Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.
- утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения грузов через границу, а также имущества, задержанного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;
- прогул (в том числе
отсутствие сотрудника на
- появление на службе
в нетрезвом состоянии, в
- несоблюдение ограничений, установленных Законом о службе в таможенных органах РФ.
Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка. За это сотрудник может быть уволен с таможенной службы. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с выяснением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ от дачи объяснений не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания, если факт такого отказа подтвержден актом. Привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности осуществляется, как правило, по результатам служебной проверки, назначаемой начальником таможенного органа.
Задачами служебной проверки являются: установление
обстоятельств, причин и условий совершения
проступка; установление конкретного
сотрудника, совершившего проступок, и
других причастных к его совершению лиц;
определение степени виновности лица;
выработка предложений о мере дисциплинарной
или иной ответственности сотрудника,
совершившего проступок; внесение рекомендаций
по организации и проведению мероприятий
предупредительно-
Проверка должна быть начата не позднее
трех дней с момента получения соответствующей
информации и закончена, как правило, не
позднее двадцати дней со дня ее назначения.
В отдельных случаях срок проведения проверки
на основании приказа начальника таможенного
органа может быть продлен, но не долее
чем на один месяц. Сотрудник, совершивший
проступок, может быть временно отстранен
от исполнения своих служебных обязанностей.
По завершению служебной проверки составляется
заключение об ее результатах, в котором,
в частности, излагаются предложения о
мерах ответственности виновного сотрудника.
Выбор конкретной меры дисциплинарного
взыскания осуществляет начальник таможенного
органа, пользующийся правом приема и
увольнения сотрудников. Он должен учитывать
степень тяжести совершенного проступка,
обстоятельства, при которых он совершен,
наступившие последствия, а также предшествующую
службу и поведение сотрудника. Заключение
утверждается начальником таможенного
органа.
На виновных могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания80:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
- увольнение.
В случае нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания начальник таможенного органа может ограничиться мерами социально- психологического характера (разъяснение, внушение, предупреждение и т.д.). В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения, предусмотренные Дисциплинарным уставом, к сотруднику не применяется, за исключением досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
Применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством РФ. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке. дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности — позднее двух лет со дня совершения проступка.
В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.
Вышестоящий руководитель имеет право отменить, смягчить или усилить (в пределах представленных ему прав) дисциплинарное взыскание, если найдет, что взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка. Работник может в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении взыскания обжаловать это взыскание. Обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении взыскания.
Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его наложения. В этот период к сотруднику не могут применяться меры поощрения, за исключением досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Решение об это принимает начальник таможенного органа на основании положительного поведения виновного лица. По истечении года со дня наложения взыскания сотрудник считается не’ имеющим его, если в данный период он вновь не привлекался к дисциплинарной ответственности.
В случае выявления в действиях сотрудника признаков преступления, начальник таможенного органа передает материалы дела в органы прокуратуры, дознания или предварительного следствия. При привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности он может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины. Увольнение в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда осуществляется по инициативе начальника таможенного органа.
Основными причинами совершения правонарушений являются:
- личная недисциплинированность
и халатность отдельных
- недостаточный контроль за исполнением служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов со стороны руководителей подразделений и руководителей отдельных таможен региона, их низкая требовательность и непринятие решительных мер по пресечению нарушений;
- текучесть кадров, слабое знание должностными лицами таможенных органов Российского законодательства, руководящих документов ФТС России, должностных инструкций.
Наряду с вышеперечисленными,
существуют и другие причины, оказывающие
неблагоприятное влияние на состояние морально- психологического
климата и как следствие, на состояние
служебной дисциплины и правопорядка
в таможенных органах:
- низкий уровень денежного содержания
и, как следствие, нежелание поступления
на службу в таможенные органы наиболее
образованных, квалифицированных граждан;
- снижение престижа таможенной службы
как вида профессиональной деятельности
ввиду несоответствия социального и правового
положения должностных лиц таможенных
органов степени возлагаемой на них ответственности.
Основные нарушения дисциплины:
1. Ненадлежащее исполнение требований Конституции РФ и федеральных законов и указов Президента;
2. Ненадлежащее исполнение
приказов и распоряжений
3. Разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан;
4. Утрата должностным лицом документов, представляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного контроля;
5. Прогул — отсутствие должностного лица (работника) на службе (работе) более четырех часов, в течение установленного ежедневного служебного (рабочего времени) без уважительных причин;
6. Появление на службе (работе) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
7. Несоблюдение ограничений, установленных ст.7 Ф3 «О службе в таможенных органах РФ», ст. 11 Ф3 «Об основах государственной службы в РФ».
Объявлено взысканий -232, из них:
Замечание — 128; выговор — 88; строгий выговор — 11; предупреждение о неполном служебном соответствии – 1.
Увольнение из таможенных органов.
Всего уволено по отрицательным мотивам, из них:
- за систематическое
нарушение служебной
Процент пораженности нарушениями
дисциплины по отношению к фактической
численности -3,89; количество должностных
лиц, задержанных другими правоохран
Одной из проблем в
Целевой программе развития таможенной
службы указана проблема предотвращения коррупции
в таможенных органах. В этой связи будет
реализовываться «комплекс предупредительно-
Глава 3. Проблемы привлечения к ответственности за таможенные правонарушения на современном этапе.
Мы переживаем сегодня качественно новый этап развития таможенной службы России, основа которого заложена в изменившемся коренным образом таможенном законодательстве. И не только таможенном. За последнее время кроме нового кодекса принят целый ряд других важных законов. Напрямую затрагивающих внешне торговую сферу, таких как Федеральный закон «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О техническом регулировании», «О валютном регулировании и валютном контроле».
Таможенное регулирование
становится одним из важнейших инструментов
улучшения эффективности
Необходимо остановиться на некоторых проблемах, с которыми непосредственно сталкиваются достаточно часто таможенники при решении дел о таможенных правонарушениях и с учетом своей практической работы в таможенных органах и на основании действующих нормативных, ведомственных актов решения некоторых актуальных проблем.
Необходимы разъяснения Верховного Суда РФ о разграничении стадий контрабанды, решение вопроса о необходимости дополнительной квалификации деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ и по ст. 194 УК, т.к. одним из характерных способов уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) является совершение таких же противоправных деяний, как и деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 188 УК РФ, т.е. когда для уклонения от уплаты таможенных платежей совершается контрабанда товаров.
Другая важная проблема - это рост количества обращений физических и юридических лиц в суды с заявлениями (жалобами) на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц по различным вопросам их деятельности в суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Много актов обращений участников ВЭД во все инстанции таможенных органов, начиная с региональных таможенных управлений и заканчивая ФТС. Основные направления, по которым идут жалобы, это, как правило, вопросы, связанные с привлечением таможенными органами физических и юридических лиц к административной ответственности за совершение таможенных нарушений. Это также применение таможенными органами обеспечительных мер, изъятие, арест, реализация при производстве по делам о нарушении таможенных правил. Обращает на себя внимание обжалование решений должностных лиц при отказе приеме ГТД, при запрете выпуска товаров, при нарушении срока выпуска товаров, непринятии таможенными органами кода товаров, классификации товаров, связанных с определением таможенной стоимости, и так далее. Это абсолютно нормальная живая практика. Таможенные органы стараются реагировать на жалобы в части действий и бездействия таможенных органов достаточно взыскательно, не исходя из позиции защиты ведомственных интересов. В 2004 году уже в рамках действия нового ТК наибольшее число жалоб связано с исчислением и взиманием таможенных платежей - это почти 50% от общего числа жалоб. Региональными таможенными управлениями сегодня удовлетворяется треть этих жалоб, в частности на решения по вопросам таможенной стоимости. И 27% жалоб - на решения при определении кодов товаров. На уровне ФТС России есть специальная служба, которая занимается рассмотрением жалоб. Удовлетворяются жалобы по таможенной стоимости в 82% случаев, а по коду товаров - в 33%. Из числа рассмотренных жалоб, в частности на отказ в принятии декларации, на запрос дополнительных документов, необходимых для выпуска, и на нарушения сроков проверки декларации, удовлетворяется примерно 30%82.
Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория