Автор: Dima Gridnev, 19 Октября 2010 в 22:07, курсовая работа
Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств
Введение
2. Цели и функции таможенного регулирования
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
5. Таможенные платежи
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации
6. Валютный контроль в таможенных органах
7. Присоединение России к ВТО
7.1 Цель создания и основные функции ВТО
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО
9. Список источников
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных
соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние
торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система
ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет
соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей
мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более
50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются
Соглашение об учреждении
ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13]
2 Основные проблемы
присоединения России к ВТО
Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две
группы:
. к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских
товаров и услуг или, если выразиться по иному, проблемы определения
приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;
. вторая связана с необходимостью изменения действующего
законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.
Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в
стадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с момента
создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов
организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ
в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о
кардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется, члены
организации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходных
периодов для снижения таможенных пошлин.
Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых
годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной
экономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и о
его состыковке с нормами и принципами ВТО.
Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение
которого неоднократно указывали члены ВТО.
Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных
экспертов работающих по программам технической помощи России и экспертов
международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит
нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке,
Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО.
Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным,
обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигают
дискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этом
важно отметить, что все эти требования являются не обязательными, а
дополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидата
их безусловного выполнения.
Есть на переговорах и реальные проблемы - это вопросы выравнивания
внутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблема
интеллектуальной собственности.
По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российских
переговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, а
следовательно и неприемлемо.
Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так,
большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании с
членами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг.
Российская сторона предполагает по большинству пунктов усиление
ограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то как
раз крайних мер не требуется.[11]
Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - был
принят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО,
сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О
защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О
валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании»
и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.
Однако правоприменительная, судебная и административная практика будут
интересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас самих
важны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни экспортеров и
импортеров, реализация всего принятого законодательства.
Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано.
Однако работа будет продолжена: вслед за вступлением в действие нового
Таможенного кодекса потребовались изменения закона о таможенном тарифе,
положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершено
законодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, в
дальнейшей либерализации нуждается валютное законодательство. Особого
внимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящее
время ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие с
действующими и будущими международными обязательствами нашей страны.[8,
c.310]
Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибо
создание единого правового пространства на всей территории страны - это
одно из главных требований
Конституции РФ.
Исторически динамика государственного регулирования степени открытости
или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной
торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно,
протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают
временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то
таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.
В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:
. селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или
товаров;
. отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (например,
автомобилестроение);
. коллективный протекционизм - проводится союзами некоторых государств в
отношении стран, в них не входящих;
. скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней
экономической политики.
Инструменты государственного регулирования международной торговли по
своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и
нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного
регулирования выключают количественные методы и методы скрытого
протекционизма.
В роли институционального обеспечения таможенной политики выступает
Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется
протекционистская политика поощрения отечественного производства через
льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.
Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного
использования инструментов таможенного контроля и регулирования
товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-
политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития
национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и
других задач экономической политики.
В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной
системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную
импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от
прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все
существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные
функции из компетенции таможенных органов.
Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полное
название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных
процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере
соответствовать требованиям современной международной торговли. Это
подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и
таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а
также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская
Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и
соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым
международным стандартам.
Таможенные пошлины и платежи в 2000-х годах стали выполнять более
серьезную роль, чем они делали это с начала 90-х. Роль пошлин возросла в
связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта, а также их объемом.
Россия, преодолевая экономический кризис, выходит на качественно новый
уровень в таможенных отношениях. Вступление Российской Федерации в ВТО уже
можно считать почти свершившимся событием. Следовательно, сильно изменятся
многие параметры таможенной политики. Вступление в ВТО предусматривает
снижение общего уровня таможенных пошлин и платежей. На мой взгляд,
российская экономика потерпит некоторый ущерб от этого, но все же это
необходимо России для полноценного выхода на международный рынок. Снижение
таможенных пошлин приведет к падению доходов на 12-15%, что составит 2-3%
от совокупных доходов Федерального бюджета. Тем не менее, Россия получит
дивиденды от снижения пошлин странами импортерами нашей продукции. Конечно,
первое время это не будет полностью компенсировать наши потери, но в