Юридическая ответственность как юридическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Усовершенствован институт обжалования и пересмотра постановлений  по делам об административных правонарушениях. Постановление, вынесенное судьей, может  быть обжаловано в вышестоящий суд, в суд обжалуются и постановления, вынесенные должностными лицами . Во избежание судебной ошибки решение по жалобе, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.

В качестве фактического основания применение мер административной ответственности (санкций) за административные правонарушения в области таможенного дела КоАП признает лишь состав административного правонарушения.

Поскольку таможенное дело — предмет исключительного ведения  Российской Федерации61, поэтому виды наказаний за правонарушения в этой сфере устанавливаются лишь на уровне федерального законодательства. Юридическими основаниями применения мер административной ответственности являются законы РФ.

Применить административную ответственность — значит в установленной  законом процессуальной форме зафиксировать правонарушение, конкретного правонарушителя и назначить ему определенный вид административного наказания. Таким образом, применение конкретной санкции возможно лишь при наличии на то решения государственного органа или должностного лица, т.е. процессуального документа. Следовательно, акт применения административной ответственности также является основанием, необходимым для привлечения правонарушителя к ответственности.

В таможенной сфере юридическими основаниями административной ответственности является КоАП; фактическим — состав нарушения таможенных правил; процессуальным — решение (постановление) таможенного органа или должностного лица (в некоторых случаях — суда) о назначении наказания за совершенное правонарушение.

Правильная классификация нарушений таможенного законодательства в значительной степени зависит от четкой классификации различных видов НТП. Критерии классификаций весьма разнообразны.

По общественной опасности  все правонарушения в таможенной сфере подразделяются на две категории62: незначительные, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов государства, и грубые нарушения таможенного законодательства, наносящие ущерб экономическим интересам Российской Федерации, посягающие на установленные государством основные положения таможенного регулирования.

По необходимости ведения производству по делу63 НТП подразделяются на следующие виды:

1. Нарушения таможенных правил, при которых обязательно ведение производства по делам: перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений64.

2.Нарушения таможенных  правил, при которых возможно  наложение взыскания по упрощенной  форме, т.е. без составления  протокола об административном  правонарушении и применение административной санкции на месте совершения НТП (например, если санкцией статьи предусматривается возможность вынесения предупреждения или применения штрафа в размере, не превышающем 10 МРОТ65). В таком случае составляется протокол-предупреждение или вручается протокол-квитанция.

С учетом родового объекта посягательства все нарушения таможенных правил, предусмотренные КоАП, можно разделить на большие группы:

1.Нарушение таможенных правил, посягающие на установленные  
порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и  
транспортных средств и соответствующую деятельность таможенных органов, в том числе действие таможенных режимов, - например ст.16.3, 16.18, 16.19 КоАП.

2.Нарушения таможенных  правил в сфере осуществления порядка таможенного контроля товаров и транспортных средств, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.16.1, 16.4, 16.7, 16.8, 16.11 КоАП.

3. Нарушение таможенных правил, направленные против установленного порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, - ст.16. 1, 16.4, 16.7, 16.8, 16.11 КоАП.

4 . Нарушения таможенных  правил, посягающие на установленный  порядок обложения таможенными  пошлинами и их уплаты, предоставления  таможенных льгот и пользования ими, - ст. 16.20, 16.22 КоАП и др.

Более подробная классификация  нарушений таможенных правил была предоставлена  в одном из вариантов комментария к ТК 1993 года66 Его авторы видят необходимость в подразделении нарушений таможенных правил с точки зрения непосредственного объекта посягательства. Для главы 16 КоАП эта классификация будет выглядеть следующим образом:

1. Нарушения установленного таможенным законодательством порядка проведения таможенного контроля (например, ст.16.5, 16.8, 16.9 КоАП).

2. Нарушения против  порядка ведения учета и предоставления  отчетности таможенным органам  (ст. 16.15 КоАП).

3 Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по соблюдению предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (например. Ст. 16.4, 16.10, 16.11 КоАП).

4. Правонарушения, посягающие на порядок основного таможенного оформления (ст. 16.2, 16. 12, 16. 14, 16. 16 КоАП).

5 . Нарушения требований и условий помещения товаров под определенный таможенный режим либо нарушение требований соответствующего таможенного режима (ст. 16.17, 16.19 КоАП).

6.Нарушения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1 , 16.3 , 16.7 КоАП).

7. Нарушения порядка  перемещения товаров и транспортных  средств, незаконно ввезенными  на территорию РФ (ст. 16.21 КоАП).

8. Нарушения установленного  порядка уплаты таможенных платежей (ст 16.20, 16.22 КоАП).

Уполномоченные должностные лица таможенных органов имеют право рассматривать дела об АП и налагать наказания за совершенное административное правонарушение, предусмотренное главой 16 КоАП. Кроме того, они должны проводить работу, направленную на установление причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Нужно отметить, что должностные  лица и участники ВЭД правильно понимают и реагируют на вносимые представления, своевременно сообщают о принятых мерах по внесенным представлениям и совместная работа дает положительные результаты. Например, ОАО «КамАЗ» в 2003 году привлекался к ответственности 149 раз, в 2004 году - 39 раз67.

Федеральным законом  № 118-ФЗ, установлена новая редакция ст. 15.25 КоАП (ч.4 и 5), предусматривающая административную ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. С первого октября по настоящее время таможенными органами Приволжского региона выявлено около 10068 административных нарушений юридических лиц по данному составу. Учитывая, что должностные лица таможенных органов сейчас не обладают полномочиями по рассмотрению дел об АП по этой статье КоАП, большая часть этих дел уже направлена в Росфиннадзор для рассмотрения и применения наказаний.

При работе по новому КоАП у таможенных органов появилась  возможность привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц по ст. 14.10 КоАП, предусматривающую административную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. В соответствии с п. 12 ч.2 ст.28.3. Протоколы об АП, составленные должностными лицами таможенных органов РФ по ст.14.10 КоАП в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, передаются на рассмотрение судьям арбитражных судов по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Практика правоприменительной  деятельности таможенных органов Приволжского таможенного управления показывает, что решения арбитражных судов  по делам, связанным с незаконным использованием товарных знаков, отличаются значительным разнообразием, иногда с точностью наоборот.

Одной из трудностей, с  которыми сталкиваются в судах таможенные органы — это трактовка понятия  «использование товарного знака». Согласно Определению Конституционного суда РФ от 20.12.2001 №_287-О нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается любое действие, нарушающее права владельца товарного знака, в том числе ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в хозяйственный оборот товара, обозначенного этим товарным знаком, а не только несанкционированное изготовление этого знака.

Кроме того, таможенные органы сталкиваются с проблемой, касающейся представления доказательства вины участника ВЭД. В решениях и определениях ряда судов зачастую встречаются такие формулировки, как «лицо не предполагало, что нарушает чьи-либо права интеллектуальной собственности», «ответчик не знал или не мог знать о продлении срока действия правовой охраны товарных знаков» и т.д. Однако в некоторых судебных решениях вина трактуется не только в виде умысла, но и в форме неосторожности.

 Административные  наказания за нарушения таможенных  правил — это разновидность  мер административного принуждения,  которые представляют собой установленные государством санкции (меры административной ответственности), применяемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судьями к лицу, совершившему административное правонарушение в области таможенного дела. Административное наказание как мера административной ответственности выполняет в известной мере также и функцию предупреждения преступлений.

К административным наказаниям относятся69:

1) предупреждение;

2) административный штраф; 

3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета  
административного правонарушения;

4) конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация. 

В ТК представлены следующие  разновидности ответственности  за совершение правонарушений таможенных правил:

- Ответственность перевозчика и экспедитора при внутреннем таможенном транзите (ст. 90) 

- Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков в случае неоднократного привлечения таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области  
таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11 и 16.15 КоАП. (ст. 98)

- Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения в случае неоднократного привлечения владельца склада временного хранения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14 и 16.15 КоАП. (ст. 113)

- Обязанности и ответственность таможенного брокера (ст. 144)

- Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) за неоднократное привлечение таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей ведет к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП. (ст. 145)

- Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению:

если специалист по таможенному  оформлению неоднократно привлекался  к административной ответственности  за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП (ст. 148)

- п.3. Если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением таможенного режима и допущенное несоблюдение влечет невозможность дальнейшего применения данного таможенного режима, таможенный режим должен быть завершен в соответствии с настоящим подразделом в течение 15 дней после дня вступления в силу соответствующего решения по делу об административном правонарушении. (ст. 162)

- Обязанности и ответственность владельца таможенного  
склада (ст. 230)

- Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов из-за неоднократного привлечения владельца таможенного склада к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14 и 16.15 КоАП. (ст. 231)

- Ответственность за применение таможенного режима (ст. 251)

- Ответственность за уплату таможенных пошлин (ст. 257)

- п.3. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320)

п.4. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория