Таможенная территория России и ее граница

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:37, реферат

Краткое описание

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ.
2. ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по потенциалу.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

    Не  для всех, однако, национальных автономий  трактовка Конституции оказалась однотипной - например, нефтегазовые месторождения Западной Сибири являются собственностью Ямало-Ненецкого и Ханты -Мансийского округов, однако значительная доля их фонда оказалась у концерна "Газпром". Появились и другие финансово-промышленные группы, штаб-квартиры которых зарегистрированы в Москве, а материальное производство рассредоточено в сырьевых регионах. Поэтому в столицу и уходят основные налоги.

    Новая редакция Закона РФ "О недрах", принятая в июле 1994 г., оставила право собственности на недра только за государством, вступив, таким образом, в противоречие со ст.9 Конституции РФ, где говорится, что "земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности". Но продукция, извлеченная из недр, по-прежнему может находиться в любой форме собственности - субъекты федерации по-прежнему продолжают долговременное недропользование по своему произвольному усмотрению. Выгоды от реформ так же неравномерно распределены между субъектами федерации. Широко распространилась практика выдачи отдельным из них различных льгот и привилегий на основе Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным правительством и субъектами Федерации. Большинство из них подписаны в первой половине 1996 года. (Татарстан, Кабардино - Балкария, Башкортостан, Северная Осетия - Алания, Якутия, Бурятия). Сегодня уже около 30 субъектов РФ имеют особый статус на основе договоров о разграничении полномочий с Центром и в то же время претендуют на его дотации. Располагающие значительным экспортным потенциалом республики Татарстан, Башкортостан и Якутия перечисляют в Центр очень незначительные налоги. При этом, по соглашению с Татарстаном и Башкортостаном, ряд федеральных источников дохода (акцизы на ликероводочную продукцию, нефть и газ, пошлины на землю, доходы от приватизации, отчисления во внебюджетные фонды) поступают в соответствующие региональные бюджеты для финансирования экологических программ и мер по охране окружающей среды. (Это как раз те мероприятия, которые в условиях России в принципе невозможно подвергнуть проверке по целевому расходованию подобного рода отчислений). Пытаются удержать часть налоговых поступлений от перечисления в централизованный бюджет и другие региональные администрации. Но налоговые платежи - не собственность регионов. Они идут на финансирование федеральных программ, обеспечение безопасности, защиты границ, дотации бедным регионам, на создание фонда для решения проблемы социального выравнивания. Практика бессистемных льгот подталкивает регионы к противостоянию друг с другом, к попыткам "тянуть одеяло на себя". Но опыт других стран показывает, что попытки удержать отдельные регионы на основе предоставления им больших прав бесперспективны. Другие тоже начинают требовать себе расширенных льгот и полномочий. В результате позиции центральной власти только ослабевают.

    Еще одним нововведением стало большое  количество законодательных актов о создании "особых экономических зон", "свободных экономических зон", "международных деловых центров", "зон свободного предпринимательства", "регионов интенсивного экономического развития" и им подобных. Большинство из них тоже служит потенциальным фактором расшатывания государственной системы. Федерация, состоящая из 89 самостоятельных субъектов, оказалась слабо управляемой из Москвы. Объективно этому способствует архаичность административно-территориального деления России. В Сибири, например, оно сложилось еще в XVIII веке. Губернаторства тогда логично создавались в пределах бассейнов вытянувшихся по долготе рек - Оби, Енисея, Лены. С тех пор главными транспортными осями Сибири давно уже стали широтные Транссиб с БАМом и Северный морской путь, но ресурсодобывающие территории Севера, Сибири по-прежнему подчинены далеко удаленным от них и разобщенным с ними южным региональным столицам. Экономическое районирование страны также унаследовало архаичное административно-территориальное деление. Сибирь, например, как и вся Азия, во всех отношениях более отчетливо делится не на Западную и Восточную, а на Южную и Северную. Последняя еще только ждет сплошного освоения, уже состоявшегося в Южной Сибири, главной осью которой стала Транссибирская магистраль. Словом, в Сибири мы имеем два мира: очагами осваиваемый Север и отличающийся бурной хозяйственной жизнью Юг. Правда, теперь и юг Сибири лишился многих связей с Центром. Соединявшая их сверхвысоковольтная линия электропередачи 1150 кВ "Канск - Экибастуз - Тамбов" оказалась за рубежом - в Казахстане. Там же остались две из трех связующих Москву с Сибирью железнодорожных магистрали - Средсиб и Южсиб. Сохранившийся у России Транссиб на участке Омск - Екатеринбург не имеет ни пропускной, ни провозной способности. В сложившихся геополитических реалиях будущая целостность России во многом предопределена поиском широтных форм управления страной, привязывающих ее отдаленные ресурсные территории к Центру. Без формирования нового широтного экономического пояса невозможно создавать единое экономическое и политическое пространство России. Прежде всего в таком направлении должна строиться будущая транспортно-энергетическая инфраструктура страны. Но упорядочение архаичного административно-территориального устройства страны воспринимается регионами как попытка Центра организовать новый передел собственности и ресурсов в пользу московской олигархии.

    После распада СССР географический центр  России переместился за Полярный круг, доля заполярных территорий в общей площади страны уступает лишь Гренландии. На Севере редкие поселки и города можно сравнить с островками в океане. Между одиночными населенными пунктами простираются холодные незаселенные пространства тундры и тайги, пересечение которых наземным путем смертельно опасно. Иначе говоря, это демографическая пустыня, расположенная тем не менее между очень густозаселенными странами Азии и Северной Америки на пересечении многих межконтинентальных экономических связей. Именно здесь России предстоит конкурировать в XXI веке со стремящимися к экономическому гегемонизму Японией, США, Китаем. Ускоренными темпами началась расчистка пространств российского Севера. Программе переселения северян присвоен статус президентской, и вместе с тем впервые за 60 лет в 1998 г. вообще не было принято никакого решения о "северном завозе", который исправно выполнялся даже в страшные годы войны. Жестокий мороз парализовал жизнь россиян на огромных пространствах Дальнего Востока и Восточной Сибири в зиму 1998-1999 годов. Вместе с тем еще более возрос массовый вывоз энергетического сырья за рубеж. Опустели поселки российского Северо-Востока. Даже добыча золота в России перестала быть выгодным делом на фоне стабильного роста его производства во всем мире. Законсервировано более 40% фонда скважин Ханты -Мансийского автономного округа - главной нефтеносной площади страны. Некуда стало девать добываемую нефть. Отток населения из малонаселенных районов достиг колоссальных размеров. За 1991-1997 гг. российский Север покинуло более миллиона человек. Из северных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока с 1991 г. выехало примерно половина (около 750 тыс. чел.) жителей. Уезжают наиболее молодые, квалифицированные, адаптированные к северным условиям люди. Оставшимся приходится добывать средства к существованию браконьерством. Все более привлекательной кажется им идея дистанцирования от России. Ее подпитывают и непомерные транспортные задержки на связь с центральными районами. Свободные тарифы на транспорт, топливо и энергию вытесняют Север и Восток из общероссийского экономического рынка. Их торгово-экономические отношения все более переключаются с внутренних районов России на страны АТР. Оттуда дешевле стало завозить топливо и продовольствие, там легче отремонтировать корабль, туда же устремился и сбыт сибирских и северных товаропроизводителей. Вдоль границы России образовалось ожерелье новых китайских городов, ориентированных на хозяйственное освоение Приморья, Забайкалья, Амурской области. Слабозащищенная граница России с Китаем все менее способна сдерживать демографический напор южного соседа. Экономическое единство страны уже разрушено, на очереди - единство политическое. В частности, уже всплыла из небытия тень Дальневосточной республики. Возник из прошлого фантом сибирского сепаратизма, концепция которого имеет глубокие исторические корни. Об отдельном народе - "сибиряках" - говорил еще демократ А. Герцен. Над идеей независимой "сибирской нации" бились Афанасий Щапов, Николай Ядринцев, Григорий Потанин. Их последователи действуют по уже отработанной на Украине программе отрыва "окраинной великой культуры" от узурпировавшей ее "Московии". В различных формах заявляли о себе Енисейская, Поморская и Уральская республики, а также Балтийская (на основе Калининградской области). Партия зеленых Нижегородского края ставит вопрос о выходе их края, оккупированного в XV веке Москвой, из состава России. Озабоченные поисками материальных источников благосостояния россияне, как правило, не усматривают в разрушении страны особой беды: "Живут же маленькие Нидерланды!" В результате стихийной децентрализации, принявшей обвальный характер с конца 1997 года, на территории демократической России утвердилось несколько десятков корпоративно-олигархических полугосударств. Но напрасно искать их на политических картах. На них не отражаются даже районы длительных пограничных споров между Индией и Китаем, Ираком и Ираном. Многие из закрашенных на них цветом тех или иных государственных владений территорий принадлежат им в действительности лишь на политических картах. Такие явления повсеместны в экстремальных районах - горах, пустынях, тундре, некоторые из проживающих там этносов ничего не ведают о стране, которой принадлежат в политическом отношении. Подобная ситуация становится реальностью и для раздробленной на полусуверенные полугосударства России. Ее региональные анклавы самостоятельно регулируют движение товаров через свои территории, ставят в полную зависимость от себя территориальные отделений федеральных структур (включая прокуратуру и суд). Называть их федеральными субъектами столь же абсурдно, как Советский Союз - Союзом свободных республик с правом на самоопределение вплоть до полного отделения. В настоящее время можно назвать несколько факторов, удерживающих страну от распада в условиях, когда нет сильных, организованных центров власти, а само государство все слабеет. Россия очень удалена от внешних рубежей бывшего Советского Союза. Только 12 субъектов Федерации из 89 граничат со странами, которые прежде не были частью СССР (Мурманская и Ленинградская области и Карелия - с Финляндией и Норвегией; Калининградская область - с Польшей; Республика Алтай, Тува, Бурятия, Читинская и Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края - с Китаем, Монголией и Северной Кореей; кроме того, Сахалинская область расположена на острове поблизости от Японии). И наоборот, все 15 союзных республик имели границы с зарубежными странами или выход к открытому морю. В силу этого подавляющее большинство регионов, если бы они вдруг провозгласили себя независимыми, оказались бы в изоляции внутри России или внутри бывшего СССР. Это один из главных факторов, противодействующих отделению. Так называемые естественные монополии - "Газпром", РАО "ЕЭС", железнодорожный транспорт - связывают страну воедино, как и система речного транспорта. Лишь изолированные районы Крайнего Севера не пронизаны этой обширной сетью.  Предприятия в стране действуют по большей части на основе кооперации с другими российскими фирмами. Августовская финансовая катастрофа и последующее трехкратное обесценивание рубля лишь усилили эту тенденцию, поскольку стоимость импорта резко возросла. Как правило, чем сложнее и технологичнее производство, тем больше оно связано с поставками по кооперации. Самолетостроительное предприятие, например, зависит от десятков заводов по всей России, а кирпичное производство - это сугубо местное дело. К тому же в экономике возрастает роль бартера, и предприятия вынуждены создавать целые сети в России (и даже в СНГ), чтобы продавать свои изделия и обеспечивать необходимые для себя поставки. Большинство российских регионов нуждается в трансфертах федерального правительства. В 1997 г. лишь восемь регионов не получали средств из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, хотя даже им выделялись деньги на осуществление федеральных программ, если эти программы затрагивали их территории. Несмотря на неоднократные угрозы региональных лидеров прекратить перечисление собранных налогов в Москву, сделать это на практике оказалось довольно сложно. Тем временем демонетизация экономики дробит экономическое пространство и изолирует регионы от остального мира. Конституция обеспечивает законные рамки для управления страной, хотя большинство двусторонних соглашений Москвы с отдельными регионами, многие региональные уставы и подавляющая часть местных законов противоречат конституционным положениям.  
 

Использованная литература 

  1. Таможенный  кодекс Российской Федерации. - М., 2003.
  2. Основы таможенного дела: Учебник. - М.: Экономика, 1998.
  3. Блинов Н.М., Бочорадзе Ю.И., Кисловский Ю.Г. Служебная деятельность таможенных органов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1997.
  4. Шпагин В. В. и др. Организация таможенного дела в России. - М.: РИО РТА, 1997.
  5. Лозпент Л.А. Программа ВТО по реформированию и модернизации таможенных служб // Теория, методология и практика таможенного дела / Под ред. Н.М. Блинова. - М.: РИО РТА, 1996.
  6. Блинов Н.М., Крашенинников В.М., Есипов В.М. Финансовое расследование: причины, методы анализа, практика: Учебное пособие. - М.: РИО РТА, 1997.
  7. Блинов Н.М., Городецкий А.С. Экономическая безопасность и политика реформ // Теория, методология и практика таможенного дела. - М.: РИО РТА, 1996.
  8. Яцушко А.Н. Теоретические и методологические вопросы обеспечения экономической безопасности России и роль таможенных органов в решении этой задачи // Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов науч. практ. конференции. - М.: РИО РТА, 1995.
  9. Кухаренко В.Б. Управление модернизацией таможенной службы. - М.: РИО РТА, 1998.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тема: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННОЙ  ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, ЕГО СОСТАВ, ГРАНИЦЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ 

    П Л А Н: 

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ  ПО ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ГРАНИЦ

    2. Единая система таможенных органов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Важнейшими  элементами организации таможенного  дела являются выбор оптимальной  структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов Российской Федерации. Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики. Взятые в целом, они конкретизируют содержание одного из основополагающих принципов конституционного устройства Российской Федерации - её единого экономического пространства, закрепленного в Конституции РФ частью 1 статьи 8.  Таможенный кодекс Российской Федерации в понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют: Федеральная таможенная служба России (ФТС России), региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации, таможни и таможенные посты Российской Федерации, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Каждая из этих подсистем является таможенным органом Российской Федерации, имеет статус правоохранительного органа. Единая система таможенных органов - это вся совокупность таможенных органов; их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой. Целостность системы образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций. Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела. Иерархичность системы характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела. Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей. Характерные признаки любой системы - её целенаправленность и целесообразность, которые придают ей самостоятельность. Применительно к системе таможенных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, флаг, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник. Права и обязанности сотрудников таможенных органов регламентированы Федеральным законом Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который вступил в силу 1 сентября 1997 г. Становление единой системы таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они обусловлены процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности. В этой связи становление и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошли ряд этапов, имеющих свои особенности.

    Для первого этапа (конец 1991 - середина 1993 гг.) характерны концептуальное обоснование роли и значения таможенной службы России, особенностей ее организации и функционирования в новых условиях, преодоление разрушительных для нее последствий развала СССР, восстановление сети таможенных органов на бывших административных границах РСФСР, ставших государственными,, рациональное размещение их подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Началом этой работы стал Указ Президента России "О Государственном таможенном комитете РСФСР", принятый 25 октября 1991 г. Эта дата стала отмечаться как день создания таможенной службы Российской Федерации. ГТК создавался как центральный таможенный орган России. Его правовой статус, функциональное назначение, задачи и порядок деятельности были закреплены в Положении о Государственном таможенном комитете РСФСР, утвержденном Правительством РСФСР 26 декабря 1991 г. В настоящее время на Федеральную таможенную службу России возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенной системы. В соответствии с этим Положением ГТК России действовал почти три года. За это время коренным образом изменились политические и правовые, экономические и социальные условия, сам характер и масштабы деятельности таможенной службы, ее руководящего органа. Эти аспекты получили отражение в новом Положении о ГТК России, утвержденном Указом Президента России 25 октября 1994 года. С 26 июля 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации  № 459 «О  Федеральной  таможенной  службе»   утверждено новое  положение. В указанных документах закреплен статус Федеральной таможенной службы России как федерального органа власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. Соответственно были расширены его круг ведения и полномочия, особенно в осуществлении правоохранительных функций. Более четко определена система Федеральной таможенной службы России: в нее включены таможни и таможенные посты (включая таможенные посты без статуса юридического лица).

    Среди главных задач и функций ФТС  России появились новые:

    - участие в разработке таможенной политики; обеспечение единства таможенной территории страны; участие в разработке и реализации порядка квотирования и лицензирования; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; осуществление правоохранительной  деятельности; выполнение функций органа валютного контроля; информационно-аналитическая работа; ряд других задач и функций, которые на практике уже осуществлялись ГТК России, другими таможенными органами.

    Большое значение имело закрепление прав ФТС России, чего в прежнем Положении не было. В частности, на основании данного Положения ФТС России вправе:

  • определять особенности правового регулирования таможенных режимов; ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады; запрашивать у государственных органов исполнительной власти всех уровней, у предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций, получать такие документы и сведения. Очерченный круг задач, функций, полномочий ФТС России определили основные направления его деятельности. В основу была поставлена разработка новой концепции организации, развития и функционирования российской таможенной службы, отвечающей потребностям становления рыночной экономики, защиты экономических интересов государства, наполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Концепция синтезировала новые идеи и принципы по вопросам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, которые были выдвинуты в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации о таможенном деле, конкретизированы в нормативных актах ФТС России. На этом этапе концептуальную основу составили Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г. № 788, постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 624 и от 4 сентября 1992 г. № 666, определившие меры по выполнению Президентского Указа. В прямой связи с ними находится постановление Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации" от 24 мая 1993 г. № 486. В указанных документах были определены основные направления организации и развития таможенной службы, конкретные меры осуществления внутреннего и пограничного таможенного контроля. Суть вышеназванной концепции состояла в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие сети таможенных органов внутри страны, одновременно наращивая объем работ по укреплению и развертыванию сети пограничных таможенных органов, прежде всего на новых участках государственной границы с бывшими союзными республиками. Такая целевая установка была рассчитана на максимальное приближение мест таможенного оформления и таможенного контроля к индустриальным центрам страны, к непосредственным производителям, отправителям и получателям товаров, т. е. проблема упорядочения таможенного оформления и контроля, обеспечения их эффективности решалась путем увеличения доли внутренних таможен в обработке общего количества грузовых таможенных деклараций и снижения загруженности пограничных пунктов пропуска. Предусматривалось посредством этого поставить под таможенный контроль товары и транспортные средства, пересекающие границу на тех участках, на которых в то время еще не было надлежащих условий его осуществления. Вместе с тем это означало, что роль таможенных органов в новых условиях не ограничивается контрольными функциями. Они получили реальную возможность оказывать содействие развитию внешнеэкономических связей предприятий, снижению накладных расходов участников внешнеэкономической деятельности. Последовательная разработка новых идей, принципов, составивших концепцию организации и развития таможенной службы, а также осуществления таможенного дела, позволила обосновать:

Информация о работе Таможенная территория России и ее граница