумевает  внедрение  новейших  технологий  таможенного   оформления   и

таможенного контроля, стандартизацию  и  упрощение  таможенных  процедур,  а

также установление партнерских отношений  с  деловыми  кругами.   Российская

Федерация  предпринимает  активные  усилия,  чтобы  стать   членом   ВТО   и

соответственно подводит свои стандарты таможенной  политики  к  общепринятым

международным стандартам.

      Таможенные пошлины и платежи в  2000-х  годах  стали  выполнять  более

серьезную роль,  чем они делали это с начала 90-х. Роль  пошлин  возросла  в

связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта,  а  также  их  объемом.

Россия, преодолевая  экономический  кризис,  выходит  на  качественно  новый

уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в  ВТО  уже

можно считать почти свершившимся событием. Следовательно,  сильно  изменятся

многие  параметры таможенной  политики.  Вступление  в  ВТО  предусматривает

снижение  общего  уровня  таможенных  пошлин  и  платежей.  На  мой  взгляд,

российская экономика потерпит  некоторый  ущерб  от этого,  но  все  же  это

необходимо России для полноценного выхода на международный  рынок.  Снижение

таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%,  что  составит  2-3%

от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем  не  менее,  Россия  получит

дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции.  Конечно,

первое время это  не  будет  полностью  компенсировать  наши  потери,  но  в

Информация о работе Таможенное регулирование в России