Юридическая ответственность как юридическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

- П. 1 . В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой (ст. 348)

- П.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки и иные кредитные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 354)

- Глава 38 Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров (ст.393-400)

- За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с  
законодательством Российской Федерации (413)

Принципы применения наказаний - принцип равенства перед законом;  
презумпция невиновности; принцип законности; принцип индивидуализации наказания;

Принуждение в таможенной сфере является специальным видом  административного принуждения. Административное принуждение представляет собой, с одной стороны, особый вид государственного принуждения, а с другой, может рассматриваться с позиции способов воздействия органов государственного управления на управляемые объекты ( например, введение запретов и ограничений, установление конкретных обязанностей и т.п.). Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах70.

Таможенное принуждение  является самостоятельным видом  административного принуждения. Особенности административного принуждения в области таможенного дела заключаются в следующем:  
— Административно-таможенное принуждение применяется в сфере действий правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, - КоАП; 
— Меры административного принуждения в области регулирования таможенного законодательства обеспечивают соблюдение не всех административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений;

— Меры административного принуждения имеют в области таможенного  
дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности;

— Меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности;

— Меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц;

— Меры административного принуждения в таможенно-правой сфере носят более суровой характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных за совершение нарушения таможенных правил;

— Подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке;

Административное принуждение, являясь частью государственного, включает в себя: меры административного принуждения, административного пресечения, меры процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении, меры административной ответственности (административные наказания), меры административного восстановления.

Таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. В целом вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правонарушений регулируются КоАП. Данный нормативный акт определяет особенности статуса субъектов административной ответственности, совершивших нарушения таможенных правил, регламентирует порядок применения мер административного принуждения (в том числе административных наказаний за НТП), детально регулирует стадии производства по делам об административных правонарушениях, учитывая его специфику в области таможенного дела.

Вместе с тем порядок  применения отдельных мер административного  принуждения в рассматриваемой  области по-прежнему закрепляет ТК и другие нормативные правовые акты. Так, например, порядок применения физической силы и специальных средств, огнестрельного оружия должностными лицами таможенных органов устанавливает глава 39 ТК.

Меры административного  принуждения в таможенно-правовой сфере имеют достаточно широкий диапазон действия.

Предупредительные меры:

- обеспечение уплаты таможенных платежей залогом товаров и денежным залогом, банковской гарантией п поручительством (ст.340-346 ТК);

- возложение обязанности  таможенного сопровождения товаров (ст.87  
ТК)

- личный досмотр (ст.373 ТК);

- таможенная ревизия (ст.376).

Восстановительные меры:

- принудительное взыскание  таможенных пошлин, налогов (ст.348 ТК);

- начисление и взыскание пени (ст.349 ТК);

 

- издержки по делу  об административном правонарушении (ст.24.7 КоАП).

Меры пресечения. Цель пресечения — прекратить противоправное деяние и/или не допустить новые, устранить связанные с ними вредные последствия и создать «оптимальные условия для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности»71 Перечень мер пресечения, указанных в законодательстве, не является исчерпывающим. Различают общие и специальные меры административного пресечения. Среди общих выделяют: приостановление деятельности юридического лица, предписания (предостережения) и т.п. Некоторые из них применимы только к физическим лицам, другие — к юридическим, третьи — и к тем, и к другим. Специальные меры пресечения применяются только по отношению к физическим лицам. Цель их использования — оперативное прекращение противоправного поведения. К специальным мерам пресечения относятся : средства простого физического воздействия (например, использование служебных собак, приемы борьбы и т.п.); использование против нарушителя разнообразных технических средств ( дубинки, наручники); использование против субъектов правонарушения оружия72.

К числу процессуальных мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, применяемых непосредственно  должностными лицами таможенных органов, относится: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров и транспортных средств и иных вещей73.

В особую группу мер административного  принуждения законодательство выделяет административные наказания — установленные  государством меры административной ответственности  за совершенное правонарушение.

 

2.4. Дисциплинарная ответственность.

По своей природе и характеру дисциплинарная ответственность является, конечно, административно-правовой, но одновременно  
регламентируется и нормами таможенного права и законодательства. В ст.413 ТК «Ответственность таможенных органов и их должностных лиц» сказано: «За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, однозначно следует вывод: дисциплинарная ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов — один из видов ответственности, предусмотренной действующим таможенным законодательством. Имея в виду административно-правовую природу дисциплинарной ответственности, рассмотрим ее понятие, содержащееся в литературе по административному праву.

Б.М.Лазарев считает: «Дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, под которым понимается виновное нарушение правил внутреннего трудового распорядка или правил службы. Такое нарушение может выражаться как в действии, так и по неосторожности»74. В этом определении с учетом интересующего нас аспекта проблемы надо выделить такой момент, как нарушение правил службы. Д.М.Овсянко определяет ответственность как применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке75. По мнению Д.Н.Бахраха, «дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно-правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения»76. Во всех приведенных дефинициях основанием дисциплинарной ответственности признается совершение дисциплинарного проступка.

Таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами77.

Правовые основы дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов регламентируются Указом Президента РФ от 1 6 ноября 1998 года №_1396 «Об утверждении дисциплинарного устава таможенной  
службы Российской Федерации» Ф3 «О службе в таможенных органах РФ», «Об основах государственной службы РФ», Трудового Кодекса РФ. Он распространяется на всех сотрудников таможенных органов и определяет сущность служебной дисциплины, права и обязанности начальников таможенных органов, порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

Служебная дисциплина основывается на соблюдении каждым сотрудником Конституции  и законодательства РФ, на сознательном исполнении служебного долга, а также  на личной ответственности сотрудников  за экономическую безопасность Российской Федерации. Каждый сотрудник таможенного органа должен строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, порядка работы со служебной информацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения при исполнении своих должностных обязанностей, а также поддерживать необходимый для исполнения своих должностных обязанностей уровень квалификации.

Приказ по службе сотрудник  получает, как правило, от своего непосредственного  начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник  обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника. Начальник должен всесторонне оценить обстановку и наметить меры по выполнению приказа. Он несет ответственность за соответствие приказа нормам действующего законодательства. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник. Сотрудник в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику таможенного органа. Если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает этот приказ, сотрудник обязан его исполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несет подтвердивший этот приказ начальник.

Нарушение служебной  дисциплины (дисциплинарный проступок) — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных  на него должностных обязанностей. Дисциплинарное правонарушение, как и любое другое, характеризуется составом, включающим четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объектом дисциплинарного проступка является то, на что он направлен, а именно, должностные обязанности сотрудника, права и свободы граждан, публично-правовые интересы, правила внутреннего трудового распорядка и т.д. Объективная сторона — это деяние, выраженное в форме действия либо бездействия. При характеристике дисциплинарного правонарушения обязательно выявление причинной связи между совершенном проступком и его вредными последствиями, а также времени, места, условий и способов его совершения. Субъект дисциплинарного правонарушения — сотрудник таможенного органа, принятый на службу на условиях контракта. Субъективная сторона — есть психическое отношение лица к содеянному, т.е. вина сотрудника. Она может быть умышленной и неосторожной.

За нарушение законодательства Российской Федерации о службе iз  таможенных органах, несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников таможенных органов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации78.

К грубым нарушениям служебной дисциплины относятся79:

- невыполнение отдельных  должностных обязанностей (обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных и федеральных законов; выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными по службе сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан);

Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория