Таможенное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть понятие таможенного права России. Задачи:
1.Рассмотреть понятие и особенности таможенного права.
2. Определить предмет, метод, систему и принципы таможенного права.
Таможенная политика – это система различного рода мер (экономических, правовых и т. д.), направленных на содействие обеспечению экономического развития и экономической безопасности страны. По своей структуре таможенная политика подразделяется на два вида:
1) протекционистская политика, предусматривающая защиту государством своей национальной экономики, всяческое стимулирование и поощрение к ее развитию путем высоких таможенных пошлин, ограничений и запретов на ввозимые зарубежные товары для обеспечения минимальной конкуренции на внутреннем рынке и таким образом поддержки развития отечественного производителя;
2) политика свободной торговли (фритредерство), направленная на поощрение импорта зарубежных товаров и насыщение внутреннего рынка этими товарами путем минимальных таможенных ставок, запретов и ограничений, связанных с импортированием.

Оглавление

Введение 3
1.
Понятие и особенности таможенного права
5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права 11
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Понятие таможенного права России.docx

— 36.59 Кб (Скачать)

     Понятие таможенного права России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Введение 3
1.

Понятие и особенности таможенного права

5
2. Предмет, метод, система и принципы таможенного  права 11
Заключение 15
Список  используемой литературы 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение

     Таможенное  регулирование является одним из существенных методов государственного воздействия на экономику страны. За счет таможенного регулирования  государство обеспечивает прогрессивное  развитие своей экономики, ее процветание, а следовательно, повышает уровень  жизни населения, что немаловажно  для экономической политики любого государства. С помощью таможенного  регулирования государство влияет на внешнеэкономический оборот страны, а также на свой внутренний рынок  путем установления таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений  на ввозимые и вывозимые товары. Государственное таможенное регулирование  импорта и экспорта товаров есть мера объективная, так как от того, как это регулирование будет  построено, во многом зависит степень  развития экономики страны.

     Благодаря же постоянному контролю за потоком  товаров через таможенную границу  государство стремится обезопасить  как свои собственные интересы, так  и интересы граждан. Так, увеличение потока товаров через таможенную границу, особенно в последние десятилетия, благодаря переменам, связанным  с либерализацией внешнеэкономической  деятельности России, заставило ее руководство проводить более  грамотную и взвешенную таможенную политику, заключающуюся в тщательных и продуманных импортно-экспортных связях с другими участниками  торговых отношений, а именно – установление различного рода взиманий на ввоз-вывоз  различного рода товаров, т. е. на избыточное количество товаров, вывозимых из страны (экспорт) устанавливаются одни таможенные пошлины, а на товары, в недостаточном количестве ввозимые в страну (импорт), – другие.

     Цель  работы – рассмотреть понятие  таможенного права России. Задачи:

     1.Рассмотреть  понятие и особенности таможенного  права.

     2. Определить предмет, метод, систему  и принципы таможенного права.

     Таможенная  политика – это система различного рода мер (экономических, правовых и  т. д.), направленных на содействие обеспечению экономического развития и экономической безопасности страны. По своей структуре таможенная политика подразделяется на два вида:

     1) протекционистская политика, предусматривающая защиту государством своей национальной экономики, всяческое стимулирование и поощрение к ее развитию путем высоких таможенных пошлин, ограничений и запретов на ввозимые зарубежные товары для обеспечения минимальной конкуренции на внутреннем рынке и таким образом поддержки развития отечественного производителя;

     2) политика свободной торговли (фритредерство), направленная на поощрение импорта зарубежных товаров и насыщение внутреннего рынка этими товарами путем минимальных таможенных ставок, запретов и ограничений, связанных с импортированием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и особенности таможенного права

     Таможенное  право – это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право это комплексная отрасль российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

     Среди российских юристов нет единого  мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная  отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного  права. Также существуют ученые, которые  утверждают, что таможенное право  – это институт административного  права.

     Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной  отраслью права, исходят из следующих  доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования  общественных отношений. Гражданско-правовому  методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования  – административно-правовой, значит, и место таможенному праву  в административном праве.

     В пользу того, что таможенное право  является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:

     1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;

     2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой;

     3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;

     4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;

     5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.

     Исходя  из этих доводов можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным  правоотраслевым образованием, подобно  административному, гражданскому и  другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в  том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее, эти отрасли права вполне обоснованно считаются самостоятельными.

     Таможенные  правоотношения – это отношения его участников, которые урегулированы и законодательно закреплены нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками могут возникать самые разнообразные отношения. Однако не все они могут становиться именно таможенными правоотношениями. Например, физическое лицо по телефону звонит в таможенный орган с целью узнать некоторые особенности перемещения того или иного товара через таможенную границу. Безусловно, между физическим лицом и таможенным органом возникает таможенное правоотношение. Само обращение физического лица в таможенный орган и консультация последнего содержат в себе все элементы состава таможенного правоотношения. Особенности таможенных правоотношений в том, что они имеют свою специфику. Во-первых, эта специфика предопределяется особенностью объекта регулирования, т. е. общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа, поскольку это специальный субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия предоставлены таможенному органу актами таможенного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Так например, в задачу таможенных органов входит прежде всего своевременно произвести таможенное оформление и таможенные процедуры. Такой же цели добиваются и лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако задача таможенных органов состоит и в другом. Они должны обеспечить полную и точную уплату таможенных платежей в федеральный бюджет. Здесь цели таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу, зачастую не совпадают. Далеко не все такие лица считают справедливым и правильным уплачивать высокие таможенные пошлины и налоги за таможенное оформление и осуществление других таможенных процедур. А если говорить об обеспечении экономической безопасности страны, то здесь цели таможенных органов и лиц, которые перемещают товары через таможенную границу, в целом совпадают.

     Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Она определяется тем, что данные правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме того, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, потому что в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.

     Таможенные  правоотношения, как и многие остальные  правоотношения подразделяются на виды.

     Эти отношения можно подразделить на:

     1) активные таможенные действия;

     2) пассивные таможенные действия;

     3) посредническую таможенную деятельность;

     4) вспомогательные таможенные действия;

     5) организационную деятельность.

     Активные  таможенные действия заключаются в  активном выражении (действиях) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Пассивные таможенные действия выражаются в пассивном выражении (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях  лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер (представитель) занимается оформлением  товаров при перемещении их через  таможенную границу или таможенный перевозчик осуществляет перевозку  товаров, находящихся под таможенным контролем. Вспомогательные таможенные действия выражаются в том, что субъект  таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Например, таможенный орган принимает  предварительное решение в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу.

     Организационная деятельность прослеживается в определении  компетенции кого-либо из субъектов  таможенных правоотношений. Например, Президент РФ своим указом определяет компетенцию Государственного таможенного комитета РФ. Или председатель Государственного таможенного комитета РФ своим приказом утверждает Положение о таможне и таможенном посте.

     Состав  таможенного правоотношения, его  структура включает в себя три  элемента:

     1) содержание;

     2) субъекты;

     3) объект.

     Содержание  таможенного правоотношения включает в себя две стороны: юридическую  и материальную.

     Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности его субъектов. Например, лицо, желающее переместить свои товары через таможенную границу, обращается с соответствующим заявлением в таможенные органы, предпринимает конкретные действия в подтверждение данного намерения. В свою очередь таможенный орган обязан принять данное заявление и начать процедуру таможенного оформления товаров с тем, чтобы поместить их под тот или иной таможенный режим.

     Материальное  содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т. е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей. Например, лицо, желающее переместить свой товар через таможенную границу, обращается с устным заявлением к таможенному органу о возможности сделать это, после чего совершает ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, для осуществления своей цели.

     Субъекты  таможенных правоотношений– таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу. Те и другие обладают как правоспособностью, так и дееспособностью. Основания возникновения правоспособности и дееспособности субъектов таможенного правоотношения определены соответствующими актами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

     Объект  таможенного правоотношения – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы развивать свое производство, получить от продажи изготовленной продукции соответствующий доход. Полученная им прибыль может быть вложена этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации. Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы содействовать осуществлению целей российского товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий. Для возникновения, изменения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический факт. Это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение или прекращение таможенного правоотношения.

     Как известно, юридические факты делятся  на события и действия. В таможенных правоотношениях в подавляющем  числе случаев мы имеем дело с  действиями. Такова специфика таможенных правоотношений. Все, что связано  с возникновением таможенного правоотношения по перемещению товаров через  таможенную границу, – это прежде всего действия лица, которое намеревается это сделать. Однако нередко встречаются и случаи наступления определенного события как основания возникновения, изменения или прекращения таможенного правоотношения. Так, действие того или иного таможенного режима прекращается по истечении определенного времени, т. е. наступления события, связанного с истечением времени помещения товаров под конкретный таможенный режим. 

     2. Предмет, метод, система и принципы таможенного права

     Под предметом таможенного права  понимаются общественные отношения  в таможенной сфере. Эти отношения  связывают с:

     1) организацией таможенного дела в стране;

     2) таможенным оформлением;

     3) таможенными режимами;

     4) специальными таможенными процедурами;

     5) преступлениями и иными правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение;

     6) участием РФ в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.

     Под принципами таможенного права понимаются его основные начала, главные идеи, которые проходят через все нормы  таможенного права. Так же, как  и любой отрасли российского  права, таможенному праву присущи  принципы законности и демократизма. Принцип законности обозначает, что  все участники таможенных правоотношений обязаны действовать в строгом  соответствии с Конституцией РФ, международными договорами России, ее законами, а также  иными нормативно-правовыми актами. Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим  лицам страны. Помимо принципов, присущих всем отраслям права, таможенное право  имеет и свои специальные принципы. К ним относятся следующие  принципы.

     Во-первых, принцип полного и четкого  таможенного регулирования, который  означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере. Новый  ТК РФ в наибольшей степени отвечает этому требованию. В п. 1 ст. 6 ТК РФ указано, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно п. 5 ст. 6 ТК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано нечеткостью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.

     Во-вторых, это принцип обеспечения эффективности  таможенно-правовых средств и инструментов, который предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться  и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения  внешнеторгового оборота, обеспечения  соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения  интересов всех участников таможенных правоотношений. Таможенные средства и инструменты должны постоянно  совершенствоваться и обновляться. Таможенная служба РФ не может и  не должна жить старыми методами и  наработками, нужно постоянно быть в поиске, использовать все новое, передовое, что применяется в  таможенных службах других стран.

     В-третьих, это принцип учета опыта международно-правового  сотрудничества и регулирования  в области таможенного дела. Можно  отметить, что РФ активно участвует  в международно-правовом регулировании  вопросов таможенного дела, участвует  в большинстве многосторонних договоров  и соглашений в таможенной сфере.

     В таможенном праве как комплексной  отрасли права применяются все  имеющиеся в системе права  способы правового воздействия (методы) на субъектов таможенных правоотношений. Это, прежде всего два метода – административно-правовой и гражданско-правовой в их различных формах выражения.

     Административно-правовой метод регулирования основан  на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь преобладают отношения  неравных сторон, одна их которых управляет, а другая подчиняется первой. Также следует признать, что в новой редакции ТК РФ постоянно отмечается, что таможенные органы и их должностные лица ни в коем случае не должны выходить за рамки правового поля, которое очерчено ТК РФ и иными законами РФ. Причем ТК РФ теперь подробно регулирует все таможенные процедуры на всех стадиях взаимодействия таможенных органов и лиц. Тем не менее, специфика таможенного дела такова, что здесь все же установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения. В случае спора стороны обращаются в суд для разрешения определенных вопросов или спорной ситуации.

     Новый ТК РФ предоставляет лицам больший  простор и большие возможности  для применения регулирования отношений  в области таможенного дела гражданско-правовым методом. К примеру, лица, которые  перемещают товар через таможенную границу, сами определяют, какой таможенный режим для своих товаров избрать. В соответствии со ст. 406 ТК РФ по мотивированному  запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться не только в  местах нахождения таможенных органов  и их структурных подразделений, но и в других местах. По сравнению  с ранее действовавшей редакцией  ТК РФ в новой редакции сказано, что  таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности  таможенного контроля. То же самое  можно сказать и о времени  работы таможенного органа. Согласно ст. 407 ТК РФ время работы таможенных органов в местах таможенного  оформления, за исключением портов, аэропортов и иных пунктов пропуска через государственную границу  РФ, устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности. В п. 2 ст. 407 ТК РФ говорится, что по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

     Система таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право  является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части – Общую, Особенную и Специальную.

     Общая часть таможенного права включает следующие институты: понятие, особенности, методы и систему таможенного права; его институты; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; ответственность в таможенном праве.

     Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как таможенное оформление, таможенные тарифы, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль.

     Специальная часть включает в себя: международное таможенное право, сотрудничество РФ с другими государствами по таможенным вопросам, международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таможенное  право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, санкционированных  государством и предназначенных  для регулирования широкого круга  таможенных правоотношений.

     Таможенное  право, как и любая другая отрасль  права, имеет предмет и метод  правового регулирования.

     Предметом правового регулирования в таможенном праве является широкий круг общественных отношений, возникающих при движении товаров через таможенную границу, регулируемых в таможенном праве  соответствующими законами и актами этой сферы деятельности государства  как составной его внутренней и внешней политики.

     Предмет таможенного права содержит емкий, с достаточно сложной системой комплекс регулируемых отношений, который следует  разделять на отдельные элементы по характеру этих отношений. Назовем  лишь некоторые положения из ТК РФ:

     1) общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела (гл. 2 ТК РФ);

     2) общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств (разд. 2 ТК РФ);

     3) общественные отношения, связанные с регулированием таможенных режимов (гл. 4—18 ТК РФ);

     4) общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. 3 ТК РФ);

     5) общественные отношения, связанные с предварительными операциями (гл. 22 ТК РФ);

     6) общественные отношения, связанные с таможенным оформлением (гл. 21 ТК РФ).

     Таможенное  право традиционно характеризуется  двумя основными методами: императивным и диспозитивным:

     1) императивный метод характеризуется неравенством сторон, между которыми возникают те или иные правовые отношения, т. е. между таможенными органами и отдельными лицами, пересекающими таможенную границу;

     2) диспозитивный метод заключается в возможности согласования с таможенными органами отдельных положений договоров, заключаемых при пересечении таможенной границы.

     Существует  несколько принципов таможенного  права:

     1) принцип законности. В основе этого принципа лежит обязательное соблюдение всеми участниками таможенных отношений Конституции РФ, установленных государством законов и иных нормативных правовых актов в области таможенной политики вне зависимости от статуса лиц и органов, вступающих в таможенные правоотношения;

     2) принцип демократизма. Этот принцип обозначает, что таможенное право служит государству и народу своей страны, а также что все субъекты таможенных правоотношений имеют равные права в осуществлении своей внешнеэкономической деятельности;

     3) принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов. Он означает, что таможенное право не может реализовываться на основе устаревших методов и порядков. Оно должно находиться в постоянном поиске новых способов достижения таможенной политики;

     4) принцип свободы выбора таможенного режима, суть которого заключается в свободном выборе таможенного режима лицами, экспортирующими либо импортирующими товары через таможенную границу.

     Источники любого права зависят от конкретной специфики, рода деятельности и области  применения этого права. Источники  права выражаются различными федеральными нормативными правовыми актами и  предписаниями государственных  органов, содержащих нормы таможенного  права. 

     Список  использованной литературы

      
  1. Алехин  А.П., Козлов Ю.М. Таможенное право. М., 2008.
  2. Габричидзе Б.Н., Полежаев Д.М. Становление и развитие таможенной системы // Государство и право. 2009. № 10.
  3. Дмитриев С.С. Возникновение и развитие таможенной системы. // Таможенный контроль. 2007. №3-4. С.11
  4. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М., 2010.
  5. Михайлов Б.В. Таможенная система. - М., 2008
  6. Храбсков В.Г. Таможня и закон. - М., 2009

Информация о работе Таможенное право в России