Таможенная территория России и ее граница

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:37, реферат

Краткое описание

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ.
2. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по потенциалу.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Тема: ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ И ЕЁ ГРАНИЦА 

П Л А  Н: 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ  ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ.

2. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Экономический потенциал - это совокупная способность  отраслей народного хозяйства производить промышленнсть и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, объема производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсов разведанных полезных ископаемых. Понятие экономического потенциала тесно связано с понятием таможенная территория и её граница. Таможенная территория Российской Федерации и таможенная граница включает понятие установления пределов действия таможенного законодательства в пространстве, и имеет важное юридическое и практическое значение. Установленные таможенным кодексом РФ определения, процедуры и правила последовательно корреспондируются с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница". Статья первая таможенного кодекса РФ устанавливает пространственные пределы действия норм таможенного законодательства РФ. Также она ограничивает действие таможенного законодательства в пространстве территорией РФ и некоторыми территориями, находящимися в ее исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Так, согласно настоящей статье, единую таможенную территорию РФ составляет территория РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, которые находятся за пределами территории РФ, но над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Содержание комментируемой статьи корреспондируется с соответствующими положениями Конституции и положениями федеральных законов от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Так, согласно ст.67 Конституции РФ территория РФ включает в себя сушу, недра, акваторию (внутренние воды и территориальное море), воздушное пространство над ними. Кроме того, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и ст.5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

    Российская  Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Пункт 3 статьи 1 ТК РФ дополнительно указывает, что на территории РФ могут находиться особые экономические зоны. При этом закон установил, что особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ исключительно для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением ряда установленных случаев.

    Особые  экономические зоны создаются в соответствии с иными федеральными законами. Пределы таможенной территории РФ, территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений являются таможенной границей РФ.

    Таможенная  граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п.2 и 3 статьи 1 ТК РФ. Понятие Государственной границы, порядок ее установления исчерпывающе раскрываются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Государственная граница РФ - пространственный предел действия государственного суверенитета РФ, обозначенный как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ. Пределы территорий особых экономических зон, территорий искусственных островов, установок и сооружений обозначаются в соответствующих актах законодательства. Например, согласно ст.1 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" особая экономическая зона в Калининградской области создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Экономический потенциал напрямую зависит от трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 16-54 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста. Экономически активное население - часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает в экономически активное население также и безработных. Доля экономически активного населения составляет в среднем свыше 45% в экономически развитых странах и менее 42% в развивающихся.

    Таможенная  территория России и её границы не раз менялись и уточнялись на разных исторических стадиях развития страны. Большая Россия (бывший Советский Союз) - это сложное государственное образование, не государство-нация, а государство-цивилизация, действительно имперски конфедералистски-федералистическое по устройству, но без угнетения колоний метрополией, провинций - центром, а скорее с излишне патерналистскими центральными органами власти. Это государство, управление которым требовало большой искусности и большой политической воли, порой самоотдачи, соблюдение интересов отдельных его составляющих и интересов страны в целом - учета сложного баланса противоречий даже в собственно русской части ее территории, протяженность которой целых одиннадцать часовых поясов, то есть фактически половина земного шара. Веками территориальная целостность и стабильность страны, ее экономический потенциал поддерживались за счет приращения земель, когда внешние, пограничные конфликты трансформировались в чисто внутренние, ибо вместе с соответствующими землями и природными ресурсами уходили в глубь постоянно расширявшейся почти до конца XIX века страны. Внутреннее устройство при этом было далеко от идеала и, к сожалению, базировалось более на центристских и цезаристских принципах, чем на демократических и федералистских институтах.

    К началу XX века эта схема жизни государства в России изжила себя, чего не поняли ни царь, ни правящий в то время дворянско-бюрократический класс. Страна пережила трагическую коллизию - полный распад на мелкие территориальные единицы. Восстановлению целостности и единства экономического потенциала Большой России (но уже под властью большевиков, а не царя) в 20-х годах нынешнего века способствовали следующие объективные и субъективные факторы: исторические традиции совместного проживания, замешенные на преобладании коллективистских инстинктов и моделей поведения над индивидуалистическими; единое экономическое пространство.

    Имелось довольно много факторов, объективно и субъективно способствовавших успеху политики большевиков по восстановлению целостности экономического потенциала Большой России. Но даже при наличии этих факторов восстановление произошло не полностью (полностью и даже "с избытком", правда, не всегда в форме прямого включения в СССР, это осуществил Сталин в ходе второй мировой войны). Так, из состава Большой России ушли: Польша, значительную часть своей истории, существовавшая как самостоятельное государство и традиционно закрепившаяся в качестве таковой в европейском сознании; Финляндия, Литва, Эстония и Латвия (последние три Сталин затем вернул в состав СССР). Кроме Польши, все остальные территориальные потери России можно было полностью отнести на счет потерь в первой мировой войне, проигранной, конечно же, царским правительством, а отнюдь не большевиками (у последних просто не хватило экономических и военных сил вернуть эти территории России сразу).

    В XX веке, в эпоху Советского Союза, в силу ряда причин возникла новая система сохранения территориальной целостности и наращивания экономического потенциала Большой России - так называемая система трех обручей.

    Первый  обруч - Малая Россия (хотя границы ее весьма приблизительно соответствуют историческим), то есть, условно говоря, нынешнюю Российскую Федерацию окружили республики, входившие в бывший Советский Союз.

    Второй  обруч - режимы-сателлиты, прямо зависящие от Москвы, в том числе (по ялтинской системе) и благодаря прямой договоренности о разделе сфер влияния со странами Запада. Это в первую очередь бывшие социалистические страны Восточной Европы; Монголия, Северный Вьетнам и Северная Корея - в Азии, и недолгое время там же - Китай; а также Куба в Западном полушарии.

    Наконец, в 60-е годы возник целый ряд дружественных  Москве режимов по всему миру, но особенно в Африке, в Латинской Америке, а также в Азии (Индия), которые вместе с коммунистическими партиями в Западной Европе составляли третий внешний обруч, скрепляющий мощь и целостность Большой России. Это была воистину глобальная, очень сложная система, равновесие внутри которой поддерживать было трудно и к тому же это требовало больших материальных жертв со стороны народов, проживающих в СССР. Россия в виде СССР восстановилась в еще более могущественном и даже территориально более обширном (особенно после второй мировой войны) масштабе. Перестройка в ее международном аспекте была добровольным (хотя отчасти и вынужденным) отходом с этих глобальных рубежей внутрь себя, в собственно Россию. Но в силу ряда объективных причин и ошибок процесс пошел хаотично, а когда его стал целенаправленно подталкивать Запад - лавинообразно. Два внешних кольца обороны рухнули, но на этом дело не остановилось - начал рушиться СССР (Большая Россия), легитимность границ которого практически никто извне под сомнение не ставил (исключение - разве что позиция США по поводу трех прибалтийских республик).

    Незавершенность исторического геополитического процесса на пространстве Большой России (постсоветском пространстве) и соответственно сохранение потенциала для ее дальнейшего распада либо, наоборот, воссоздания особенно ярко характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, к числу важнейших из которых относятся:

  • неготовность окружающего мира к полному распаду России (причем со стороны Запада это и объективная, и субъективная неготовность; исламский же мир, безусловно, готов к дальнейшему распаду России субъективно, но не объективно);
  • искусственность или ярко ощущаемая ныне живущими поколениями людей несправедливость большинства границ, являющихся сегодня границами постсоветских государств;
  • нестабильность всех азиатских и кавказских государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, сохраняющих свое территориальное, государственное и этническое единство лишь на основе: а) авторитарных или прямо диктаторских режимов, в них воцарившихся; б) традиций советского административного деления; в) нежелания России дестабилизировать ситуацию в данных регионах и ее неспособности пока целенаправленной политикой  "перекраивать" в свою пользу постсоветское пространство;
  • справедливость определения почти всех образовавшихся на территории бывшего СССР новых государств как "микроимперий", сохраняющих внутри себя все характерные для империй тенденции если и не к полному распаду, то к длительному полураспаду;
  • скрытые, а порой уже и явные претензии ряда бывших соседей СССР (Турция, Афганистан, Румыния, Китай, Германия) на подчинение себе частично или полностью некоторых государств территорий на постсоветском пространстве;
  • впервые в таких масштабах возникшая глобальная проблема разделенности русской нации, что рано или поздно потребует более "активной" государственной политики России по защите русских людей или русских территорий за рубежом;
  • этнографический характер практически всех государств, возникших на территории бывшего СССР, исключая лишь саму Россию и Белоруссию, но включая даже такие внешне "цивилизованные", "европейские" государственные образования, как Литва и, особенно, Эстония и Латвия;
  • гражданская война в Таджикистане как наиболее явное проявление всех перечисленных тенденций нестабильности, уже существующих в горячей форме - спусковой крючок для серии подобных войн по переделу всего территориального пространства бывшей советской Средней Азии (сюда входят, помимо самого Таджикистана, еще и Туркмения, Узбекистан, Казахстан и Киргизия);
  • нестабильность экономических реформ практически во всех республиках бывшего СССР (кроме прибалтийских), что сделало большую часть их населения гораздо более обездоленной, чем это было в советское время.

    В начале нового, третьего тысячелетия  мировое сообщество находится в состоянии ожидания дальнейшего развития событий. В частности, все больше его внимание привлекают огромные и незаселенные российские пространства. С их заселением связываются резервы очередного ускользания человечества из "мальтузианской ловушки". Мальтузианство, теория, созданная в конце 18 века Т. Р. Мальтусом. В соответствии с этой теорией благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение, в первоначальной формулировке Мальтуса, выводилось из сравнения геометрической и арифметической прогрессий). В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служат основанием для периодического оживления модифицированных форм мальтузианства.

    Первый  удар по целостности экономического потенциала России был нанесен принятой в июне 1990 года Декларацией о суверенитете РСФСР. Аналогичные декларации тут же приняли подавляющее большинство национальных автономных республик РСФСР, и уже к концу 1990 г. на ее территории было провозглашено несколько суверенных государств. Такова цена призыва "брать столько суверенитета, сколько можно проглотить". Предпосылки дальнейшей дезинтеграции России были запрограммированы в её Конституции 1993 года. В статье 5 первой главы первого раздела Основного Закона закреплено, что "республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство". Конституция придает договорным отношениям между Федерацией и ее "суверенными" республиками такой высокий статус, какого не имеют договорные отношения ни в одном федеративном государстве мира. Некоторые суверенные республики России сразу открыто и громко заявили о своем выходе из нее или о праве на таковой. Особенно жестко это зафиксировано в конституциях Тувы, Татарстана и Башкортостана. Другие утвердили себя самостоятельными участниками внешнеполитических и внешнеэкономических связей. В конституциях Якутии и Северной Осетии отмечается, что их президенты принимают решения о дислокации и передвижении по своей территории воинских формирований. Республика Тува закрепила за собой даже право объявления войны и мира, введения военного положения, принятия республиканских законов о воинской службе. Многие республики утвердили порядок введения чрезвычайного положения на своей территории. Сегодня в Российской Федерации 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов - всего 89 "разнокалиберных", но далеко не равноправных субъектов. Согласно статье 9 Конституции РФ, национальные образования наделены правами собственности на свои природные ресурсы, тогда как в "русских" краях и областях - это федеральная собственность. Даже национальные автономные округа, входящие в состав краев и областей, имеют одинаковые с ними экономические права и к тому же еще наделены правами собственности на природные ресурсы.

Информация о работе Таможенная территория России и ее граница