Таможенное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, реферат

Краткое описание

Цель работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования.

Файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 54.75 Кб (Скачать)

     - страной происхождения товара является  страна,  в  которой  товар  был полностью  произведен  или  подвергнут   достаточной   переработке   в соответствии с критериями, установленными данным Законом;

     - для удостоверения происхождения товара  из  данной  страны  таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата  о  происхождении товара; обязательное предоставление указанного сертификата  необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ;

     - сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с  таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении.

     Специальный  раздел  посвящен  предоставлению  тарифных  льгот.  Здесь определены существо и виды тарифной льготы (тарифной  преференции);  указаны товары,  подлежащие   освобождению   от   пошлины;   зафиксированы   условия предоставления  тарифных  преференций   и   тарифных   льгот   в   отношении определенных государств и определенных товаров.

     И, наконец, в  свете  проработки  вопроса  о  присоединении  России  к

Генеральному  соглашению по тарифам  и  торговле  (ГАТТ)  чрезвычайно  важной представляется последняя статья ст. 38 Закона РФ «О  таможенном  тарифе»,  в которой  записано:  «Если  международным  соглашением,  участником  которого является Российская Федерация,  установлены  иные  нормы,  чем  те,  которые содержатся   в   настоящем   Законе,   применяются   нормы    международного соглашения».

     Практически  все  страны,  участвующие   в   международной   торговле, используют  таможенный  тариф  как  одно  из  важных  средств  регулирования внешнеэкономических связей. Единообразия в  подходах  к  определению  уровня ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое  обложение, не было в прошлом, нет и в настоящее время.

     Такие инструменты как тарифные и нетарифные барьеры могут  существенно влиять  на  общую  эффективность  промышленной  политики.  Один   из   самых эффективных инструментов защиты внутреннего  рынка  -  таможенные  тарифы  - Россия может использовать в очень ограниченных масштабах по  следующим  двум причинам: Россия провела унификацию  тарифов  вне  переговоров  с  ВТО,  тем самым, не только ослабив свою переговорную позицию.  Во-вторых,  качество  и эффективность таможенного администрирования  остаются  чрезвычайно  низкими.

     В  настоящее  время  действуют  ряд  методов  определения   таможенной стоимости:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости;

- сложения стоимости;

- резервного метода.

     В интересах защиты отечественной  обрабатывающей  промышленности  может использоваться  метод  построения  тарифов  на   основе   эскалации   ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от  степени  обработки товаров:  сырье  ввозится  беспошлинно  или  по   крайне   низким   ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые  изделия  облагаются  по высоким ставкам таможенных пошлин.

     Помимо   тарифного   регулирования   внешнеэкономических   связей    в международной торговле используются и так называемые нетарифные  ограничения (нетарифные  барьеры).  Последние можно   классифицировать   по   следующим группам:  барьеры  экономического   характера;   барьеры   административного характера; установление монопольного (государственного) канала для  импорта; технические н другие специальные требования.

     Барьеры  экономического  характера  включают   антидемпинговые   меры, налогообложение, меры валютного и финансового характера.  Налогообложение  в рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода  налогов и налоговых платежей  с  импортеров,  широко  используемых  в  международной торговле. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость,  взимаемый с импортера в некоторых

      странах;

- налог с оборота (или налог на продажу);

- скользящие  компенсационные сборы;  налог на  потребление;  акцизные      сборы;

- специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;

- сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза;

- гербовый сбор;

- статистический сбор;

- сборы на развитие национального экспорта;

- благотворительный сбор;

- лицензионный сбор;

- консульский сбор и др.

К мерам валютного и финансового характера относят:

- множественность валютных курсов;

- налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;

- импортный депозит;

- систему предварительной оплаты пошлин и налогов.

     Не  одно десятилетие существуют и барьеры  административного  характера, которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В  реестр  таких  мер включены  запрещение  импорта  (экспорта),  количественные   ограничения   и лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

     Наибольшее  распространение   получили   квоты.   Государство   выдает ограниченное количество лицензий,  разрешающих  ввоз  (вывоз),  и  запрещает нелицензированный импорт (экспорт).

     Квоты  бывают  индивидуальные,  тарифные,   сезонные   и   глобальные. Распространены следующие виды лицензий:

- разовая индивидуальная;

- генеральная;

- лицензирование с целью наблюдения;

- выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;

- обусловленность выдачи  лицензий  закупками аналогичных товаров на      внутреннем рынке;

- выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от  его экспортной      деятельности;

- выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;

- лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции.

     В  группу  технических  и  других  специальных  требований   включают:

- национальные стандарты, системы сертификации  и  прочие  нормы;

- требования, устанавливаемые  санитарно-ветеринарными  и  эдравоохранительными  органами;

- требования экологического характера;  требования  к  упаковке  и  маркировке товара.

     В современных условиях все без  исключения государства регулируют  свою внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф,  и  через  нетарифные ограничения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Исторически динамика государственного регулирования  степени открытости или  закрытости  экономики  (таможенная  политика)  движется  от   свободной торговли   к   протекционизму   и   наоборот.    Однако,    как    известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном  периоде,  они  создают временный  эффект,  приводящий  затем  к  существенным  провалам,  будь   то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

     В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма:

     - селективный протекционизм  –  направлен  против  отдельных  стран  или товаров;

     - отраслевой протекционизм – защищает  определенные  отрасли  (например, автомобилестроение);

     - коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

     - скрытый   протекционизм   –   осуществляется   методами   внутренней экономической политики.

     Инструменты государственного регулирования международной  торговли  по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании  тарифов)  и нетарифные  (все  остальные  методы).  Нетарифные  методы   государственного регулирования   выключают   количественные   методы   и   методы    скрытого протекционизма.

     В роли институционального обеспечения  таможенной  политики  выступает Государственный    таможенный    комитет:    именно    им     осуществляется протекционистская  политика  поощрения  отечественного  производства   через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования.

     Целями  таможенной политики являются обеспечение  наиболее  эффективного использования   инструментов   таможенного    контроля    и    регулирования товарообмена на таможенной территории  РФ,  участие  в  реализации  торгово-политических задач по  защите  российского  рынка,  стимулирование  развития национальной экономики,  содействие  проведению  структурной  перестройки  и других задач экономической политики.

     В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и  максимальную импортную пошлину; максимально  укрупнить  товарные  группы;  отказаться  от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта;  ликвидировать  все существующие льготы в максимально  короткие  сроки;  исключить  регулятивные функции из компетенции таможенных органов.

     Принятая  в июне 1998 года новая редакция  Киотской  конвенции  (полное название - Международная конвенция об упрощении  и  гармонизации  таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира  задачу  в  полной  мере соответствовать  требованиям   современной   международной   торговли.   Это подразумевает  внедрение  новейших  технологий  таможенного   оформления   и таможенного контроля, стандартизацию  и  упрощение  таможенных  процедур,  а также установление партнерских отношений  с  деловыми  кругами.   Российская Федерация  предпринимает  активные  усилия,  чтобы стать   членом   ВТО   и соответственно подводит свои стандарты таможенной  политики  к  общепринятым международным стандартам.

     Таможенные  пошлины и платежи в  2000-х  годах  стали  выполнять  более серьезную роль,  чем они делали это с начала 90-х. Роль  пошлин  возросла  в связи со стабилизацией структуры импорта и экспорта,  а  также  их  объемом. Россия, преодолевая  экономический  кризис,  выходит  на  качественно  новый уровень в таможенных отношениях

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

1. Конституция   Российской Федерации, 1993 г.

2. Таможенный  кодекс Российской Федерации, 2003 г.

3. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство «Данилов и К». 2004 г.

4. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.

5. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004

6.  www.custom.ru

7. www.tkod.ru

8. www.referent.ru

9. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04

Информация о работе Таможенное регулирование в России