Юридическая ответственность как юридическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

- осуществления внешнеэкономической  деятельности не менее трех  лет;

- отсутствия на день обращения  в таможенный орган вступивших  в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренного ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 КоАП;

- наличия письменного обязательства  лица, претендующего на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять эти сведения со сведениями, представленными таможенным органам при таможенном оформлении товаров.

Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, как указывалось, являются заявление и документы  плательщика таможенных платежей, представленные в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или в определяемые им иные таможенные органы. Документы должны свидетельствовать о следующем:

- плательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- имела место задержка  этому лицу финансирования из  федерального бюджета или оплаты  выполненного этим лицом государственного заказа;

- товары, перемещаемые  через таможенную границу, по  которым испрошены отсрочка или  рассрочка платежей, являются быстро портящимися;

- плательщик осуществляет  поставки по межправительственным соглашениям.

Недобросовестные участники  внешнеэкономической деятельности ( руководители и работники юридических  лиц) используют эти положения ТК в целях создания условий для  совершения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, добиваясь для своих юридических лиц применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления либо отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей. Такие действия при совершении контрабанды и уклонении от уплаты таможенных платежей должны рассматриваться как приготовление к этим преступлениям (ст. 30 УК).

Уголовная ответственность, как известно, наступает лишь за приготовление к тяжкому или  особо тяжкому преступлениям (п.2 ст.30 УК). Следовательно, за приготовление к осуществлению контрабанды могут привлекаться к уголовной ответственности лишь лица, в действиях которых усматривается приготовление к преступлению, предусмотренному ч.2-4 ст. 188 УК.

Вместе с тем, если имело место оконченное преступление, предусмотренное ст. 188 и (или) ст. 194 УК, а лица, создававшие условия для совершения этих преступлений, находились в предварительном сговоре с организаторами и исполнителями контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, то они должны признаваться в качестве соучастников упомянутых преступлений.

Прерванное помимо воли правонарушителей приготовление к  контрабанде и (или) к уклонению  от уплаты таможенных платежей (ч. 1 ст. 1 88 и ст. 194 УК) до начала исполнения состава одного их этих преступлений может влечь за собой уголовную ответственность лишь в тех случаях, когда лица, создававшие условия для совершения этих преступлений, совершали фальсификацию документов и представляли подложные документы в таможенные органы для получения на основании этих подложных документов разрешений последних на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, рассрочек и отсрочек таможенных платежей, на оформление товаров в упрощенном виде и в первоочередном порядке и т.д. (В таких случаях возможна квалификация действий правонарушителей по ст. 327 УК).

Как упоминалось, одним  из характерных способов уклонения  от уплаты таможенных платежей (ст. 1 94 УК) является совершение таких же противоправных деяний, как и деяния, предусмотренные  ч. 1 ст. 1 88 УК, т.е. когда для уклонения  от уплаты таможенных платежей совершается контрабанда товаров.

Проведенный анализ законодательства для решения вопроса о необходимости  дополнительной квалификации деяний, предусмотренных ч.1 ст. 188 УК и по ст. 194 УК, в правоприменительной практике не всегда может быть обеспечен правоохранительными органами и судом в силу особой специфики таможенных преступлений и сложности рассматриваемых ситуаций. Практические работники правоохранительных органов и судьи не всегда в состоянии правильно квалифицировать таможенные преступления по нормам УК и прибегать к дополнительной квалификации противоправных деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, по ст. 194 УК и другим статьям УК. Значит, при квалификации таможенных преступлений ошибки весьма вероятны. Каким же образом их можно избежать?

Представляется, что данную проблему можно решить путем совершенствования уголовного законодательства - внесения изменений и дополнений в диспозиции ч.1 ст. 188 и ст.194 УК. Речь идет о необходимости объединения противоправных деяний с обычными товарами, предусмотренных ч.1 ст.188 УК, и противоправных деяний, предусмотренных ст. 194 УК, в диспозиции одной нормы УК. Из нормы ст.188 УК возможно в законодательном порядке исключение ч. 1 и перенос ее в диспозицию нормы ст. 194 УК с существенной переработкой последней.

Из всего рассмотренного выше, можно  выделить особенности составов таможенных преступлений. Прежде всего все они являются бланкетными нормами. Это означает, что для уяснения их содержания помимо УК необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов: ТК, КоАП, Закону РФ. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Указу Президента РФ «О реализации предметов антиквариата и создании специального уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей», Приказу Центробанка РФ от 24 апреля 1996 г. «Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в России некоторых видов валютных операций», Закону РФ «о таможенном тарифе», Закону РФ «Об оружии», Законам РФ «О валютном регулировании в РФ», «Об акцизах» и т.д.

Другой особенностью таможенных преступлений является то, что все они направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах деятельности. Так, контрабанда посягает на деятельность таможенных органов по обеспечению перемещения товаров, ценностей и транспортных средств через таможенную границу и обеспечению внесения в бюджет таможенных пошлин и сборов. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягает на отношения, контролирующие выполнение международных обязательств в отношении оружия массового поражения. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, невозвращение средств в иностранной валюте посягает на таможенные отношения, регулирующие деятельность в связи с ввозом и вывозом предметов достояния России и зарубежных стран и иностранной валюты. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, причиняет ущерб отношениям в сфере таможенного регулирования и взимания таможенных платежей и пошлин.  
Следовательно, еще одной особенностью таможенных преступлений является то, что все они причиняют значительный вред деятельности таможенных органов. Этот момент отличает таможенные преступления от таможенных проступков.

Кроме того, особенностью таможенных преступлений является их многообъектность. Так, почти в каждом составе таможенного преступления, кроме названных выше, объектами могут быть и общественная безопасность, и здоровье населения, и экономическая безопасность, и государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров, и интересы культуры.

Для таможенных преступлений характерно то, что они совершаются с прямым умыслом. Так, при контрабанде на умышленный характер деяний указывают сами способы совершения контрабанды: сокрытие от таможенных органов, перемещение помимо таможенных органов, обманное использование документов или средств таможенной идентификации, недекларирование того, что требуется задекларировать, недостоверное декларирование и т.д. На умышленную форму вины при невозвращение на территорию Российской Федерации предметов достояния или иностранной валюты указывает то, что виновный осознает обязательный характер возвращения предметов народного достояния или валюты на территорию Российского государства. В этих и других случаях психическое отношение лица к содеянному выражается в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он нарушает перечисленные запреты, осознает характер преступных последствий и желает совершить перечисленные нарушения.  
Субъекты таможенных преступлений, как видно из закона, весьма разнообразны. Ими могут быть физические и должностные лица (ст. 188, 190 УК), лица, принимающие в силу своей компетенции окончательное решение о незаконном экспорте (ст. 1 89 УК), а также руководители организаций, обязанные перечислять (контролировать перечисление) средства в иностранной валюте на счет в уполномоченный банк из-за границы (ст. 193 УК).  
И, наконец, особенностью таможенных преступлений является то, что большая часть составов преступлений совершается путем бездействия:  
невозвращение (ст. 190,193 УК), либо неуплата (ст. 194 УК).

 

 
 

2.3.Административная ответственность.

В литературе предлагаются разные определения административной ответственности. Б.М.Лазарев, например, полагал, что в большинстве случаев  вред от каждого из установленных  административном правом нарушений  не настолько велик, чтобы нужно  было предусмотреть уголовную ответственность. для подобны случаев государство учредило административную ответственность перед государством, которая менее сурова, чем уголовная47. Д.Н.Бахрах отмечает: «Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, которому присуще все признаки последней.

Специфика административной ответственности проявляется в  том, что ее основания возникают  в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и применяется она, как  правило, во внесудебном порядке, в рамках административно-процессуального законодательства. В науке административного права48 отличительными признаками административной ответственности принято считать: фактическое основание — административный проступок и меры административной ответственности.

Анализ исследований ряда работ по вопросам понятия административного  принуждения показал, что большинство  авторов указывают на невозможность  отождествления понятия «административная ответственность» и «административное принуждение» Административная ответственность является одним из видов административного принуждения. За совершение административного проступка следует административная ответственность в виде различных мер административных взысканий. Причем большинство ученых указывают на то, что «мерами административной ответственности могут быть только административные49 взыскания».

Таким образом, административная ответственность как часть административного  принуждения проявляется в применении уполномоченными на то органами в установленном порядке мер административного наказания, к лицу, совершившему АП.  
Важнейшим институтом таможенно-правовой ответственности является административная ответственность. Современная правовая наука признает три основания административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) состав административного правонарушения — фактическое основание; 3) постановление, акт соответствующего должностного лица органа исполнительной власти или судьи о применении конкретного наказания в отношении конкретного правонарушителя — процессуальное основание50. Действующие в настоящее время ТК, Закон о таможенном тарифе — это одни из первых по-настоящему рыночных законов в таможенной сфере. При принятии указанных нормативных актов были учтены несколько десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной организации, ГАТТ/ВТО, приняты во внимание положения Таможенного кодекса Европейского Союза.

АП в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. В соответствии с КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные  последствия и желало наступления  таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Основными объектами  нарушения таможенных правил являются:

- порядок перемещения  товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств,  
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- порядок таможенного  оформления товаров и транспортных  средств,  
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- порядок обложения  товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

- порядок предоставления  в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.

Отдельные деяния могут  посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.

Объективная сторона НТП определяется в каждом случае диспозицией конкретной статьи КоАП, ТК РФ. Она может выражаться как в действии (незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу), так и в бездействии (недекларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу).  
Непосредственными объектами НТП являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в ст. 18 ТК РФ, в соответствии с которой под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством - имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.

Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория