Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 19:43, курсовая работа
Таможенное оформление – это совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (пп.28 п.1 ст.7 Таможенного Кодекса РК). Оно делится на предварительное и основное таможенное оформление.
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу1.
1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ КАК
СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
1.1 Понятие и формы декларирования
Таможенное оформление – это совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (пп.28 п.1 ст.7 Таможенного Кодекса РК). Оно делится на предварительное и основное таможенное оформление.
Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу1.
Декларирование – это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия таможенного режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу точных сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РК, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим, которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.
Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК. Основные функции декларирования сводятся к следующему:
- оно призвано обеспечить
- оно служит подтверждением
законности совершаемых
действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;
- и, наконец, оно исполняет контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным1.
Декларирование согласно статье 378 Таможенного кодекса РК производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.)
Как правило, декларирование производится в следующих основных случаях:
- при перемещении товаров и
транспортных средств через
- при изменении таможенного режима (например, в случае, когда товар, хранившийся на таможенном складе, продается покупателю, режим таможенного склада меняется на режим выпуска для свободного обращения);
- в других случаях, определяемых
фактами казахстанского законод
Результаты декларирования товаров и
транспортных средств могут быть использованы
должностными лицами таможенного органа
в различных целях: правоохранительных
(для борьбы с контрабандой и иными нарушениями тамо-
женных правил), налоговых (в качестве
налоговой декларации), для административного
регулирования внешнеэкономической деятельности
(в целях осуществления квотирования,
лицензирования и т.д.), организации иных
видов государственного контроля на таможенной
границе (ветеринарного, фитосанитарного,
экологического, радиоактивного и т.д.),
ведения внешнеторговой (таможенной) статистики
и т.д.
Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих непосредственно в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Характеризуя принцип таможенного декларирования, следует особо отметить, что таможенное законодательство связывает возникновение обязательства таможенных пошлин и налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило, содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность. Так, подача уведомления о пересечении таможенной границы не может привести к появлению налогового обязательства, поскольку у товарораспорядителя сохраняется право отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями (отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории). Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнение таможенных формальностей, должны быть предоставлены самим лицом, перемещающим товар (собственником товара, его покупателем, владельцем и т.д.), или таможенным брокером.
Очевидно, что такой порядок получения информации для таможенных целей не исключает поступление неверных или неточных сведений, сознательно искажаемых декларантом. Однако преимущества использования принципа декларирования в таможенном деле «перевешивают» в сравнении с его недостатками.
Использование декларирования выгодно таможенным органам, поскольку позволяет ограничиться выборочным контролем за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами. При отсутствии таможенных деклараций должностные лица таможенных органов должны были бы пересчитывать, взвешивать, измерять все товары, подлежащие экспортно-импортному налогообложению или подпадающие под действие различных административных запретов и ограничений. Это в конечном итоге привело бы к значительной задержке товаров на таможне и оказывало бы тормозящее, негативное воздействие на развитие внешнеторгового обмена.
Альтернативой таможенному декларированию мог бы служить административный способ определения размера таможенных пошлин, качественных и количественных характеристик товаров и транспортных средств1. При использовании этого способа таможенные органы лишаются возможности сравнивать данные, заявленные декларантом, с результатами досмотра, произведенного должностными лицами таможенного органа, что ведет к снижению эффективности таможенного контроля. Кроме того, отсутствие таможенной декларации привело бы к значительному росту числа судебных и административных разбирательств прежде всего в связи с определением налогооблагаемой базы. При отсутствии письменной декларации, способной служить доказательством в суде, разрешение подобных споров становится крайне затруднительным или вовсе невозможным. Поэтому в тех немногих странах, где применялся или продолжает применяться административный способ определения размера таможенных платежей, законодательство, как правило, лишает лицо, перемещающее товары и транспортные средства, права обжаловать решение таможенного органа в судебном порядке1.
Форма декларирования – это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу2.
Форма и порядок декларирования определяется таможенным законодательством РК. Основными формами декларирования согласно статье 378 Таможенного кодекса РК являются письменная и устная. Законодательство допускает возможность применения иных форм декларирования - путем электронной передачи данных, совершения конклюдентных действий. В современной таможенной практике декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется в международных аэропортах, где организована система «зеленых коридоров». Пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.
Как правило, устное декларирование допускается при таможенном оформлении ручной клади и личного багажа пассажиров.
В некоторых случаях выбор формы декларирования (письменной или устной) зависит от лица, пересекающего таможенную границу (пассажира). Предоставление декларанту права выбора формы декларирования, как правило, преследует цель защищать его права и законные интересы. Например, желая удостоверить факт ввоза (вывоза) отечественной и иностранной валюты и некоторых других товаров, пассажир может заполнить таможенную декларацию, а должностное лицо таможенного органа обязано ее принять, даже если таможенно-пограничный режим на конкретном участке границы предполагает декларирование в устной форме.
Для декларирования личного багажа пассажиров используется форма таможенной декларации Т-6, в которой указываются:
- фамилия, имя, отчество и гражданство декларанта;
- страна, из которой пассажир прибыл (страна, в которую пассажир следует);
- количество багажных мест (включая ручную кладь), предъявляемых для таможенного контроля;
- количество багажных мест, следующих отдельно от пассажира;
- отдельные товары, составляющие багаж пассажира (оружие и боеприпасы, наркотики и приспособления для их употребления, предметы старины и искусства, валюта и валютные ценности);
- товары, находящиеся в багаже
пассажира и принадлежащие
В декларации Т-6 указывается дата заполнения и ставится подпись владельца багажа.
Особая форма предусмотрена для декларации транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами. В такой декларации должна содержаться следующая информация:
- фамилия, имя, отчество декларанта, а также сведения о документе, удостоверяющем его личность;
- характеристики, идентифицирующие транспортное средство (марка автомобиля, объем и номер двигателя, номер шасси, регистрационный номер и т.д.);
- цели ввоза (вывоза) автомобиля: коммерческие, некоммерческие цели, ремонт и т.д.;
- основания для предоставления льгот по таможенным платежам;
- таможенная стоимость
- вид и сумма подлежащих уплате таможенных платежей;
- прилагаемые документы (счета и чеки для расчета таможенной стоимости и т.д.).
В качестве таможенной декларации рассматривается заявление физического лица, перемещающего товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.
В заявлении указываются:
- фамилия, имя, отчество лица, перемещающего товары, его место жительство, а также сведения о документе, удостоверяющем личность;
- товаросопроводительный
- наименование, количество и стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров;
- предназначение товаров (для производственной, коммерческой деятельности; для личного использования и потребления).
Форма и порядок подачи таможенной декларации на почтовые отправления определяются нормами международного права. Отношения в области предоставления услуг международной почтовой связи регулируются международными договорами РК, в том числе в рамках Всемирного почтового союза1. Форма декларирования международных почтовых отправлений описывается в статье 116 Исполнительного регламента Всемирной почтовой конвенции. Таможенные декларации С2/СР3 прочно прикрепляются к почтовому отправлению снаружи посредством крестообразно перевязанной бечевки или, по просьбе Администрации почтовой службы страны назначения, вкладываются внутрь самого отправления. Таможенная декларация С2/СР3 содержит следующую информацию:
- наименование и адрес
- исходящий номер отправителя (в случае необходимости);
- наименование и полный адрес получателя;
- сведения о том, является предмет декларирования подарком или образчиком товара;
- страна назначения;
- общий вес брутто;
- количество отправлений;
- подробное наименование
- тарифный номер;
- вес нетто;
- объявленная ценность.
Основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных средств в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД), введенная в практику таможенного оформления с первого апреля 1989 года. Прообразом ГТД стал единый административный документ (ЕАД), используемый в странах ЕС и ЕАСТ.
Информация о работе Содержание и сущность таможенного декларирования