Автор: Dima Gridnev, 19 Октября 2010 в 22:07, курсовая работа
Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств
Введение
2. Цели и функции таможенного регулирования
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
5. Таможенные платежи
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации
6. Валютный контроль в таможенных органах
7. Присоединение России к ВТО
7.1 Цель создания и основные функции ВТО
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО
9. Список источников
таможенный орган). [4,c.237-240]
Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению
страны происхождения товара, принципы которого основываются на существующей
международной практике. Обратим внимание на ключевые положения:
. страна происхождения товара определяется с целью осуществления
тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную
территорию РФ и вывоза товара с этой территории,
. страной происхождения товара является страна, в которой товар был
полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в
соответствии с критериями, установленными данным Законом;
. для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный
орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении
товара; обязательное предоставление указанного сертификата необходимо
при ввозе товара на таможенную территорию РФ;
. сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной
декларацией и другими документами при таможенном оформлении.[17]
Специальный раздел посвящен предоставлению тарифных льгот. Здесь
определены существо и виды тарифной льготы (тарифной преференции); указаны
товары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условия
предоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношении
определенных государств и определенных товаров.
И, наконец, в свете проработки вопроса о присоединении России к
Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно важной
представляется последняя статья ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе», в
которой записано: «Если международным соглашением, участником которого
является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые
содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного
соглашения».
Практически все страны, участвующие в международной торговле,
используют таможенный тариф как одно из важных средств регулирования
внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня
ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение,
не было в прошлом, нет и в настоящее время.
Такие инструменты как тарифные и нетарифные барьеры могут существенно
влиять на общую эффективность промышленной политики. Один из самых
эффективных инструментов защиты внутреннего рынка - таможенные тарифы -
Россия может использовать в очень ограниченных масштабах по следующим двум
причинам: Россия провела унификацию тарифов вне переговоров с ВТО, тем
самым, не только ослабив свою переговорную позицию. Во-вторых, качество и
эффективность таможенного администрирования остаются чрезвычайно низкими.
[3,c.159]
В настоящее время действуют ряд методов определения таможенной
стоимости:
. по цене сделки с ввозимыми товарами;
. по цене сделки с идентичными товарами;
. по цене сделки с однородными товарами;
. вычитания стоимости;
. сложения стоимости;
. резервного метода.
В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может
использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок
таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки
товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам,
полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по
высоким ставкам таможенных
пошлин.[16]
Рисунок 1. Порядок применения ставок таможенного
тарифа РФ [11]
[pic]
Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в
международной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения
(нетарифные барьеры). Последние можно классифицировать по следующим
группам: барьеры экономического характера; барьеры административного
характера; установление монопольного (государственного) канала для импорта;
технические н другие специальные требования.
Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры,
налогообложение, меры валютного и финансового характера. Налогообложение в
рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода налогов
и налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международной
торговле. К ним относятся:
. налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых
странах;
. налог с оборота (или налог на продажу);
. скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные
сборы;
. специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;
. сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза;
. гербовый сбор;
. статистический сбор;
. сборы на развитие национального экспорта;
. благотворительный сбор;
. лицензионный сбор;
. консульский сбор и др.
. К мерам валютного и финансового характера относят:
. множественность валютных курсов;
. налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;
. импортный депозит;
. систему предварительной оплаты пошлин и налогов. [16]
Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера,
которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер
включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и
лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.
Наибольшее распространение получили квоты. Государство выдает
ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает
нелицензированный импорт (экспорт).
Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные.
Распространены следующие виды лицензий:
. разовая индивидуальная;
. генеральная;
. лицензирование с целью наблюдения;
. выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;
. обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на
внутреннем рынке;
. выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной
деятельности;
. выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;
. лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.
В группу технических и других специальных требований включают:
национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования,
устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами;
требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке
товара.
В современных условиях все без исключения государства регулируют свою
внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные
ограничения.
Валютный контроль в таможенных органах
Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективного
валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой
деятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов.
Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период
осуществления таможенного контроля является последней возможностью для
предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе,
валютного.
Понимание этого послужило основанием для определения функций и
полномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля.
Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199
Таможенного кодекса Российской Федерации:
. таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль
над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за
исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов,
валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными
операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров
и транспортных средств.
С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного
контроля и определением компетенции таможенных органов в части контроля
валютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная
возможность создания практических технологий контроля. Перед Центральным
банком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать
и ввести в действие соответствующие механизмы.
В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнением
валютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения
внешнеторговых договоров купли-продажи.
Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в России
соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются
негативные тенденции "бегства" от национальной валюты, сокрытия средств от
налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ГТК России
было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы
валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств,
получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.
При этом действие технологии таможенно-банковского контроля
ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами