Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.
Мотив незаконного экспорта предметов данного преступления не включен в число обязательных признаков субъективной стороны и на квалификацию содеянного по ст. 189 УК не влияет. Установление корыстного мотива или иной личной заинтересованности требует дополнительной квалификации данного деяния по ч.2 ст. 183 УК, если соответствующим действиями причинен крупный ущерб, а сведения составляли коммерческую тайну.
Субъектом рассматриваемого преступления является руководитель организации, осуществляющей военно-технической сотрудничество с иностранными государствами, а также иное лицо, в силу своей компетенции принимающее окончательное решение о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, попадающих под действие экспортного контроля.
Рассматриваемое преступление следует ограничивать от контрабанды.
В отличие от контрабанды,
предусматривающей
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, попадающих под специальный экспортный контроль, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные организованной группой, которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет, со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до пять лет либо без такового.
Если такое деяние
совершается по неосторожности, то
уголовная ответственность
Ответственность за невозвращение на
территорию Российской Федерации предметов
художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации
и зарубежных стран, если такое возвращение
является обязательным, предусмотрена
ст. 190 УК. Общественная опасность рассматриваемого
преступления заключается в том, что в
результате невозвращения в установленный
срок на территорию Российской Федерации
предметов художественного, исторического
и археологического достояния народов
России и зарубежных стран, временно вывезенных
на законных основаниях за ее пределы,
создается реальная угроза их утраты.
Предметы художественного,
исторического и
Объектом преступления
является установленный
Объективная сторона
этого преступления выражается в
нарушении обязательного
Особенности порядка перемещения культурных ценностей, музейных предметов и коллекций, в том числе в случае их временного вывоза, определяются Законом РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, а также Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”.
Субъектами временного вывоза культурных ценностей могут быть как физические, так и юридические лица - музеи, архивы, библиотеки и др.
Предметом временного вывоза являются следующие категории культурных ценностей:
1) движимые предметы,
независимо от времени их
2) культурные ценности,
постоянно хранящиеся в
муниципальных музеях, архивах, библиотеках,
других государственных хранилищах культурных
ценностей Российской Федерации;
3) культурные ценности, созданные более 100 лет назад;
4) иные культурные
ценности, за исключением предметов,
представляющих историческую, художественную,
научную или иную культурную ценность
и отнесенные в соответствии с действующим
законодательством к особо ценным объектам
культурного наследия народов Российской Федерации,
независимо от времени их создания44.
Не подлежат вывозу из Российской Федерации движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценности отнесенные в соответствии с законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Вывоз таких культурных ценностей, например, с сокрытием от таможенного контроля, совершенный виновным с целью безвозмездного изъятия и обращения их в свою пользу других лиц, должен квалифицироваться по совокупности: как контрабанда ( ч.2 ст. 188 УК) и как хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК). В 2003 году, по данным ГТК России, по фактам контрабанды культурных ценностей возбуждено свыше ста уголовных дел, изъято более девяти тысяч предметов изобразительного искусства и религиозного культа, старопечатных и редких книг, филателистических материалов и предметов нумизматики. В первом полугодии 2004 года благодаря усилиям таможенников был предотвращен вывоз из страны еще 716 предметов, представляющих культурно-историческую ценность. Всего же за последние восемь лет таможенными органами России задержано более 50 тыс. предметов, представляющих культурную ценность45.
С объективной стороны преступление заключается в невозвращении в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов культурного достояния народов России и зарубежных стран. Уголовная ответственность по ст. 190 УК за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, может иметь место при условии, что такое возвращение было обязательным в соответствии с законодательством страны.
Оконченным преступление считается с момента истечения срока, на который указанные в ст. 1 90 УК предметы вывозились за пределы Российской Федерации, и отказа без уважительных причин возвратить их на ее территорию.
С субъективной стороны преступление предполагает вину в форме прямого умысла. Невозвращение подлежащих возврату на территорию РФ предметов, перечисленных в ст. 190 УК по небрежности или вследствие легкомыслия уголовной ответственности не влечет, В этом случае должна наступать гражданско-правовая ответственность.
Субъектом преступления могут быть собственник культурных ценностей, а также представители юридического или физического лица-собственника культурных ценностей, которые не выполнили условия договора с уполномоченными органами о своевременном возвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического или археологического достояния народов России или зарубежных стран.
Невозвращение из-за границы
в установленный срок предметов
художественного. Исторического и
археологического достояния и их
последующее присвоение или растрата
представителем юридического или ф изического лица-владельца этих предметов
должно быть квалифицировано по совокупности
преступлений ст. 190 УК и ч.2 ст. 160 УК.
Неисполнение обязанности по возвращению
на территорию Российской Федерации культурных
ценностей в установленные сроки, если
такое возвращение является обязательным,
образует состав преступления, ответственность
за которое предусмотрена ст. 1 90 УК, и наказывается
лишением свободы на срок до восьми лет
со штрафом в размере до одного миллиона
рублей или в размере заработанной платы
или иного дохода осужденного за период
до пяти лет либо без такового.
Преступление, выражающееся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК), посягает на установленный законом порядок осуществления валютных операций, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.
Субъектом преступления является руководитель организации.
Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере, во-первых, находится за границей, а во-вторых, не была по его вине перечислена на счет в уполномоченный банк, несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством такое перечисление обязательно.
Объект рассматриваемого преступления — общественные отношения, обеспечивающие стабильности валютного рынка, финансовые, в том числе бюджетные интересы государства, т.е. порядок осуществления валютных операций.
Так, например, все предприятия независимо от форм собственности должны осуществлять обязательную продажу 30% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке России.
Предметом данного преступления являются «средства в иностранной валюте» — полученная предприятиями (организациями) — резидентами иностранная валюта, т.е. денежные знаки в виде банкиот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или в группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, подлежащие обмену денежные знака, средства на счетах, выраженные в денежных единицах иностранных государств или в международных или в расчетных единицах, подлежащие обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках, если иное не установлено ЦБ РФ.
Криминализация данного правонарушения объясняется прежде всего тем негативным влиянием, которое оказывает невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте на ее экономическую безопасность. По экспертным оценкам до 1994 года, величина невозвращаемой в Российскую Федерацию валютной выручки доходила до 60% от всего стоимостного объема отечественного экспорта.
Объективная стороной данного преступления является невозвращение на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке или иному управомоченному субъекту в установленные сроки путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п. Необходимы условия: 1) крупный размер деяния, 2) нахождение таких средств за границей, 3) обязательность перечисления таких средств на счет (счета) в уполномоченный банк РФ. Крупный размер невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте: составляет сумму, превышающую пять миллионов рублей.
Рассматриваемое деяние может выражаться:
- в незачислении валютной
выручки от экспорта товаров
по внешнеторговым сделкам,
- в невозвращении денежных
средств, перечисленных за
- в незачислении валютной
выручки от экспорта товаров
по внешнеторговым сделкам,
Обязанность по возвращению средств в иностранной валюте предусматривается действующими нормативно-правовыми актами. Так, п.9 ст. 1 Закона о валютном регулировании устанавливает, что переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций допускаются на срок не более 90 дней. Исключение составляют случаи, когда ЦБ РФ предоставляет отсрочку платежей по таким операциям46.
Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.
Субъективная сторона невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте характеризуется виной в форме прямого умысла. Цели и мотивы такого невозвращения на квалификацию содеянного по ст. 193 УК не влияют, хотя могут быть учтены в качестве смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств.
Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория