Таможенное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, реферат

Краткое описание

Цель работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования.

Файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 54.75 Кб (Скачать)

1. ВВЕДЕНИЕ 
 

     Таможенная  политика  государства  играет решающую   роль   во   внешнеэкономических   отношениях    России.  Грамотно построенная    налоговая    система    в     области     внешнеэкономической деятельности,   ее   структура,    цели    налоговой    политики      окажут огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики   в   целом,    и   на все    макроэкономические    показатели    развития     страны,     и     на предпринимательскую  активность   юридических   и   физических   лиц.  Таким образом,  налогообложение   является   одной   из   важнейших   составляющих внешнеэкономической  политики  государства.

     Таможенная  политика  –  это  мощный  рычаг,  при  помощи   которого

государство  может  и   стимулировать  рост  отечественного    производства,

особенно   в   секторе   производства   экспортной    продукции, и ввоз импортных   товаров,  призывая  тем  самым  отечественных  производителей  к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет  некоторый интерес в  свете вступления Российской  Федерации  во  Всемирную  торговую  организацию.  Это потребует  значительных изменений в таможенной политике государства,  в  том числе снижения ввозных платежей,  уравнивания  условий  функционирования  на российском рынке отечественных  и  зарубежных  производителей. Для более полного освещения темы  будут рассмотрены правовые  аспекты таможенной политики, системы государственных таможенных  органов,   а  также таможенные платежи, их виды, и их  роль во внешнеэкономической деятельности государства.

     Существование противодействующих друг другу государств,  ставит  перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных  интересов,  в том числе за счет протекционистских мер.  На  сегодняшний  день  в   импорте Российской   Федерации,   как   и   во   всей   экономике   нашей  страны, происходят    глубокие    изменения.    Если    раньше   внешнеэкономическая деятельность,  а значит  и  импорт  товаров  и   услуг,   была   монопольной сферой   деятельности   государства,   то   сегодня   ситуация   изменилась: Российская  Федерация пошла  по   пути   либерализации   внешней   торговли, открыв  свободный  доступ  к  участию  в  ней  предприятий,  организаций и других  хозяйствующих  субъектов.

     Основная  задача государства в области  международной торговли –  помочь экспортерам вывезти как можно  больше  своей  продукции,  сделав  их  товары наиболее  конкурентными  на  мировом  рынке  и  ограничить  импорт,   сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем  рынке.  Поэтому часть  методов   государственного   регулирования   направлена   на   защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов  и  поэтому  относится,  прежде всего, к импорту. Другая часть  методов  имеет  своей  задачей  формирование экспорта.

     Средства  регулирования  внешней  торговли  могут  принимать  различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену  товара  (тарифы, налоги, акцизные и прочие   сборы), так и ограничивающие стоимостные  объемы или количество поступающего товара  (количественные  ограничения,  лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

     Наиболее  распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных  финансовых  средств (как правило,  для развивающихся стран),   регулирование   внешнеторговых потоков (более типично для  развитых  государств)  или  защита  национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

     Именно    поэтому    важно    оценить    эффективность     таможенного

налогообложения,  дать  общую  характеристику  таможенных  пошлин,  а  также проанализировать таможенные  тарифы  как  реестр  налогооблагаемых  товарных позиций.

Цель  работы    -    раскрыть    действующую     систему налогообложения    внешнеторговой  деятельности  в   Российской   Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей,  их  классификацию  и  роль,  основные цели  и  инструменты  осуществления  таможенного  регулирования. 
 

2. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ  ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

     Основной  целью таможенного регулирования  любого  государства  является обеспечение его экономических интересов, а именно:

     - участие в реализации торгово-политических задач по защите  российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

     - содействие проведению структурной перестройки;

     - обеспечение   наиболее   эффективного   использования   инструментов таможенного  контроля  и  регулирования  товарообмена  на   таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

     - обеспечение   наиболее   эффективного   использования   инструментов таможенного  контроля  и  регулирования  товарообмена  на   таможенной территории России;

     - участие в реализации торгово-политических задач по защите  российского рынка;

     - стимулирование развития национальной экономики;

     - содействие проведению  структурной  перестройки  и  реализации  других задач экономической политики России;

     - иные  цели,  определяемые  Президентом,  Федеральным  Собранием   и Правительством Российской Федерации.

     В соответствии с указанными целями на таможенные органы  РФ  возложены следующие основные функции:

     - защита экономических интересов РФ;

     - обеспечение в пределах своей  компетенции  экономической  безопасности РФ;

     - принятие  средств  таможенного  регулирования   торгово-экономических отношений;

     - взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

     - осуществление контроля над вывозом стратегических  и  других  жизненно важных для интересов России материалов;

     - проведение научно-исследовательских работ, консультирование в  области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки  и повышения квалификации специалистов в этой области.

     Предусмотрен  блок функций международного характера:

     - участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;

     - сотрудничество  с  таможенными  и  другими   компетентными   органами иностранных государств,  международными  организациями,  занимающимися вопросами таможенного регулирования.

     Термин  «таможенное  регулирование»  в   его   современном   понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный  с внешней  и  внутренней  политикой  и  деятельностью  государства.  В  рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование  носит многоцелевой характер и  служит  удовлетворению  разнообразных  интересов  и потребностей современного российского общества.

     Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют  таможенная политика, а также порядок и условия  перемещения  через  таможенную  границу Российской Федерации товаров и  транспортных  средств,  взимания  таможенных платежей, таможенного оформления,  таможенный  контроль  и  другие  средства проведения таможенной политики в жизнь.

     Из  самого словосочетания «таможенное  регулирование» следует, что оно  в собственном  смысле  слова  означает   деятельность,   причем   деятельность специализированную  —  таможенную,  поэтому  и  характеризовать  его  нужно, прежде всего, как деятельность.

     Конституция РФ относит таможенное регулирование  к  ведению  Российской Федерации. Это означает исключительное право государства на

выработку таможенной политики, инструментом практической реализации  которой является  таможенное  дело,  а  также   обеспечивает   единство   таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

     Единство   таможенной   территории   и    таможенного    регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ:  «На территории  Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин,  сборов,  и каких  либо  препятствий  для  свободного  перемещения  товаров,   услуг   и финансовых средств».

     Структуру современного таможенного регулирования  в  общем  виде  можно представить следующим образом:

      1)  принципы  перемещения   через   таможенную   границу   товаров   и транспортных средств;

      2) таможенные режимы;

      3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

      4) таможенное оформление;

      5) таможенный контроль;

      6) предоставление таможенных льгот;

      7) ведение   таможенной   статистики   и    Товарной    номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

      8) правовая регламентация ответственности  за  правонарушения  в  сфере таможенного дела.

     Экономические цели таможенного регулирования  достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных  платежей  при перемещении  товаров  и  транспортных  средств  через   таможенную   границу Российской Федерации.

     Регулятивные  цели   достигаются   посредством   установления   ставок

экспортных  и импортных  пошлин  на  товары,  перемещаемые  через  таможенную границу  Российской  Федерации,  а  также  путем  установления  запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования,  выдачи  разрешений  на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

     Правоохранительные  цели таможенного регулирования  заключаются в защите государственной  безопасности  страны,  общественного   порядка,   жизни и здоровья людей, нравственности,  моральных  устоев  и  культурных  ценностей общества; в охране  животных,  растений  и  окружающей  природной  среды;  в обеспечении  интересов  российских  потребителей;  в  борьбе  с   незаконным оборотом  через  таможенную  границу  Российской   Федерации   Наркотических средств,    оружия,    предметов    художественного,     исторического     и археологического достояния и т. д.  
 

3. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:  МЕТОДЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 
 

     Таможенная  система России имеет богатейший опыт защиты  экономического суверенитета и безопасности государства,  внутреннего  рынка,  отечественной торговли и промышленности.  Осуществление  этих  стратегических  мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране  таможенной  политикой, являющейся  составной  частью  как  внешней,  так  и   внутренней   политики государства.

     Направленность  целей таможенного регулирования  на  защиту  российского рынка  товаров  и  на   стимулирование   развития   национальной   экономики обусловливает  ее  тесную   связь   с   внутренней   политикой   российского государства. Как составная часть внешней  политики  государства,  таможенное регулирование    России    призвано,    таким     образом,     реализовывать внешнеэкономические  интересы  государства,   чтобы   не   только   защищать находящуюся в кризисном  состоянии  национальную  экономику  от  дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки  с  целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

     Формирование  таможенного регулирования любого государства предполагает наличие  двух  важных  методов  его  достижения  —   это   протекционизм   и фритредерство.

     Протекционизм  —  это  меры,  направленные   на   защиту   собственной промышленности,  сельского   хозяйства   от   иностранной   конкуренции на внутреннем  рынке.  Для  него  характерны  высокие   таможенные   тарифы и ограничение импорта.

     Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет  всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем  минимизации  каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его  росту,  а  также способствует   более   выгодному   международному   разделению    труда и удовлетворению потребностей рынка.

     Протекционизм и фритредерство имеют  свою  российскую  историю.  Линия протекционизма в российской таможенной политике  просматривается  со  времен царствования  Петра  I  и  вплоть  до  начала  XX  века.  Суть   российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы  всячески  поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не  производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство  которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами,  либо вообще запрещать к ввозу. Нередко  возникали  и  фритредерские  тенденции в таможенном  регулировании  России,  хотя  в  основном  это  происходило  под влиянием тех или иных политических событий в Европе,  а  не  из  соображений чисто экономического характера.

Информация о работе Таможенное регулирование в России