Таможенное регулирование в России

Автор: Dima Gridnev, 19 Октября 2010 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств

Оглавление

Введение
2. Цели и функции таможенного регулирования
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
5. Таможенные платежи
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации
6. Валютный контроль в таможенных органах
7. Присоединение России к ВТО
7.1 Цель создания и основные функции ВТО
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО
9. Список источников

Файлы: 1 файл

Таможенное регулирование в России.rtf

— 224.96 Кб (Скачать)

таможенный орган). [4,c.237-240]

      Целый раздел в Законе РФ «О таможенном  тарифе»  посвящен  определению

страны происхождения товара, принципы которого основываются на  существующей

международной практике. Обратим внимание на ключевые положения:

    .  страна  происхождения  товара  определяется  с  целью   осуществления

      тарифных и нетарифных мер регулирования  ввоза  товара  на  таможенную

      территорию РФ и вывоза товара с этой территории,

    . страной происхождения товара является  страна,  в  которой  товар  был

      полностью  произведен  или  подвергнут   достаточной   переработке   в

      соответствии с критериями, установленными данным Законом;

    . для удостоверения происхождения товара  из  данной  страны  таможенный

      орган РФ вправе требовать предоставления сертификата  о  происхождении

      товара; обязательное предоставление указанного сертификата  необходимо

      при ввозе товара на таможенную территорию РФ;

    . сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с  таможенной

      декларацией и другими документами при таможенном оформлении.[17]

      Специальный  раздел  посвящен  предоставлению  тарифных  льгот.  Здесь

определены существо и виды тарифной льготы (тарифной  преференции);  указаны

товары,  подлежащие   освобождению   от   пошлины;   зафиксированы   условия

предоставления  тарифных  преференций   и   тарифных   льгот   в   отношении

определенных государств и определенных товаров.

      И, наконец, в  свете  проработки  вопроса  о  присоединении  России  к

Генеральному соглашению по тарифам  и  торговле  (ГАТТ)  чрезвычайно  важной

представляется последняя статья ст. 38 Закона РФ «О  таможенном  тарифе»,  в

которой  записано:  «Если  международным  соглашением,  участником  которого

является Российская Федерация,  установлены  иные  нормы,  чем  те,  которые

содержатся   в   настоящем   Законе,   применяются   нормы    международного

соглашения».

      Практически  все  страны,  участвующие   в   международной   торговле,

используют  таможенный  тариф  как  одно  из  важных  средств  регулирования

внешнеэкономических связей. Единообразия в  подходах  к  определению  уровня

ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое  обложение,

не было в прошлом, нет и в настоящее время.

      Такие инструменты как тарифные и нетарифные барьеры могут  существенно

влиять  на  общую  эффективность  промышленной  политики.  Один   из   самых

эффективных инструментов защиты внутреннего  рынка  -  таможенные  тарифы  -

Россия может использовать в очень ограниченных масштабах по  следующим  двум

причинам: Россия провела унификацию  тарифов  вне  переговоров  с  ВТО,  тем

самым, не только ослабив свою переговорную позицию.  Во-вторых,  качество  и

эффективность таможенного администрирования  остаются  чрезвычайно  низкими.

[3,c.159]

      В  настоящее  время  действуют  ряд  методов  определения   таможенной

стоимости:

    . по цене сделки с ввозимыми товарами;

    . по цене сделки с идентичными товарами;

    . по цене сделки с однородными товарами;

    . вычитания стоимости;

    . сложения стоимости;

    . резервного метода.

      В интересах защиты отечественной обрабатывающей  промышленности  может

использоваться  метод  построения  тарифов  на   основе   эскалации   ставок

таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от  степени  обработки

товаров:  сырье  ввозится  беспошлинно  или  по   крайне   низким   ставкам,

полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые  изделия  облагаются  по

высоким ставкам таможенных пошлин.[16] 

             Рисунок 1. Порядок применения ставок таможенного тарифа РФ [11] 

[pic] 

      Помимо   тарифного   регулирования   внешнеэкономических   связей    в

международной торговле используются и так называемые нетарифные  ограничения

(нетарифные  барьеры).  Последние  можно   классифицировать   по   следующим

группам:  барьеры  экономического   характера;   барьеры   административного

характера; установление монопольного (государственного) канала для  импорта;

технические н другие специальные требования.

      Барьеры  экономического  характера  включают   антидемпинговые   меры,

налогообложение, меры валютного и финансового характера.  Налогообложение  в

рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода  налогов

и налоговых платежей  с  импортеров,  широко  используемых  в  международной

торговле. К ним относятся:

    . налог на добавленную стоимость,  взимаемый  с  импортера  в  некоторых

      странах;

    . налог с оборота (или налог на продажу);

    . скользящие  компенсационные  сборы;  налог  на  потребление;  акцизные

      сборы;

    . специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;

    . сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза;

    . гербовый сбор;

    . статистический сбор;

    . сборы на развитие национального экспорта;

    . благотворительный сбор;

    . лицензионный сбор;

    . консульский сбор и др.

    . К мерам валютного и финансового характера относят:

    . множественность валютных курсов;

    . налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;

    . импортный депозит;

    . систему предварительной оплаты пошлин и налогов. [16]

      Не одно десятилетие существуют и барьеры административного  характера,

которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В  реестр  таких  мер

включены  запрещение  импорта  (экспорта),  количественные   ограничения   и

лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

      Наибольшее  распространение   получили   квоты.   Государство   выдает

ограниченное количество лицензий,  разрешающих  ввоз  (вывоз),  и  запрещает

нелицензированный импорт (экспорт).

      Квоты  бывают  индивидуальные,  тарифные,   сезонные   и   глобальные.

Распространены следующие виды лицензий:

    . разовая индивидуальная;

    . генеральная;

    . лицензирование с целью наблюдения;

    . выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;

    . обусловленность  выдачи  лицензий  закупками  аналогичных  товаров  на

      внутреннем рынке;

    . выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от  его  экспортной

      деятельности;

    . выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;

    . лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.

      В  группу  технических  и  других  специальных  требований   включают:

национальные стандарты, системы сертификации  и  прочие  нормы;  требования,

устанавливаемые  санитарно-ветеринарными  и  эдравоохранительными  органами;

требования экологического характера;  требования  к  упаковке  и  маркировке

товара.

      В современных условиях все без исключения государства регулируют  свою

внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф,  и  через  нетарифные

ограничения. 
 
 

                   Валютный контроль в таможенных органах 
 

      Мировая практика подтверждает невозможность  организации  эффективного

валютного  контроля   в   части   операций,   связанных   с   внешнеторговой

деятельностью без  активного  участия  в  этой  работе  таможенных  органов.

Справедливость  такого  положения  подтверждает  и  тот  факт,  что   период

осуществления  таможенного  контроля  является  последней  возможностью  для

предотвращения  возможного  нарушения   законодательства,   в   том   числе,

валютного.

      Понимание  этого  послужило  основанием  для  определения  функций   и

полномочий  таможенных  органов  при   осуществлении   валютного   контроля.

Компетенция  таможенных  органов  в  этой  части  зафиксирована  в  ст.  199

Таможенного кодекса Российской Федерации:

    . таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный  контроль

      над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за

      исключением периметров свободных таможенных зон и  свободных  складов,

      валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за  валютными

      операциями, связанными с перемещением через указанную границу  товаров

      и транспортных средств.

      С получением ГТК России  в  июне  1993  г.  статуса  органа  валютного

контроля и определением компетенции  таможенных  органов  в  части  контроля

валютных операций в торговом обороте впервые  в  России  появилась  реальная

возможность создания практических  технологий  контроля.  Перед  Центральным

банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие  сроки  разработать

и ввести в действие соответствующие механизмы.

      В первую очередь речь шла  об  организации  контроля  над  исполнением

валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров  в  счет  исполнения

внешнеторговых договоров купли-продажи.

      Объективно,  в  настоящий  момент  экономическая  ситуация  в   России

соответствует стандартным  критериям,  когда  в  полном  объеме  проявляются

негативные тенденции "бегства" от национальной валюты, сокрытия  средств  от

налогообложения, незаконных утечек капиталов за  рубеж.  ЦБР  и  ГТК  России

было  принято  решение  о  разработке  в  первоочередном   порядке   системы

валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных  средств,

получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.

      При   этом   действие   технологии   таможенно-банковского    контроля

ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта  с  расчетами

Информация о работе Таможенное регулирование в России