Содержание и сущность таможенного декларирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное оформление – это совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (пп.28 п.1 ст.7 Таможенного Кодекса РК). Оно делится на предварительное и основное таможенное оформление.
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу1.

Файлы: 1 файл

Таможня.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

При определении правового статуса декларанта законодательство особо отмечает, что независимо от того, является ли декларант лицом, перемещающим товары и транспортные средства, либо таможенным брокером, он выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную казахстанским законодательством.

Современное таможенное право демонстрирует примеры нового подхода к определению понятия декларанта, устанавливая начало равнопартнерских взаимоотношений таможенных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности6. Это находит свое выражение в:

- положениях, фиксирующих материальную  ответственность таможенных органов за причинение своими действиями ущерба участникам внешнеэкономических связей;

- четко определенной процедуре  обжалования принятых решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов, вплоть до обращения в суд;

- установлении обязанности должностных  лиц таможенных органов не  разглашать находящуюся в их  распоряжении внешнеэкономическую  информацию, носящую конфиденциальный характер.

Все основные особенности института декларирования так или иначе связаны с «пограничным» характером таможенного регулирования. Это и возможность делегирования налоговых обязательств другому лицу, самостоятельно взаимодействующему по этому вопросу с таможенным органом, и обязательное обеспечение фискальных интересов государства: декларант может вступать в таможенно-тарифные отношения, только имея гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов.

В таможенно-тарифном механизме декларант – это не только лицо, обладающее правом подать в таможенный орган декларацию, служащую основой для расчета таможенных платежей (в ряде случаев должностное лицо таможенного органа может не принять стоимостные характеристики, содержащиеся в декларации и воспользоваться своими оценками или справочными данными), но прежде всего лицо, принимающее на себя обязательство по уплате таможенных пошлин и налогов. Поэтому таможенно-тарифное законодательство при наличии множественности лиц, которые могут быть наделены правом подачи таможенной декларации (владелец товара, перевозчик товара, таможенный брокер и так далее), как правило, не отдает предпочтение никому из перечисленных потенциальных декларантов. Такое «безразличие» к конкретной личности декларанта объясняется тем, что он воспринимается преимущественно как плательщик установленных экспортно-импортных налогов, а потому таможенные органы интересуются в первую очередь проблемой обеспечения уплаты таможенных платежей.

Следует различать понятия декларанта и лица осуществляющего декларирование7. Они не совпадают, если декларантом выступает юридическое лицо. Декларирование от имени организации - декларанта осуществляется специально уполномоченным на то физическим лицом (лицами), определяемым администрацией организации – декларанта с изданием соответствующего приказа и оформлением доверенности.

Поскольку лицо, непосредственно осуществляющее декларирование, принимает на себя имущественные обязательства по уплате таможенных платежей, выдаваемая ему доверенность в обязательном порядке должна быть подписана главным (старшим) бухгалтером.

Лицо, осуществляющее декларирование, определяется администрацией предприятия (организации) самостоятельно. Однако таможенный орган может потребовать его замены, когда, во-первых, устроенная таможенным органом проверка выявила недостаточный уровень знаний уполномоченного лица по вопросам таможенного декларирования, и, во-вторых, при наличии обоснованных сомнений в добросовестном выполнении таким лицом своих обязанностей перед таможенным органом.

В ТК определен правовой статус декларанта, то есть система законодательно закрепленных прав и обязанностей этого субъекта таможенных правоотношений8.

Многие составляющие правового статуса декларанта корреспондируют соответствующим правам и обязанностям таможенных органов. Так, обязанности декларанта представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей, соответствует право таможенного органа «запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах и для иных таможенных целей». Обязанности декларанта предъявить таможенному органу декларируемые товары и транспортные средства корреспондирует соответствующее право таможенного органа: «По требованию таможенного органа РК представленные товары и транспортные средства фактически предъявляются этому органу».

Учитывая характер реально складывающихся взаимоотношений декларанта и таможенного органа, производящего таможенное оформление, законодатель, определяя правовой статус декларанта в ст. 376 ТК РК определяет его обязанности. К основным обязанностям декларанта отнесены:

1) произвести декларирование товаров  и транспортных средств;

2) предъявить декларируемые товары  и транспортные средства по  требованию таможенного органа;

3) представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенных целей;

4) уплатить таможенные платежи  и налоги или обеспечить их  уплату в соответствии с разделом 8 ТК РК;

5) выполнять иные требования  таможенных органов, предусмотренные  ТК РК.

Законодатель перечислил обязанности декларанта не по их значимости, а в зависимости от последовательности этапов таможенного оформления.. очевидно, что одной из наиболее важных обязанностей декларанта является обязанность уплатить таможенные платежи9. Обязательство по уплате таможенных пошлин и налогов может быть перенесено с декларанта на другое лицо в следующих случаях:

- в связи с выбором некоторых  таможенных режимов – на владельца  частного таможенного склада и так далее;

- в связи с осуществление  процедуры таможенного оформления  – на таможенного перевозчика, владельца частного склада временного хранения и так далее;

- в связи с гарантией уплаты  таможенных платежей на залогодателя, банк, выдавший соответствующую  гарантию и так далее;

- в связи с отчуждением товаров  и транспортных средств, в отношении которых не было исполнено обязательство по уплате таможенных платежей,  - на приобретателя таких товаров и транспортных средств.

В ряде случаев о переносе обязательства по уплате таможенных платежей может быть специально оговорено в тексте договора, который заключают между собой лицо, перемещающее через таможенную границу товары и транспортные средства, и иной субъект вторичных таможенных правоотношений (владелец частного склада временного хранения, владелец частного таможенного склада, таможенный брокер и так далее). Но при этом сохраняется императивность правового регулирования таможенных отношений, и в случае, когда договором предусматривается иной, чем в законе, порядок переноса ответственности по уплате таможенных платежей, действует норма таможенного законодательства.

О правах декларанта речь идет в ст. 375 ТК РК. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций при таможенном оформлении декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять  грузовые операции с товарами, ввозимыми на  таможенную территорию РК, а также отбирать пробы и образцы товаров под контролем таможенного органа до подачи таможенной декларации и документов, необходимых для таможенных целей. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут указаны в таможенной декларации на товары;

2) присутствовать при проведении  таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, при отборе ими проб и образцов;

3) знакомиться с результатами  проведенных исследований отобранных таможенными органами проб и образцов;

4) обжаловать в порядке установленном  ТК РК, решения, действия (бездействие) таможенных органов и должностных лиц таможенных органов при нарушении его прав.

 

2 Понятие и виды деклараций

2.1 Общая характеристика грузовой таможенной декларации

 

Основным документом, используемым для декларирования товаров, является грузовая таможенная декларация (ГТД).

Грузовая таможенная декларация – официальный документ, установленной формы (ТД1 и ТД2), используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через  таможенную границу РК, при изменении таможенного режима, под который помещался товар, и в случаях устанавливаемых таможенным законодательством РК10.

ГТД применяется при таможенном оформлении товаров, в отношении которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) таможенная стоимость  декларируемой  партии товара превышает девяносто месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

2) в отношении товаров установлены  меры нетарифного регулирования;

3) предусмотрены иные случаи  в соответствии с ТК РК11.

Грузовая таможенная декларация может применяться при предварительном декларировании, а также в качестве временной или периодической таможенной декларации.

Случаи применения грузовой таможенной декларации в качестве временной или периодической таможенной декларации устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 387 и 388 ТК РК.

В противном случае декларирование товаров осуществляется путем представления в таможенный орган заявления в произвольной форме с указанием установленного перечня сведений о товаре12.

В нашей стране ГТД была введена в практику таможенного оформления  
товаров с 1 апреля 1989 года. Форма ГТД, используемая в РК, совпадает с формой ЕАД – единого административного документа, применяемого в мировой практике.

Роль и значение ГТД для таможенных целей очень велики. В ней участник ВЭД заявляет основные сведения о товарах: их наименования, коды по ТН ВЭД СНГ, таможенный режим, под который помещаются товары, стоимость, вес, сведения об упаковке, другие сведения, необходимые для таможенного оформления товаров. При этом информация, содержащаяся в ГТД, представляет интерес не только для таможенных органов, но и для ряда государственных организаций и учреждений – финансовой полиции, органов налогового комитета, органов МВД и другие.

Сведения, содержащиеся в ГТД, являются исходными данными для формирования статистически внешней торговли. ГТД представляет собой документ, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи.

Введение ГТД в практику таможенного оформления уменьшает и сокращает объем документооборота, позволяет вести автоматизированную обработку данных, содержащихся в ней13.

Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с таможенным режимом, под который помещается товар. Кроме того, для отдельных категорий товаров существуют свои особенности заполнения бланка ГТД в рамках одного таможенного режима: при оформлении гуманитарной помощи; товаров, находящихся в местах, удаленных от таможенных органов и тому подобное.

На каждую партию товаров заполняется одна ГТД, если в отношении таких товаров установлен один и тот же таможенный режим.

В случае, если имеются товары, помещаемые под различные таможенные режимы, заполняется такое количество ГТД, которое соответствует количеству таких таможенных режимов.

При этом декларируется как одна партия товара, отправляемые одним отправителем в адрес одного получателя, по одному внешнеторговому договору, ввозимые через один и тот же пункт пропуска одним видом транспорта, одновременно предъявленные к таможенному оформлению, независимо от количества транспортных средств и перевозочных документов.

При вывозе товаров действует аналогичное правило.

Партией также считаются товары или электроэнергия, поставляемые в течение одного месяца по каждому из заключенных внешнеторговых договоров при их перемещении трубопроводным транспортом или по линии электропередач.

Требования таможенных органов по заполнению ГТД достаточно жесткие – в ГТД не должно быть подчисток, помарок, неразборчивых записей и так далее. Исправления вносятся путем зачеркивания ошибочных сведений и надпечатывания или надписывания от руки надлежащих данных. Каждое исправление заверяется подписью уполномоченного лица и печатью декларанта.

ГТД заполняется на государственном и русском языках в основном на компьютере или  пишущей машинке.

Уполномоченный орган по вопросам таможенного дела вправе определять случаи, когда таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения, составленные на иностранных языках14.

Бланки ГТД, заполненные неразборчиво, таможенными органами в качестве декларации не рассматриваются и не принимаются.

Не допускается использование декларантом бланков ГТД для внесения информации,  не предусмотренной нормативными актами.

Информация о работе Содержание и сущность таможенного декларирования