Юридическая ответственность как юридическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что за последнее десятилетие резко активизировалась внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации, в связи с чем повысился интерес к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а так же проблемам развития таможенного права, возросла роль таможенных органов как обеспечивающих экономические интересы государства. Практическая деятельность таможенников показывает, что при привлечении к ответственности в таможенном деле возникают проблемы, в основе которых лежат недостаточные разработанность понятийно-нормативного аппарата и современная классификация конкретных юридических случаев.

Файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

Для уменьшения числа обращений физических и юридических лиц в суды за защитой своих нарушенных прав и интересов таможенным органам необходимо вести работу по следующим направлениям:

1. Прежде всего, нужно на уровне каждого таможенного органа исключить причины возникновения споров между таможенными органами и юридическими (физическими) лицами, вынуждающие заявителей обращаться в судебные органы. А ими являются неправомерные решения, действия (бездействие) таможенных органов и должностных лиц, принимаемые, совершаемые (не совершаемые) последними в ходе реализации возложенных на таможенные органы функций. Поэтому следует делать все для того, чтобы такие причины не возникали, а если они все-таки возникли, то прилагать максимум усилий, основанных на нормах права, включая положения главы 7 ТК, для разрешения возникших спорных вопросов в досудебном порядке. Из каждого проигранного дела таможенными органами и их должностными лицами должны делаться соответствующие выводы. Необходимо исправлять собственные ошибки и недостатки — с одной стороны, а с другой - принимать все меры по недопущению в будущем отрицательной для таможенных органов судебной практики.

2. Таможенным органам следует активнее влиять на формирование судебной практики, добиваться единообразного понимания сути норм таможенного законодательства как судами, органами прокуратуры, участниками ВЭД, физическими лицами, так и таможенными органами и их должностными лицами. Для этого следует активизировать взаимодействие таможенных органов судами разных уровней. В повседневную практику работы каждого таможенного органа должны войти рабочие встречи, обсуждения с судьями по возникающим в правоприменительной практике вопросам при рассмотрении конкретных дел с участием таможенных органов, организация и проведение совместных семинаров в целях разъяснения позиции таможенных органов по применению таможенного законодательства РФ.

3. Также необходимо повышать уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов и предоставлять наиболее квалифицированным и компетентным должностным лицам право защищать интересы таможенных органов в судах.

4. При выявлении пробелов (коллизий) в применении норм таможенного законодательства при рассмотрении судами споров с участием таможенных органов оперативно информировать об этом Правовое управление и соответствующее РТУ с изложением, по возможности, предложений по их устранению. Это будет способствовать процессу совершенствования законодательства, устранению в нем неточностей, которые вскрыла судебная практика.

5. Необходимо наладить четкое взаимодействие между таможенными органами по вопросам защиты государственных интересов как по вертикали, так и по горизонтали. Создать единое информационное поле, которое позволит таможенным органам своевременно получать необходимую информацию и единообразно применять положения таможенного законодательства при рассмотрении судебных споров, оперативно реагировать на отрицательную судебную практику.

Судебные дела с участием таможенных органов можно условно разделить на две группы:

1. возбужденные судами на основании исков (заявлений, жалоб), поданных таможенными органами;

2. возбужденные судами  по искам (заявлениям, жалобам)  физических или юридических лиц, предъявленных к таможенным органам.

Среди дел первой группы наиболее значительное место занимают дела, связанные: с взысканием таможенных платежей — 4731 дело; с административными правонарушениями, переданные таможенными органами (должностными лицами таможенных органов) на рассмотрение в суды в соответствии со статьей 23.1 КоАП России — 4133 дела, а также возникшие из гражданских правоотношений — 1893 дела.

 Во второй группе можно выделить дела: по заявлениям лиц об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности — 4666 дела (количество споров по сравнению с 2002 годом увеличилось на 66%, по искам (заявлениям, жалобам) об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц — 2224 дела; связанные с выплатой надбавки к денежному довольствию должностных лиц таможенных органов, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям — 2099 дела; по искам о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей — 491 дела; по искам о возмещении вреда (убытков), причиненных неправомерными решениями, действием (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц — 422 дела (см. таблицы 7,8)83.

С одной стороны, эта  тенденция свидетельствует о повышении роли судов в разрешении споров между властью и бизнесом, о все более возрастающей роли судебной власти, доступности правосудия. А с другой стороны, активизация форм судебной защиты, ведет к появлению и обострению ряда проблем, которые нельзя  
не учитывать в практической работе.

Судебной власти, как известно не всегда принимаются  
правильные решения. Как, например, это было при освобождении от  
таможенных пошлин различных категорий физических лиц при ввозе ими автомобилей. Сталкиваясь с судебной практикой когда по одним и тем же спорам выносятся решения разного содержания. Знакомясь с аппеляционными жалобами Самарской таможни на решения Арбитражного Суда. Анализ показал, что главным аргументом  
аппеляционных жалоб почти всегда написано, что судом «неправильно применены нормы материального права»84, судом неправильно истолкованы те или иные положения таможенного законодательства.

При этом следует отметить, что начальники таможенных органов  не всегда адекватно реагируют на судебные решения. Признание судебными органами действий (бездействия) или решений таможенных органов, либо их должностных лиц незаконными, подчас не получает должную оценку, а потом эти факты выливаются в иски к Федеральной таможенной службе России.

Основными причинами  внесения протестов и представлений прокурорами являются как нарушения процессуальных требований КоАП, допущенные должностными лицами таможенных органов при производстве по делам об административных правонарушениях, так и случаи неполноты производства по указанным делам.

Так, необходимо применять  только те меры административного и  уголовного принуждения, которые установлены  законодательством, соблюдать все правила и принципы процессуального производства, т.е. необходима высокая квалификация должностных лиц таможенных органов.

Анализ судебной практики по делам с участием таможенных органов  показывает, что основными причинами  проигрышей таможенными органами судебных дел являются:

- допущенные должностными  лицами таможенных органов нарушения  норм материального и процессуального законодательства, в том числе и таможенного, при производстве по делам об административных правонарушениях; в ходе проведения таможенного оформления и таможенного контроля, в большинстве случаев из-за низкого уровня знаний указанных норм;

- формальный подход к исполнению должностных обязанностей должностных лиц таможенных органов при осуществлении возложенных на таможенные органы функций в области таможенного дела, а также при защите государственных интересов в суде;

- неверное толкование  и применение судами норм материального и процессуального права, норм таможенного законодательства, в ряде случаев и формальный подход судебных инстанций к рассмотрению конкретных споров;

- недостаточное знание  судьями таможенного законодательства.  
Изменить такое положение дел в лучшую для таможенных органов сторону можно только в случае, если:

1. Нарушения законодательства не будут совершаться со стороны самих таможенных органов и их должностных лиц.

2. Итоги каждого проигранного судебного процесса и судебные акты по нему будут анализироваться руководством таможенного органа совместно с правовым подразделением и структурным подразделением, решение, действие (бездействие) которого явились причиной судебного спора. По результатам проведенного анализа будут приниматься меры, направленные на устранение допущенных нарушений и их предупреждение в дальнейшем, а также на привлечение к дисциплинарной и иной ответственности виновных должностных лиц. При этом причины возникновения судебных споров будут обобщаться и доводиться до соответствующего регионального таможенного управления (РТУ) и ФТС России с целью исключения возникновения подобных случаев в других таможенных органах.

3. Внедрение в повседневную практику работы таможенных органов механизмов досудебного урегулирования споров в области таможенного дела избавит от обжалования судебных решений с использованием всех возможных стадий судебного процесса при полном понимании бесперспективности дела.

Эффективная защита государственных  интересов в судах (арбитражных  судах) по спорам с участием таможенных органов является одним из главных направлений деятельности таможенной службы, в 2008 году необходимо было добиться показателя закрепленного ФТС — сократить долю судебных решений по искам к таможенным органам, принятых не в пользу таможенных органов, по отношению к общему количеству таких дел, рассмотренных судами, до 30 процентов85

Принципиальные изменения  в таможенном регулировании, предусмотренные  ТК, обуславливают необходимость  проведения работы по обеспечению единообразного применения и понимания таможенного законодательства должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности на всей территории России86. Ведение такой работы сопряжено с оптимизацией подзаконной ведомственной нормативной базы путем систематизации и кодификации нормативных правовых актов о таможенном деле на основе ведомственного рубрикатора правовых актов, совершенствованием правового обеспечения деятельности таможенных органов, внедрением в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе предусмотренных Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999г., обеспечением транспарентности таможенного законодательства и практики его применения.

Констатируются случаи различного толкования одних и тех же норм законодательства таможенными органами, что приводит к созданию неодинаковых условий для участников ВЭД. Положения всех источников таможенного права должно быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него права и обязанности, а также действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно ч.5 ст.6 ТК, никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах таможенного дела, Если же лицам причинен вред вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов в данной области, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, государство возмещает убытки за счет казны Российской Федерации.

В связи с изменением уголовно-процессуального и административного законодательства и в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности таможенных органов, особое внимание будет уделяться обеспечению единообразного применения положений КоАП и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УИК). Необходимо проводить работу по повышению эффективности принимаемых мер, направленных на соблюдение законности и обоснованности решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов, в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности.

В связи с существенными  изменениями принципиальных позиций  УК и декриминализацией многих его  норм возникает необходимость в  обсуждении и пересмотре ряда положений КоАП.

Как известно, УК отказался  от определения штрафной ответственности в размерах, кратных минимальным размерам оплаты труда. В свое время при разработке проекта КоАП размеры административных штрафов во многих случаях “привязывались” к штрафным санкциям УК РФ. Ныне практика показывает, что размеры административных штрафов (в том числе за грубое нарушение правил остановки и парковки транспортных средств) не соответствуют тяжести содеянного. Более того, фактически вне пределов как уголовных, так и административных санкций оказались правонарушения, связанные с неосторожным причинением вреда средней тяжести здоровью граждан, в том числе при совершении дорожно-транспортных происшествий, мелкого хулиганства и т.п.

По-видимому, учитывая пограничный  характер многих административных правонарушений и преступлений, необходимо решить вопросы повышения административной ответственности за правонарушения, связанные с нанесением вреда здоровью граждан, за нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также за нарушение некоторых других правил, имеющих федеральное значение. Очевидно, предстоит сопоставить нормы ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение) с нормами ст. 158-160 УК РФ, новая редакция которых определена Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-Ф3.

В целом, на мой взгляд, возникает возможность определить суммы административных штрафов в абсолютных величинах, не привязывая их к минимальным размерам оплаты труда.

Устанавливаемые таможенные правила должны быть понятны для  бизнеса. Как известно, таможенное законодательство ни в одной развитой стране мира не является простым. Множество экономических правил, административных требований, находящихся на стыке различных правовых дисциплин — финансовой, гражданской, административной, внешнеторговой и других, требуют от юристов высочайшей квалификации в их освоении и большой работы по пропаганде таможенного законодательства, обучению таможенным правилам. Как самих таможенников, так и участников ВЭД. Информирование и консультирование, обучение, разъяснение должны стать постоянными, повседневными элементами работы правовых служб.  
Дальнейшим вектором развития российской таможенной системы должна стать унификация таможенного законодательства с общепринятыми международными нормами и правилами. Международные стандарты имеют вполне определенные юридические механизмы, которые в систематизированном виде представлены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в ее обновленной редакции 1999 года.

Информация о работе Юридическая ответственность как юридическая категория