Таможенное регулирование в России

Автор: Dima Gridnev, 19 Октября 2010 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государств

Оглавление

Введение
2. Цели и функции таможенного регулирования
3. Таможенное регулирование: методы его осуществления
4. Понятие, предмет и метод таможенного права России
5. Таможенные платежи
5.1 Таможенный тариф Российской Федерации
6. Валютный контроль в таможенных органах
7. Присоединение России к ВТО
7.1 Цель создания и основные функции ВТО
7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО
9. Список источников

Файлы: 1 файл

Таможенное регулирование в России.rtf

— 224.96 Кб (Скачать)

       предварительных решений;

      * общественные  отношения,  связанные  с  обращением  в  собственность

       государства  (федеральную   собственность)   товаров,   транспортных

       средств и иных предметов;

      * общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием

       решений,  действий  или  бездействия   таможенных   органов   и   их

       должностных лиц;

      * общественные отношения, связанные с участием России в  международно-

       правовом сотрудничестве  в  сфере  таможенного  дела  (в  Таможенном

       кодексе не обозначены). [5,c.217]

      Теперь о методе правового регулирования отношений в  сфере таможенного

дела (методе таможенного права).

      В теории права различают два основных метода  правового  регулирования

общественных отношений -- корпоративный (основанный на власти  и  подчинении)

и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе   их  действий

в определенно установленных нормой пределах). Иными словами  -  авторитарный

и демократический.

      Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит

в    целенаправленной    деятельности    государства    по     регулированию

внешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и  условий

перемещения  через  таможенную  границу  товаров  и  транспортных   средств,

поэтому   в   таможенно-правовом    регулировании    превалирует    властный

(императивный)   метод.   Он   проявляется   в   установлении   всевозможных

обязательных предписаний, запретов и ограничений.

      Предписания  выражаются  в  возложении  прямых  обязанностей,  как  на

таможенные  органы,  так  и  на  лиц,  перемещающих  товары,  по  совершению

определенных  действий  (например,  по  таможенному  оформлению   и   т.п.),

предусмотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

      Запреты -- это те же  предписания,  но  они  возлагают  обязанность  на

участников таможенных правоотношений не совершать те  или  иные  действия  в

условиях, предусмотренных правовой нормой.

      Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-

правового регулирования, можно сделать вывод,  что  никакая  другая  отрасль

российского права подобного предмета и  метода  правового  регулирования  не

имеет.  А  следовательно,  таможенное   право   такое   же   самостоятельное

образование в российской правовой системе,  как  и  базовые  отрасли  права:

конституционное, административное, гражданское, уголовное  и  др.  Однако  в

отличие  от  них,  таможенное  право  является  комплексной  отраслью  права

наряду,  например,  с  муниципальным,  предпринимательским  правом  и  рядом

других отраслей.

      Таким образом,  таможенное  право  можно  определить  как  комплексную

отрасль  российского  права,  представляющую  собой  систему  правовых  норм

различной  правоотраслевой  принадлежности,  которые  устанавливаются   либо

санкционируются государством и предназначены для регулирования  общественных

отношений в сфере таможенного дела.[4,c.54]

      Помимо предмета и метода  правового  регулирования  самостоятельное  и

очень большое значение в структуре права имеют его принципы.

      Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы

и принципы  отраслевого  характера.  К  общеправовым  принципам  таможенного

права относятся:

      * принцип уважения прав и основных свобод человека;

      *   принцип   законности,   принцип   координации   и   взаимодействия

       государственных органов;

      * принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования;

      * принцип научности;

      * принцип гуманности;

      * принцип наибольшего благоприятствования;

      * принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.

      Одним из ведущих принципов таможенного права является принцип уважения

прав и основных свобод человека, поскольку в Основном законе нашей стране  -

Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.

      Принцип  законности  предполагает  необходимость  строгого  соблюдения

всеми субъектами таможенного права Конституции РФ  и  ее  законов,  а  также

принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов.

      Принцип координации и взаимодействия государственных органов  означает

необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами  иных

отраслей права.

      Полномасштабное  и  четкое  таможенное   регулирование   как   принцип

таможенного   права   означает   отнесение   таможенного   регулирования   к

исключительному  ведению   Российской   Федерации,   а   также   полноту   и

масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений  в  сфере

таможенного дела, т. е. максимально возможное обеспечение  именно  правового

регулирования этого вида отношений.

      Принцип  научности  в  таможенном  праве  предполагает  его  опору  на

достижения  финансовой,  экономической  и  правовой  науки,   а   также   на

достижения научно-технического прогресса при реализации таможенной  политики

государства и отражен, в частности, в нормах ТК  РФ,  регулирующих  формы  и

методы таможенного контроля.

      Принцип гуманности очень  широко  применяется  в  таможенном  праве  и

находит свое отражение, в частности:

      * в  запрете  свободного  провоза  через  таможенную  границу  оружия,

       наркотиков и ряда иных предметов;

      *  в  наличии  льгот  по  таможенному  оформлению  грузов,  являющихся

       гуманитарной помощью;

      * в наличии обстоятельств,  смягчающих  ответственность  за  нарушение

       таможенных правил;

      * в возможности назначения более мягкой меры воздействия за  нарушение

       таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой;

      *    в целом ряде иных таможенно-правовых норм.

      Повсеместно  применяемый  в  мировой  практике   принцип   наибольшего

благоприятствования  используется  в   российском   таможенном   праве   для

устранения   либо   минимизации   различного   рода   нетарифных    барьеров

(лицензирования,  квотирования  и  пр.)  при  осуществлении   внешнеторговой

деятельности в Российской Федерации.

      Принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению

нашей страны к активному участию в международном  сотрудничестве  в  области

таможенного дела. В связи с этим Таможенным  кодексом  РФ  установлено,  что

если международным  договором  России  установлены  иные  правила,  чем  те,

которые   предусмотрены   внутренним   российским   законодательством,    то

применяются нормы международных договоров.

      Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметить

принцип  юридического  равенства,  принцип   объективной   истины,   принцип

судебной защиты субъективных прав и др.

      Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

      * принцип единства таможенной политики  России,  ее  целей  и  средств

       реализации,  в  соответствии  с   которым   на   территории   России

       осуществляется  единая  таможенная  политика,  являющаяся  составной

       частью внутренней и внешней политики государства;

      *  принцип  единства  таможенной  территории,  основанный  на   нормах

       Конституции РФ, гарантирующих единство экономического  пространства,

       свободное  перемещение  по  территории  России  товаров,   услуг   и

       финансовых средств, а также недопустимость  установления  таможенных

       границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения;

      * принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с  которым

       ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению  в

       зависимости от лиц, перемещающих товары  через  таможенную  границу,

       видов сделок и других факторов.[7,c.93]

      Важнейшим экономическим рычагом  реализации  многих  задач  таможенной

политики является система таможенных платежей. 
 

                             Таможенные платежи 
 

      В Таможенном кодексе РФ определены следующие виды таможенных платежей:

таможенная пошлина;  налог  на  добавленную  стоимость;  акцизы;  таможенные

сборы за  таможенное  оформление;  таможенные  сборы  за  хранение  товаров;

таможенные   сборы   за   таможенное   сопровождение   товаров;   плата   за

информирование  и  консультирование;  плата  за  принятие   предварительного

решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за  выдачу  лицензий

таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы  за  выдачу

квалификационного  аттестата  по  таможенному  оформлению  и   возобновление

действия аттестата.

      Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих  в

развитых государствах и в России.

      Таможенные пошлины -  косвенные  налоги  на  импортные,  экспортные  и

транзитные  товары,  поступающие  в  доход   государственного   бюджета.   В

настоящее  время  в  развитых  странах  преобладают  таможенные  пошлины  на

товары, ввозимые в страну.

      Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в  таможенном

тарифе, который содержит наименование  ввозимых  иностранных  или  вывозимых

национальных товаров, единицы обложения  товаров  и  ставки  пошлин.  Ставки

устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара  (адвалорная

таможенная пошлина) и реже  в  твердой  сумме  с  единицы  измерения  товара

(специфическая таможенная пошлина).[11]

      По   адвалорным   ставкам   облагаются   сырье,   продовольствие,   по

специфическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются  обе

ставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается  несколько  ставок  для

одного и того же товара (двухколонные,  трехколонные  тарифы):  минимальные,

Информация о работе Таможенное регулирование в России