Юридическая ответственность как юридическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

15) культурные ценности. Список приведен в Законе РФ от 15.04.1993 № 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”.

Объективная сторона  характеризуется перемещением через  таможенную границу РФ в крупном  размере товаров и иных предметов. Как следует из диспозиции ст. 1 88 УК, контрабанда может быть совершена несколькими способами, а именно: перемещением товаров помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов либо средств таможенной идентификации, а также перемещением недекларированных или недостоверно декларированных товаров.

Субъектом контрабанды  является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (гражданин Российской Федерации, иностранец, лицо без гражданства или имеющее двойное гражданство). Субъектами данного преступления могут быть также должностные лица (прежде всего сотрудники таможенных органов), лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля, перечисленные в ст. 188 Таможенного кодекса РФ (далее ТК), а также лица, уполномоченные для перемещения через таможенную границу Российской Федерации отдельных видов товаров и транспортных средств, освобожденные от определенных форм таможенного контроля.

С субъективной стороны контрабанда характеризуется виной в форме прямого умысла (согласно ст.24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК). Это означает, что лицо осознает, что совершает преступление, предвидит возможность или неизбежность наступления вреда охраняемым законом интересам и желает наступления неправомерных последствий.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание  усиливается до лишения свободы  на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.  
Такими обстоятельствами являются:

- совершение контрабанды  должностным лицом с использованием  своего служебного положения;

- совершение контрабанды  с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Допустим, работник таможенной службы за взятку не заметил» партию наркотиков. Содеянное содержит признаки трех составов преступлений; ч.2 ст.188 УК, ч.3 ст.188 УК, ст.285 УК.

Наиболее опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой. Преступление признается совершенным  организованной группой, если оно совершено  устойчивой группой лиц, заранее  объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть З ст.35 УК). В соответствии с частью 4 ст. 188 УК такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Результаты изучения практики показывают, во-первых, что  санкция ч.1 ст. 188 УК, предусматривающая наказание только в виде лишения свободы, практически не действует, поскольку чаще всего к виновным применяется условное осуждение. По данным, за 2000 год реальное наказание в виде лишения свободы за контрабанду без квалифицирующих признаков назначалось только каждому десятому осужденному41. Однако следует отметить, что условное осуждение возможно, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания. При назначении условного осуждения суд должен учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Анализ же судебной практики показывает, что в качестве оснований применения условного наказания судами, как правило, учитываются следующие обстоятельства: совершенное преступление не является тяжким; отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание; наличие малолетних детей; совершение преступления впервые (как обстоятельство, характеризующее личность подсудимого); признание своей вины; положительная характеристика виновного.

Следует также отметить, что суды не всегда при вынесении приговора учитывают отягчающие обстоятельства, в частности, совершение контрабанды по предварительному сговору группой лиц.  
В судебной практике существуют затруднения относительно установления стадии оконченного преступления при контрабанде. Состав этого преступления описан в ст. 188 УК как формальный, так как в ее диспозиции не указаны общественно опасные последствия. При ознакомлении с делами, связанными с контрабандой, привлекает внимание различное толкование понятия совершенного преступления. Определенные трудности возникают у судов при решении вопроса: является ли деяние оконченным, когда лицо задержано с недекларированным товаром или валютой, которые оно пыталось вывезти с территории Российской Федерации? При попытке переместить товар в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации действия подсудимых в одних случаях квалифицируются как оконченное преступление, в других - как покушение на контрабанду.

В статье «Российской Юстиции» судья В.Соболев и помощник прокурора С.Душкин рассматривают эту проблему на примере конкретных дел по контрабанде и разные решения суда по этим делам42. Так, С. при вылете за границу скрыл от таможенного контроля 3600 долл. США под обложкой записной книжки и 3200 долл. США в правом внутреннем кармане брюк. При проведении таможенного контроля доллары у него были обнаружены и изъяты. Советским районным судом г. Краснодара действия С. квалифицированы как покушение на перемещение валюты в крупном размере.

Так же были квалифицированы  действия Р., который при прохождении таможенного контроля в аэропорту г. Сочи не задекларировал и скрыл в сумке 14 300 долл. США и 23 476 тыс. неденоминированных руб., однако валюта была обнаружена работниками таможни. Иную позицию занял Ленинский районный суд г. Новороссийска при квалификации аналогичных действий К., который при прохождении таможенного контроля в аэропорту г. Анапы также не задекларировал и умышленно скрыл во внутреннем кармане куртки валюту в сумме 3450 долл. США. Однако валюта была у него обнаружена при прохождении таможенного контроля. В данном случае действия подсудимого квалифицированы как оконченное преступление.

Различное толкование стадии совершения контрабанды свидетельствует  об отсутствии единой судебной практики. Полагаю, что это связано с  недостаточно четкой обрисовкой в законе момента окончания данного преступления.

Во всех случаях вывоза товаров для констатации перемещения  предметов контрабанды через  таможенную границу Российской Федерации  закон не требует ее фактического пересечения. На наш взгляд, подача декларации или совершение виновным иных действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти товары, фактически есть не что иное, как покушение на пересечение в целях контрабанды таможенной границы. Однако с позиции требований закона подобные действия уже образуют оконченное преступление. Иными словами, при вывозе предметов контрабанды момент окончания преступления переносится на более раннюю стадию развития умышленной деятельности, и это дает основания рассматривать именно данную разновидность контрабанды как “усеченный” состав преступления.

Представляется необходимым  предложить решение данной проблемы, прежде всего, в разъяснении Верховного Суда РФ о разграничении стадий контрабанды. В будущем, по всей видимости, законодателю придется уточнить и редакцию диспозиции ст. 188 УК.

В ходе таможенного досмотра пассажир А., вылетающий самолетом по маршруту Краснодар-Бейрут, предъявил  к досмотру 1 700 долл. США, предварительно лично заполнив на указанную сумму  таможенную декларацию. На неоднократные вопросы о наличии у него незадекларированной валюты отвечал, что таковой не имеется. При этом у него в кроссовках под стельками и в кошельке, висящем на шее, была спрятана незадекларированная валюта в крупном размере. После предложения пройти в кабинет для личного досмотра он вынужден был выдать работникам таможни спрятанную валюту. Суд признал, что А. добровольно отказался от преступления путем выдачи незадекларированной валюты, и постановил оправдательный приговор.

Оправдывая подсудимого, суд не учел, что незадекларированную валюту А. спрятал в заранее приготовленные места, на вопросы работников таможни о наличии у него незадекларированных ценностей и валюты отвечал отрицательно. Все эти обстоятельства свидетельствуют о наличии прямого умысла на совершение контрабанды, однако преступление не было доведено до конца по независящим от виновного обстоятельствам.

Передав инспектору таможни  декларацию, А. совершил действие, направленное на преступное перемещение валюты через  таможенную границу, поскольку факт передачи таможенной декларации является официальным уведомлением должностного лица, осуществляющего пропуск через границу, об отсутствии у него иной, кроме указанной в декларации, валюты.

Статьей 189 УК установлено уголовное преследование незаконного экспорта технологий, научно-технической информации, услуг, сырья,  
материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Целью этой статьи является уголовно-правовая охрана порядка осуществления экспорта объектов интеллектуальной собственности, услуг, сырья, материалов и оборудования, имеющих особое значение для поддержания обороноспособности государства и международной безопасности, охраны жизни и здоровья населения, а также соблюдения международно-правовых обязательств Российской Федерации, законных прав и интересов Российской Федерации.

Данное преступление посягает на установленный порядок  осуществления внешнеторговой деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения.

Объектом преступления является порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности в сфере экспорта технологий, научно- технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Предметом преступления являются технологии (чертежи, схемы  и иная технологическая документация, оборудование, позволяющие производить  оружие массового поражения и  др.), научно-техническая информация (информация, регламентирующая безопасность производства продукции военного назначения, и др.) и услуги (консультирование, проектирование, обучение специалистов, наладка оборудования, проведение экспертиз и др.), которые используются или могут быть использованы (так называемые технологии и услуги двойного применения) при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

В соответствии с п.8 ст.1 Федерального закона от 25.06.1998 №92-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» к предметам рассматриваемого преступления отнесены также сырье, материалы и оборудование, используемые при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Уголовная ответственность по ст. 189 УК наступает лишь в тех случаях, когда в отношении предмета рассматриваемого преступления установлен специальный экспортный контроль, запрещающий или ограничивающий вывоз за границу отдельных видов технологий, технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования.

Система экспортного  контроля - это совокупность мер  по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового поражения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Номенклатура подпадающих  под экспортный контроль товаров (в  том числе технологий, научно-технической информации и услуг), которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового поражения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми Указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства РФ. В качестве примеров можно привести Указы Президента Российской Федерации от 16.08.1996 № 1194 “О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия” и от 26.08. 1996 № 1268 “О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения”.

С объективной стороны  преступление заключается в незаконном экспорте, т.е. вывозе за границу в  нарушение законодательства технологий и иных предметов данного преступления. Преступление считается оконченным с момента совершения общественно опасных действий (передачи технологий или научно - технической информации, выполнения соответствующих услуг). Наступления преступных последствий не требуется.

С субъективной стороны  преступление характеризуется виной  в форме прямого умысла. Лицо сознает, что осуществляет незаконный экспорт  технологий, научно-технической информации или услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, и желает совершить такое деяние.

Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория