Содержание и сущность таможенного декларирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Таможенное оформление – это совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (пп.28 п.1 ст.7 Таможенного Кодекса РК). Оно делится на предварительное и основное таможенное оформление.
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу1.

Файлы: 1 файл

Таможня.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

 

1 СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК

СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

1.1 Понятие и формы декларирования

 

Таможенное оформление –  это совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (пп.28 п.1 ст.7 Таможенного Кодекса РК). Оно делится на предварительное и основное таможенное оформление.

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу1.

Декларирование – это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия таможенного режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу точных сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РК, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим, которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Основные функции декларирования сводятся к следующему:

- оно призвано обеспечить таможенные  органы необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах и транспортных средствах;

- оно служит подтверждением  законности совершаемых декларантом 

 

действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;

- и, наконец, оно исполняет контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным1.

Декларирование согласно статье 378 Таможенного кодекса РК производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.)

Как правило, декларирование производится в следующих основных случаях:

- при перемещении товаров и  транспортных средств через казахстанскую таможенную границу;

- при изменении таможенного режима (например, в случае, когда товар, хранившийся на таможенном складе, продается покупателю, режим таможенного склада меняется на режим выпуска для свободного обращения);

- в других случаях, определяемых  фактами казахстанского законодательства (например, товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, подлежат повторному таможенному оформлению, предполагающему подачу новой таможенной декларации, при аннулировании, отзыве лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли, а также в других случаях ликвидации такого магазина)2.

Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями тамо- 
женных правил), налоговых (в качестве налоговой декларации), для административного регулирования внешнеэкономической деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.), организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.), ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д.

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих непосредственно в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Характеризуя принцип таможенного декларирования, следует особо отметить, что таможенное законодательство связывает возникновение обязательства таможенных пошлин и налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в  которой, как правило, содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность. Так, подача уведомления о пересечении таможенной границы не может привести к появлению налогового обязательства, поскольку у товарораспорядителя сохраняется право отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями (отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории). Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.

Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнение таможенных формальностей, должны быть предоставлены самим лицом, перемещающим товар (собственником товара, его покупателем, владельцем и т.д.), или таможенным брокером.

Очевидно, что такой порядок получения информации для таможенных целей не исключает поступление неверных или неточных сведений, сознательно искажаемых декларантом. Однако преимущества использования принципа декларирования в таможенном деле «перевешивают» в сравнении с его недостатками.

Использование декларирования выгодно таможенным органам, поскольку позволяет ограничиться выборочным контролем за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами. При отсутствии таможенных деклараций должностные лица таможенных органов должны были бы пересчитывать, взвешивать, измерять все товары, подлежащие экспортно-импортному налогообложению или подпадающие под действие различных административных запретов и ограничений. Это в конечном итоге привело бы к значительной задержке товаров на таможне и оказывало бы тормозящее, негативное воздействие на развитие внешнеторгового обмена.

Альтернативой таможенному декларированию мог бы служить административный способ определения размера таможенных пошлин, качественных и количественных характеристик товаров и транспортных средств1. При использовании этого способа таможенные органы лишаются возможности сравнивать данные, заявленные декларантом, с результатами досмотра, произведенного должностными лицами таможенного органа, что ведет к снижению эффективности таможенного контроля. Кроме того, отсутствие таможенной декларации привело бы к значительному росту числа судебных и административных разбирательств прежде всего в связи с определением налогооблагаемой базы. При отсутствии письменной декларации, способной служить доказательством в суде, разрешение подобных споров становится крайне затруднительным или вовсе невозможным. Поэтому в тех немногих странах, где применялся или продолжает применяться административный способ определения размера таможенных платежей, законодательство, как правило, лишает лицо, перемещающее товары и транспортные средства, права обжаловать решение таможенного органа в судебном порядке1.

Форма декларирования – это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу2.

Форма и порядок декларирования определяется таможенным законодательством РК. Основными формами декларирования согласно статье 378 Таможенного кодекса РК являются письменная и устная. Законодательство допускает возможность применения иных форм декларирования - путем электронной передачи данных, совершения конклюдентных действий. В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется в международных аэропортах, где организована система «зеленых коридоров». Пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.

Как правило, устное декларирование допускается при таможенном оформлении ручной клади и личного багажа пассажиров.

В некоторых случаях выбор формы декларирования (письменной или устной) зависит от лица, пересекающего таможенную границу (пассажира). Предоставление декларанту права выбора формы декларирования, как правило, преследует цель защищать его права и законные интересы. Например, желая удостоверить факт ввоза (вывоза) отечественной и иностранной валюты и некоторых других товаров, пассажир может заполнить таможенную декларацию, а должностное лицо таможенного органа обязано ее принять, даже если таможенно-пограничный режим на конкретном участке границы предполагает декларирование в устной форме.

Для декларирования личного багажа пассажиров используется форма таможенной декларации Т-6, в которой указываются:

 

- фамилия, имя, отчество и гражданство  декларанта;

- страна, из которой пассажир  прибыл (страна, в которую пассажир  следует);

- количество багажных мест (включая  ручную кладь), предъявляемых для  таможенного контроля;

- количество багажных мест, следующих  отдельно от пассажира;

- отдельные товары, составляющие багаж пассажира (оружие и боеприпасы, наркотики и приспособления для их употребления, предметы старины и искусства, валюта и валютные ценности);

- товары, находящиеся в багаже  пассажира и принадлежащие другим  лицам1.

В декларации Т-6 указывается дата заполнения и ставится подпись владельца багажа.

Особая форма предусмотрена для декларации транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами. В такой декларации должна содержаться следующая информация:

-   фамилия, имя, отчество декларанта, а также сведения о документе, удостоверяющем его личность;

- характеристики, идентифицирующие  транспортное средство (марка автомобиля, объем и номер двигателя, номер шасси, регистрационный номер и т.д.);

- цели ввоза (вывоза) автомобиля: коммерческие, некоммерческие цели, ремонт и т.д.;

- основания для предоставления  льгот по таможенным платежам;

- таможенная стоимость автомобиля;

- вид и сумма подлежащих уплате  таможенных платежей;

- прилагаемые документы (счета  и чеки для расчета таможенной  стоимости и т.д.).

 

В качестве таможенной декларации рассматривается заявление физического лица, перемещающего товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

В заявлении указываются:

- фамилия, имя, отчество лица, перемещающего товары, его место жительство, а также сведения о документе, удостоверяющем личность;

- товаросопроводительный документ, по которому ввозятся (вывозятся) товары;

- наименование, количество и стоимость  перемещаемых через таможенную границу товаров;

- предназначение товаров (для производственной, коммерческой деятельности; для личного использования и потребления).

Форма и порядок подачи таможенной декларации на почтовые отправления определяются нормами международного права. Отношения в области предоставления услуг международной почтовой связи регулируются международными договорами РК, в том числе в рамках Всемирного почтового союза1. Форма декларирования международных почтовых отправлений описывается в статье 116 Исполнительного регламента Всемирной почтовой конвенции. Таможенные декларации С2/СР3 прочно прикрепляются к почтовому отправлению снаружи посредством крестообразно перевязанной бечевки или, по просьбе Администрации почтовой службы страны назначения, вкладываются внутрь самого отправления. Таможенная декларация С2/СР3 содержит следующую информацию:

- наименование и адрес отправителя;

- исходящий номер отправителя (в  случае необходимости);

- наименование и полный адрес  получателя;

- сведения о том, является предмет  декларирования подарком или  образчиком товара;

- страна назначения;

 

- общий вес брутто;

- количество отправлений;

- подробное наименование вложения;

- тарифный номер;

- вес нетто;

- объявленная ценность.

Основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных средств в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД), введенная в практику таможенного оформления с первого апреля 1989 года. Прообразом ГТД стал единый административный документ (ЕАД), используемый в странах ЕС и ЕАСТ.

Информация о работе Содержание и сущность таможенного декларирования