Технологии паблик рилейшнз

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире бизнес-PR является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных видов предпринимательской деятельности.
Во многих крупных компаниях департаменты по связям с общественностью имеют такое же значение, как и отделы маркетинга. А ряд компаний добивается достижения своих целей в общении с целевыми аудиториями, прибегая только к PR-инструментам. Следует обратить внимание, что многие компании и иностранные представительства, не имея отделов рекламы и маркетинга, в то же время содержат отделы по связям с общественностью.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность паблик рилейшнз
1.1 История развития паблик рилейшнз
1.2 Цели, задачи и функции паблик рилейшнз
2. Технологии паблик рилейшнз
2.1 Классификация PR-технологий
2.2 Инструментарий паблик рилейшнз
2.3 Использование PR-технологий на общественное сознание
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Технологии паблик рилейшнз.docx

— 54.49 Кб (Скачать)

Политика  смыкается с театром, порождая свои политические перформансы, из-за того, что массовое действо должно принципиально  строиться по однотипным законам. Поэтому  близость политики и театра, реализуемая  в их борьбе за зрителя, неизбежно  будет возрастать в будущем. Политика в любой стране и в любое  время будет заимствовать наиболее эффективные способы воздействия  на аудиторию.

Невербальная  коммуникация

И в перформансах, и в любом другом виде общения  важную роль играет невербальная коммуникация. Она охватывает не только внесловесные характеристики (типа тембра, тона), но и характеристики движения, позы (добавьте сюда же тип прически, внешность, костюм). Короче, многое из того, что мы получаем, в первую очередь, по зрительным каналам. Это более древний способ воздействия, поэтому он действует и более  эффективно, и более всеохватно. Любые современные средства (и  письмо, и даже телевидение) все равно требуют специального обучения для того чтобы правильно пользоваться данным средством. Поэтому более древние способы воздействия и оказываются более сильными.

Большая доля информации передается не только вербально, но и невербально. Интонация  может мгновенно перечеркнуть слова  соболезнования или поздравления. Это  связано с тем, что мы хорошо умеем  контролировать исходящую вербальную информацию и гораздо хуже невербальную. Поэтому именно она может выдать вам истинные мысли вашего собеседника. Так, американцы, проанализировав невербальную сторону выступления высокопоставленного  китайского политика, признали, что  в его словах очень мало правды.17 Фиксируя фотоаппаратом реакцию  собеседника на переговорах, бизнесменам  удается определить до какой степени  их партнеры готовы идти на уступки  в торговой сделке. Мы должны понять, что наши жесты, мимика, позы, интонации  и другие формы дополнительной коммуникации могут рассказать о нас не меньше, чем наши слова.

В рамках вербальной коммуникации установлены  определенный дистанции, на которых  может вестись общение. Их всего  четыре:

- интимная - 0.15-0.46 м (так могут общаться  дети, родители, супруги, любовники,  близкие друзья, родственники);

- личная - 0.46-1.2 м (это общение на вечеринке,  официальном приеме, дружеском вечере);

- социальная - 1.2-3.6 м (на таком расстоянии  мы держимся от посторонних  людей);

- общественная - более 3.6 м (такая дистанция  выдерживается между оратором  и аудиторией).

Визуальный  канал также требует внимания и особой его организации, только тогда он сможет нести не просто значения, а те значения, которые  в него были заложены специалистами  по ПР. Аудитория примет сообщение  и результат будет лучше в  том случае, если это сообщение  будет написано и выверено заранее, и не будет носить случайный характер.

Речи, их написание и произнесение

Человечество  очень сильно прислушивается к вербальному  построению модели мира, очень чутко  реагируя именно на вербальные стороны  тех или иных явлений.

Речи в  этом плане являются высшим уровнем  вербальной сферы. Поэтому службы ПР забирают подготовку речей в свои руки. Речи, выступления всегда были существенным элементом социального  управления. В них проступает особая мемся сразу дополнить образ  собеседника до стереотипа, уже имеющегося у нас. Мы стараемся вписать его  в сценарий, фрейм, в глобальном смысле - в миф. И это общий закон  человеческой психики. Ведь даже в рамках обработки разведывательной информации считается, что факт сам по себе ничего не значит, пока он не поставлен в  систему, где он рассматривается  в сочетании с другими фактами

Мифы близки человеку, поскольку отражают не новую  информацию, а уже усвоенную. Это  как слушание знакомой музыки, где  не требует активное поведение и  анализ. Мифы - помощники человечества, облегчающие ему переход к  новому. Высшим пилотажем ПР следует  признать именно работу с мифологемами. В этом случае не требуется введения новой информации, а задачей становится подключение к уже записанной в массовом сознании информации.

 

2.3 Использование PR-технологий  на общественное  сознание

 

В последнее  десятилетие в научной практике все чаще стало применяться понятие  информационно-психологической войны, как феномена, описывающего определенный тип взаимоотношений между различными государственными и общественными  системами.

Вызывает  вопросы даже само понятие информационно-психологической  войны. Война предполагает под собой  совокупность системно организованных военных действий минимум между  двумя сторонами-участниками субъектно-субъектных отношений.18

Сегодня же целенаправленное воздействие на массы с целью управления ими  или же с целью формирования массового  сознания (как правило, для того же, но более эффективного, управления массами) со стороны субъекта управления также классифицируется как информационно-психологической  войны, хотя подобные субъектно-объектные  отношения (объектом выступает массовое сознание) можно определить как пропаганду, манипуляцию, PR и т.д., но не как информационно-психологическую  войну, так как со стороны масс отсутствует возможность активной и адекватной реакции по отношению  к источнику манипуляций или  пропаганды (особенно, если воздействие  осуществляется неявно).

Известно, что наиболее эффективным управление будет лишь в случае, когда разнообразие методов управления соответствует  разнообразию объекта управления. Именно для максимизации эффективности  информационно-психилогической войны  на практике применяются методы, в  наибольшей степени учитывающие  специфику и свойства массового  сознания. Другими словами, если бы цели воздействия на массовое сознание не достигались бы применяемыми сегодня  методами, то данные методы не были бы использованы.

Известно  выражение: «Народ заслуживает того правителя, которого выбирает». В аспекте  данной работы можно изменить данное высказывание следующим образом: «Народ заслуживает тех методов воздействия  на его сознание, которые используются».

Чуть более  конкретизируя сказанное, можно  продолжить следующими известными словами: «Мир желает быть обманутым, так пусть  же его обманывают».

В данном вопросе есть и другой аспект. Нельзя винить крокодила или тигра за то, что у них острые зубы. Специфика PR заключается в воздействии на общественное сознание с целью его  изменения. И нельзя критиковать PR-технологии за то, что в их рамках происходят манипуляции и управляющие воздействия. Если их исключить - исчезнет и PR как  феномен современных коммуникативных  технологий.

Таким образом, можно говорить о том, что специфика  методов воздействия на массовое сознание определяется свойствами и  спецификой самого массового сознания, а использования PR-технологий в информационно-психилогической  войне само по себе подразумевает  задействование технологий психологических  манипуляций и управленческих воздействий.

В случае же, если свойства и специфика массового  сознания как объекта воздействия  изменятся, то неизменно претерпят  изменения и сами методы воздействия.

Что же касается «окрашивания» в черные и белые  цвета, то подобная редукция сложности  недопустима. Более того, окрашивание  в определенные цвета в зависимости  от поставленных задач свойственно  именно манипулятивной, пропагандистской и PR-деятельности. При объективном  же исследовании подобных процессов  следует избегать оценочных суждений даже в цветовом смысле.

При рассмотрении методов воздействия на массовое сознание необходимо рассмотреть и  другой важный аспект. Насколько эффективно можно ограничить применение нежелательных  психотехнологий законодательными рамками? Кто должен определять «безопасность» и «корректность» подобных технологий, осуществлять контроль за информационно-психологическими процессами и насколько возможен мониторинг неявных, скрытых воздействий  на массовое сознание?

Ответы  на данные вопросы сегодня неоднозначны.

Считается, что законодательные ограничения  применения тех или иных технологий во многом неэффективны по ряду причин. В первую очередь, законотворческая деятельность носит преимущественно  реактивный характер в плане отражения  объективных процессов, протекающих  в обществе. Как правило, любые  законотворческие инициативы являются реакцией на уже свершившееся событие, на уже протекающий процесс, на новые  условия функционирования государства  и общества, на уже осуществленные воздействия на массовое сознание.19 Реактивный способ адаптации к изменению  окружающей среды известен и применяется  во многих социально-политических системах. Однако его эффективность оставляет  желать лучшего. Вряд ли реакция общества, на которое уже осуществлено определенное мощное информационно-психологическое  воздействие, будет адекватной и  эффективной.

При использовании  активной формы адаптации, система  работает «на опережение», предупреждая возможные изменения во внешней  среде, предвосхищая воздействия со стороны внешней среды, предугадывая или прогнозируя ее дальнейшее поведение. При такой форме адаптации  реализуются механизмы опережающего развития. С точки зрения системного подхода система стремится к  образу потребного будущего. Данную форму  можно также описать следующим  образом: лучшая защита (в данном случае от окружающей среды) - это нападение.

Как правило, активная форма адаптации присуща  высокоорганизованным системам с развитыми  механизмами анализа и прогноза информации в адаптационных механизмах. Такие системы имеют наиболее выраженную способность к выживанию  в даже достаточно агрессивных средах. Такие системы, как правило, способны не только предсказывать дальнейшее поведение внешней среды, но и  способны оценивать последствия  воздействий системы на среду  для самой системы, так как  вызванные системным воздействием изменения в окружающей среде  могут через определенный интервал времени в опосредованном виде воздействовать уже на саму систему.

Однако, на практике законотворческие системы, как, впрочем, и вся система законодательной  власти РФ, далеко не всегда работают на опережение.

К явлению  адаптации, возможно, применить критерий энтропии, в основе которого лежит  выявленная закономерность, заключающаяся  в том, что способность системы  адаптироваться к меняющимся условиям обеспечивается объемом и структурой содержащейся в ней информации, степенью ее упорядоченности и сложности. При этом особо следует отметить, что при уменьшении в данном случае энтропии не происходит уменьшения разнообразия системы, если мы говорим об эволюционном типе систем, что таким образом  не отрицает вывода о способности систем с более высокой степенью разнообразия эффективнее адаптироваться к окружающей среде. В данном случае энтропия и разнообразие не являются взаимоисключающими или, точнее говоря, конкурирующими критериями.

Следует также высказать предположение  о том, что собственно говоря сложные  динамические системы характеризуются  не свойством открытости, поскольку  они все открыты, а наличием и  «качеством» механизмов адаптации  и защиты.

Так, некоторые  современные исследователи предлагают следующий подход: 20

При взаимодействии любой развивающейся системы  с окружающей ее средой система распределяет внешнее воздействие на 2 потока. Первый, «полезный» сигнал, она поглощает  и использует в целях адаптации  и развития, используя механизм адаптации, а второй, отраженный - отклоняет  и возвращает в среду, задействовав механизм защиты. При этом развиваться  лучшим образом будет та система, у которой:

1) наиболее  адекватный внешнему воздействию  механизм адаптации;

2) наиболее  совершенный механизм защиты, способный  оградить систему от сигналов, переработка которых выходит  за пределы возможности адаптера;

3) наиболее  благоприятная среда, содержащая  все необходимое для поддержания  адаптера и защитного механизма  в состоянии эффективной работоспособности,  но не подвергающая систему  воздействиям, с которыми не могут  справиться, ни тот, ни другой.

В целом  имеет смысл говорить об интегральной возможности государственной системы  и ее подсистемы - законодательной - реагирующей возможности. Именно способность  адекватно реагировать на изменение  внешних условий и внутреннего  состояния, быстро адаптироваться к  ним делает систему динамически  устойчивой и способной к саморазвитию.

В качестве опережающего воздействия на массовое сознание вполне допустимой выглядит упреждающая вакцинация общества на уровне морально-нравственных императивов. Если на основе прогноза изменения  технологий информационно-психологического воздействия на массы сформировать негативное отношение населения  к подобного рода воздействиям, ожидаемым  в будущем, то эффективность таких  технологий будет явно снижена. При  этом задействуется не громоздкая и  инертная законотворческая машина, а  мобильный механизм изменения массовых предпочтений и общественного мнения.

Основная  сложность подобного подхода - необходимость  эффективных методов разъяснения  и убеждения, основанных не на голом  страхе перед неизвестной технологией, а на доведении до населения результатов  мониторинга как явных, так и  скрытых воздействий на массовое сознание, грамотное объяснение внутренних механизмов работы нежелательных для  государства и общества технологий, описание форм защиты от подобного  рода воздействий.

Информация о работе Технологии паблик рилейшнз