Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:43, курсовая работа
Таможенное оформление – это совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (пп.28 п.1 ст.7 Таможенного Кодекса РК). Оно делится на предварительное и основное таможенное оформление.
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу1.
7) при вывозе – таможенный пункт пропуска, через который будет осуществляться вывоз товаров24.
Заявление подлежит рассмотрению таможенным органом в сроки, не превышающие пяти рабочих дней с момента поступления заявления.
Разрешение в отношении ввозимых товаров выдается при условии принятия предварительного решения относительно классификации товаров.
Разрешение не выдается:
1) когда предполагаемое
2) лицам, имеющим задолженность по уплате таможенных платежей и налогов.
Разрешение выдается на срок действия внешнеторгового договора (контракта) или иного документа, на основании которого производится таможенное оформление товаров.
Разрешение может быть отозвано либо действие его приостановлено в случаях:
1) возникновения у лица
2) несоблюдения требований
Таможенным кодексом РК предусмотрены приоритетный и упрощенный порядки таможенного оформления отдельных категорий товаров (статьи 370-371).
В приоритетном порядке таможенное оформление
производится при ввозе на таможенную
территорию РК и вывозе с этой территории
товаров, необходимых для ликвидации последствий
стихийных бедствий, аварий, катастроф,
а также скоропортящихся товаров, живых
животных, радиоактивных материалов, взрывчатых
веществ, экспресс-грузов, гуманитарной
и технической
помощи, сообщений и материалов для целей
массовой информации и других подобных
товаров.
Под экспресс-грузами понимаются товары, перемещаемые специализированным транспортно-экспедиционными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, любым видом транспорта с целью доставки до получателя в течение 72 часов.
Приоритетный порядок таможенного оформления предусматривает подачу в таможенный орган заявления и товаросопроводительных документов, рассматриваемых в качестве временной таможенной декларации, с последующим представлением в таможенный орган полной грузовой таможенной декларации.
В заявлении должны содержаться сведения об отправителях и получателях товаров, странах отправления и назначения товаров, наименование, описание, количество, вес брутто и стоимость товаров, о целях использования товаров, а также о таможенном режиме, под который предполагается поместить декларируемые товары, обязательство о представлении в установленные сроки грузовой таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
Полная грузовая таможенная декларация подается в таможенный орган не позднее 30 календарных дней с даты условного выпуска товаров.
Товары, облагаемые таможенными платежами и налогами могут оформляться и в приоритетном порядке только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов.
Временной таможенной декларацией при поставках электроэнергии при возникновении аварийной ситуации может рассматриваться диспетчерская заявка, подаваемая в таможенные органы в течение трех суток с момента возникновения аварийной ситуации.
В целях совершенствования таможенного оформления уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе устанавливать упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, предусматривающий выпуск товаров и транспортных средств при представлении минимального объема сведений, необходимых для их идентификации.
2.3 Особенности заполнения ГТД
при определенных таможенных
Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с таможенным режимом, под который помещается товар.
Фактически, в настоящее время заполнение граф и разделов ГТД производится на основании Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ТК при Кабинете Министров РК от 26 сентября 1995 года № 127-П. Но в то же время в связи с появлением нового специального таможенного режима, предусмотренного Таможенным кодексом РК, из-за отсутствия нормативной правовой базы применение его не предоставляется возможным.
Рассмотрим особенности заполнения ГТД при таможенном режиме экспорта, который имеет огромное значение для Казахстана, постепенно интегрирующего в мировую торговлю.
Таможенный режим экспорта товаров предназначен для того, чтобы товары могли быть вывезены за пределы таможенной территории РК с целью постоянного местонахождения или потребления вне этой территории.
Декларантом заполняются следующие графы ГТД: цифровые – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 17а, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 54; буквенные – А, В.
Должностными лицами таможенного органа заполняются графы 7, Д и С.
В грузовой таможенной декларации как уже отмечалось выше можно выделить несколько крупных информационных блоков или разделов.
Графы ГТД 1, 3-6 дают представление об общей характеристики поставки. В первом подразделе графы «Тип декларации» указывается – «эк», во втором подразделе – двузначный код таможенного режима в соответствии с Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу РК (Приложение А)- 10. Графы «Добавочные листы» и «Отгрузочные спецификации» заполняются, если используются добавочные листы и описи товаров (указывается общее количество приложенных листов). В первом подразделе графы «Добавочные листы» указывается порядковый номер листа, во втором – общее количество представляемых листов ГТД, включая добавочные. Например, если имеется одна ГТД с двумя добавочными, в основном листе ГТД следует указать – 1/3; в первом добавочном листе – 2/3, во втором – 3/3. Графа «Всего наименований товаров» предназначена для отображения общего количества наименований товаров в декларируемой партии, указанных в графах 31 основного и добавочных листов ГТД, а в графах «Количество мест» указывается общее количество мест в декларируемой партии товаров. При перемещении через таможенную границу насыпных, наливных грузов, товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, по линиям электропередач, а также навалом в графе указывается «0». Для товаров, перевозимых в контейнерах, ящиках или на поддонах, соответственно указывается количество контейнеров, ящиков, поддонов.
В следующем блоке речь идет о всех юридических лицах, участвующих в таможенном оформлении данной внешнеторговой сделки (графы 2, 8, 9, 14):
- отправитель – наименование и адрес предприятия, организации, учреждения либо Ф.И.О., адрес и сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица; идентификационный номер в соответствии с Классификатором формирования идентификационного номера (Приложение Б);
- получатель – наименование
и адрес иностранного
- лицо, ответственное за финансовое
регулирование – наименование
и адрес предприятия или
- декларант – наименование и адрес таможенного брокера, номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. В графе А указываются сведения о счетах декларанта, начиная каждый из реквизитов с новой строки и проставляя перед каждым из них порядковый номер:
1 – номер расчетного счета в тенге, наименование и адрес банка, в котором открыт расчетный счет декларанта;
2 – номер текущего валютного счета, наименование и адрес банка, в котором открыт валютный счет декларанта.
Следующий географический блок представлен графами 11, 17, 17а - отражает цифровой код торгующей страны в соответствии с Классификатором стран мира и страну назначения товаров. Если в момент исполнения договора страна назначения неизвестна, то указывается краткое наименование торгующей страны.
В то же время исходя из особенностей режима выпуска для свободного обращения здесь этот блок представлен графами 15, 15а, 16: указывается страна отправления и краткое наименование страны происхождения товара. С этим блоком корреспондируется графа 34 ГТД, которая указывает код страны происхождения каждого товара в партии.
Транспортный блок содержит информацию о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок. Здесь различают: транспортное средство при отправлении, транспортное средство на границе; вид транспорта на границе, вид транспорта внутри страны в соответствии с Классификатором видов транспорта (Приложение В). В графах проставляется количество транспортных средств, после пробела указываются сведения о транспортном средстве, на котором товары будут вывезены за пределы РК (название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства и тому подобные сведения). При невозможности указать все сведения делается ссылка «См. на обороте», на оборотной стороне первого и четвертого листов ГТД указываются номера транспортных средств.
Финансовый блок дает стоимостную оценку экспортных операций (общая таможенная стоимость, общая фактурная стоимость), указывает условия поставки (аккредитив, инкассо, перевод, аккредитив/инкассо, аккредитив/перевод, инкассо/перевод, аккредитив/ инкассо/перевод) форму расчетов, курс валюты, банковские реквизиты лица ответственного за финансовое урегулирование, характер сделки в соответствии с Классификатором характера сделки (Приложение Г), номер паспорта сделки. К этому блоку можно отнести также графу А, в которую вносятся банковские реквизиты организации - декларанта.
Характеристика каждого товара в партиях дана в графах с 31 по 46 включительно на каждом из бланков ТД1 и ТД2.
Особое значение имеет графа 44 ГТД, в которой содержится перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления каждого товара:
- разрешения соответствующих
- лицензия – для товаров, подлежащих лицензированию и экспортному контролю в соответствии с законодательством РК25;
- документы, указанные в статье 382 ТК РК.
В графах 47в, 48 производится начисление таможенных платежей.
Остальные графы служат для указания: пункта пересечения границы (графа 29), номера лицензии склада временного хранения (графа 30), отметок таможенных органов (графы 7, 43с, д), реквизитов представителя организации – декларанта, заполнявшего ГТД (графа 54).
3 Опыт декларирования товаров и транспортных
средств в Республике Казахстан и за рубежом
3.1 Международные унифицированные правила декларирования грузов
Современное казахстанское таможенное законодательство носит принципиально новый характер и значительно отличается от аналогичного нормативного массива советского периода26.
Для нормального развития внешней торговли страны было необходимо создание благоприятного, стабильного и, что не менее важно, знакомого и привычного для зарубежных торговых партнеров порядка перемещения товаров через казахстанскую таможенную границу. В Концепции совершенствования таможенной службы Республики Казахстан на 2000-2002 годы целый ряд изменений был сделан для приведения таможенного законодательства Казахстана в соответствие с требованиями ВТО и соглашениями о таможенном союзе. Эти изменения послужат основой гармонизации казахстанского законодательства с международными стандартами и направлены на упрощение таможенных процедур и ускорение прохождения таможенных формальностей, а также разрешение имеющих место отдельных практических проблем, возникающих у импортеров при осуществлении таможенного оформления. В связи с этим, для страны, провозгласившей отход от государственной монополизации внешнеторговых связей, задачей номер один являлась разработка такого таможенного законодательства, которое бы в полной мере отвечало мировым стандартам в данной области. Указанные стандарты в настоящее время сформированы на уровне таможенного законодательства стран Европейского союза, Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО) и Всемирной таможенной организации.
Воспринять международное и зарубежное
таможенное законодательство, адаптировать его для казахстанской
действительности, внедрить в жизнь и
перестроить под его требования таможенную
систему страны, - вот тот пере-
чень глобальных задач, которые сама жизнь
поставила перед таможенными органами
Республики Казахстан на современном
этапе27.
Поэтому важно усвоить суть этих международных стандартов, касающихся, в частности, упрощения и гармонизации применяемых государствами таможенных процедур.
Стандарты в широком, общесоциологическом смысле слова, означают некие модели, образцы поведения или мерило действий субъектов (в данном случае международного общения), которые воплощены, в частности, и в названных выше общих международных договорах по международному таможенному праву.
Особое место среди них занимает неоднократно упоминавшаяся Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Конвенция Киото), которую вместе с ее многочисленными Приложениями можно без преувеличения считать своеобразным кодексом поведения государств в их таможенных отношениях друг с другом28.
Разработанная под эгидой Совета Таможенного Сотрудничества, она состоит из 19 статей основного текста и 31 Приложения, являющихся, с правовой точки зрения, неотъемлемой частью рассматриваемого договора, а фактически некоторые из них (например, Приложение F.3 «Таможенные льготы в отношении путешествующих граждан») по своему характеру и значению приравниваются к отдельным самостоятельным конвенциям. Это вытекает уже из содержания статьи 4 самой Конвенции Киото, где говорится, что каждое Приложение в принципе включает в себя:
- введение, в котором кратко излагаются различные вопросы, рассматриваемые в Приложении;
- определения основных
- стандарты в виде положений,
общее применение которых признано
не-
обходимым для достижения гармонизации
и упрощения таможенных процедур;
- рекомендуемую практику в виде
положений, которые признаны прогрессивным
- примечания, содержащие некоторые возможные варианты действий при применении соответствующего Стандарта или Рекомендуемой практики;
В статье 7 Конвенции прямо указывается на то, что для процедуры голосования в Совете (таможенного сотрудничества, образованного по Конвенции от 15 декабря 1950 года) и Постоянном техническом комитете каждое Приложение считается отдельной конвенцией. И, наконец, о роли и месте Приложений в системе предусматриваемых Конвенцией Киото норм свидетельствует и то, что в силу пункта 4 статьи 11 каждое имеющее право участвовать в ней государство во время подписания, ратификации или присоединения к этой Конвенции указывает Приложения, которые оно принимает. При этом оговаривается, что необходимо принять как минимум одно Приложение. Таким образом, участие в Конвенции по сути ставится в зависимость от принятия хотя бы одного из ее Приложений.
Информация о работе Содержание и сущность таможенного декларирования