Автор: Dima Gridnev, 19 Октября 2010 в 22:07, курсовая работа
Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств
Введение
2. Цели и функции таможенного регулирования
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
5. Таможенные платежи
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации
6. Валютный контроль в таможенных органах
7. Присоединение России к ВТО
7.1 Цель создания и основные функции ВТО
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО
9. Список источников
Единство таможенной территории и таможенного регулирования
конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской
Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и
каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых средств».
Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно
представить следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и
транспортных средств;
2) таможенные режимы;
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере
таможенного дела
Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством
пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации.
Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок
экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную
границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и
ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на
ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите
государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и
здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей
общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в
обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным
оборотом через таможенную границу Российской Федерации Наркотических
средств, оружия, предметов художественного, исторического и
археологического
достояния и т. д. .[6,c.48]
Таможенное регулирование: методы его
осуществления
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического
суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной
торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий
всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,
являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики
государства.
Направленность целей таможенного регулирования на защиту российского
рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики
обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского
государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенное
регулирование России призвано, таким образом, реализовывать
внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать
находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего
развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью
оживления, оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможенного регулирования любого государства предполагает
наличие двух важных методов его достижения -- это протекционизм и
фритредерство.
Протекционизм -- это меры, направленные на защиту собственной
промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на
внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и
ограничение импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие
помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-
либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также
способствует более выгодному международному разделению труда и
удовлетворению потребностей рынка.
Протекционизм и фритредерство имеют свою российскую историю. Линия
протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен
царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского
протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз
российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые
в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в
России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо
вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в
таможенном регулировании России, хотя в основном это происходило под
влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений
чисто экономического характера.
К сожалению, этот опыт слабо относится к современной российской
таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной
зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания
на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная
политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими
средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто
необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях
самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих
операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять
торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной
валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых
стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного
долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области
ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены
дискриминационных
мер в странах -- торговых партнерах России.
.[6,c.110-118]
Понятие, предмет и метод таможенного
права России
В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных
отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии
таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес
заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к
определению правовых, экономических и организационных основ таможенного
дела.
Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие
только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И
таможенное право в этом смысле не исключение.
Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической
науке принято понимать более или менее однородную группу общественных
отношений, регулируемой нормами той или иной отрасли права. Предмет
правового регулирования является основным критерием систематизации
действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.
Метод правового регулирования отражает и выражает -- в какого рода
волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять
участники соответствующих правоотношений. Это могут быть отношения
подчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем
или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового
регулирования и от структуры входящих в него общественных отношений.
Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных
отраслей права: конституционного, административного, гражданского,
уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части -- и нормами
международного права. Все эти разнородные по своему характеру
правоотношения имеют общий объединяющий их признак -- они всегда возникают в
связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных
средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего
признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных
отношений -- таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет
судить и о комплексности таможенного права как отрасли. [14]
В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела
определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их
возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений,
входящих в предмет регулирования таможенного права:
* общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в
Российской Федерации;
* общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную
границу России товаров и транспортных средств;
* общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;
* общественные отношения, связанные с проведением таможенного
оформления;
* общественные отношения, связанные с валютным контролем;
* общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
* общественные отношения, связанные с совершением уголовных
преступлений в сфере таможенного дела;
* общественные отношения, связанные с совершением административных
правонарушений в сфере таможенного дела;
* общественные отношения, связанные с информированием,
консультированием по вопросам таможенного дела и принятием