Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:01, реферат
Основное противоречие современного образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет отказаться от образовательного идеала всесторонне развитой личности и сформулировать новое максимальное развитие способностей человека к самореализации. Создать возможность для самореализации означает, что необходимо обеспечить правовую и организационную основы для доступа к различным источникам информации, сформировать у человека мотивацию к самостоятельному поиску, обработке и восприятию этой информации. Информационная образовательная инфраструктура России находится сегодня в периоде активного становления.
Введение
1 ГЛАВА. Что такое медиатека? 4
2 ГЛАВА. Использование медиатеки в учебно - воспитательном процессе 8
3 ГЛАВА. Медиацентры в образовательных учреждениях 14
4 ГЛАВА. Состав медиацентра образовательного учреждения 16
Заключение
Список литературы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ТЕМА : «Медиатека в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения»
Содержание
Введение
1 ГЛАВА. Что такое медиатека?
2 ГЛАВА. Использование медиатеки в учебно - воспитательном процессе 8
3 ГЛАВА. Медиацентры в образовательных учреждениях
4 ГЛАВА. Состав медиацентра
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основное противоречие современного образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет отказаться от образовательного идеала всесторонне развитой личности и сформулировать новое максимальное развитие способностей человека к самореализации. Создать возможность для самореализации означает, что необходимо обеспечить правовую и организационную основы для доступа к различным источникам информации, сформировать у человека мотивацию к самостоятельному поиску, обработке и восприятию этой информации. Информационная образовательная инфраструктура России находится сегодня в периоде активного становления. Для обеспечения ее функционирования необходимо создание и развитие соответствующих структур, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу. Информационно-методические центры - те организационные структуры, которые на основе интеграции технических средств и информационных ресурсов обеспечивают развитие общероссийского образовательного пространства.
Библиотеки в образовательных учреждениях в настоящее время, в основном, работают с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но, поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видео- и аудиоматериалы, компьютерные учебники, репетиторы, электронные словари, энциклопедии и т. д.
Цель реферата – рассмотреть роль медиатеки в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ МЕДИАТЕКА?
В переводе с латинского "медиа" обозначает "средства", "способ". Следовательно, если "тека" это "хранение", то толковать слово "медиатека" следует как средство или способ хранения. Толковый словарь современного русского языка (Астрель, АСТ, 2005) указывает, что термин "медиа" вошёл в речевое употребление стремительно и одномоментно и повлёк за собой целое словообразовательное гнездо. Например, медиа - магнат, медиа - рынок, медиа - бизнес. Ряд может быть продолжен: медиа - искусство, медиа - грамотность, медиа - образование и т.п. Хотя перечисленные примеры немногочисленны, но исходя из них, можно определить основные направления употребления слова "медиа": рекламное и ресурсное. Ресурсное направление находится непосредственно в пространстве интересов библиотечного и педагогического сообщества и тем самым порождает дискуссии.
Ведущей дискуссионной темой являются спорные отношения между библиотекой и медиатекой, которые на сегодняшний день не назовешь толерантными, скорее происходит "борьба за выживание". Очевидно, как социокультурный институт библиотека по отношению к медиатеке является основателем рода, то есть прародителем. В определенный период здесь зародилась необходимость в создании условий для хранения аудиовизуальных материалов (отделы искусств, фонограмм, пластинок и т.д.).
За последние годы все больше появляется исследований, посвященных медиатекам и мультимедийным ресурсам, но решение терминологических смысловых проблем становится все более расплывчатым. Видимо, мы находимся в периоде осмысления и интуитивно ищем пути стабилизации положения и уравновешивания традиционных форм деятельности и неизбежно вливающихся инноваций. В библиотечной энциклопедии "медиатека" определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая интернет.
Термин "медиатека" стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.
В России вопросы медиатеки и принципа медиатеки были поставлены в 1994 году в брошюре Е.Н. Ястребцовой "Медиатека: как создать в школе медиатеку". В 2005 году была защищена диссертация И.Г. Пузиковой по теме: "Создание и использование школьной медиатеки на основе распределения информационного ресурса". Материал, который представлен в перечисленных исследованиях, с одной стороны позитивен: впервые в российском образовании затронута проблема реформирования школьных библиотек и трансформирования их под условия новой образовательной парадигмы. С другой стороны – в работах Е. Н. Ястребцевой и И. Г. Пузиковой прослеживается мысль о реорганизации школьной библиотеки в медиатеку.
Ю.Н. Столяров в статье "Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой" приводит доводы в пользу традиционной школьной библиотеки, которые поддерживают школьные библиотекари-практики: – медиатека – это часть библиотеки, касающаяся электронного фонда и всей его инфраструктуры;– традиционная школьная библиотека – основной источник информационно - образовательного процесса;– для выполнения исходной технологической функции медиатеки библиотека подходит лучше всего.
В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека – это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. Такое понимание присуще как школьным библиотекарям, так и сотрудникам массовых библиотек. Медиатека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения и базируется на базе компьютерного класса общеобразовательного учреждения. Такая точка зрения присуща педагогам. Удивительно, но по каким-то причинам педагоги не видят создание медиатеки на базе библиотеки.
Исходя из вышеизложенного, понимание медиатеки можно свести к следующим составляющим: во-первых, к фонду электронных документов, во-вторых, к средству демонстрации и трансляции электронных документов, в-третьих, к технической базе (кстати, средства являются элементом материально МТБ). Очевидно, что фонд медиатеки зависит напрямую от уровня материально-технической базы и от компетентности сотрудников, которые являются посредниками между фондом и читателем/пользователем. Технологичное, комфортное и современное функционирование медиатеки зависит от фондов, сотрудников, МТБ и направлено на обслуживание пользователя/читателя. Тем самым можно утверждать, что библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое, как общее, особенное, единое, где в общей зоне находятся четыре традиционных элемента. Особенности выявляются на основе двух элементов: фонд и МТБ. Единичные проявления зависят от сотрудников и пользователей, то есть от их компетентности. Именно ситуации, возникающие в коммуникации "сотрудник – пользователь" являются точками, от которых рождаются изменения в четырех - элементной системе, независимо от того, как называется сотрудник: "библиотекарь" или "медиатекарь". Самое главное различие между двумя системами находится в области посредничества: в случае библиотеки это документ – библиотекарь – читатель/пользователь; в случае медиатеки это документ – медиатекарь – пользователь – машина. Технологические процессы, происходящие на отрезке обслуживания, абсолютно идентичны по сути и не зависят от вида носителя информации. Следовательно, медиатека – это не новая организованная структура, а аналог традиционной и проверенной столетиями структуры.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕКИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В последние годы создание в образовательных учреждениях медиатек стало обычным и необходимым делом. Они существуют наряду с кабинетами информатики, в которых готовят грамотных пользователей. В медиатеке участники образовательного процесса учатся:
- работать с различными носителями информации;
- работать с компьютерными банками данных, справочными и энциклопедическими изданиями;
- создавать и поддерживать WEB-странички, наполняя их новой информацией и приобретая полезный практический опыт работы с новыми информационными технологиями.
Дополнительно к этому преподаватели имеют возможность:
- получать информацию о педагогической и методической литературе, новых средствах обучения и их использования;
- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию, используемую далее во время уроков или во внеурочной деятельности;
- связываться с педагогами других городов, стран и работать над совместными телекоммуникационными проектами.
Медиатека должна создаваться в целях удовлетворения потребностей педагогического коллектива образовательного учреждения, учащихся, их родителей, а также населения микрорайона в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений об учащихся, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий (НИТ) в преподавание различных предметов, накопления и тиражирования различных фондов информационных материалов, наиболее полного использования возможностей корпоративных сетей образования всех уровней, глобальных сетей России и всего мира. Медиатека может быть специализированным подразделением образовательного учреждения (ОУ), реализующего свою комплексную программу развития или программу развития в качестве региональной экспериментальной площадки.
Медиатека также должна принимать участие в :
- реализации Программы развития городской и областной системы образования;
- районной программе информатизации образования;
-государственных программах "Информатизация России", "Творческая одаренность" и т.д.;
- выполнении комплексных научно-технических программ,
- формировании и выполнении в установленном порядке собственных научно-технических и образовательных программ.
Если медиатека создается как информационное подразделение базового образовательного учреждения, то в состав ее могут входить принадлежащие ей лаборатории и учебные кабинеты, в том числе кабинеты информатики, автономные и объединенные в сеть компьютеры других служб и подразделений, библиотечный фонд, радиоузел, аудиостудия, видеостудия и видеозал, узел высокоскоростного доступа в Internet, оборудование локальной сети ОУ (если таковая имеется), мини - издательский комплекс (ризограф) и (или) другие средства для тиражирования печатных материалов (например, копировальный аппарат формата А3). Подобная материальная база и ее функциональное наполнение используется сотрудниками, педагогами, учащимися для решения поставленных задач перед учебным заведением, а также временными творческими коллективами (из сотрудников и учащихся) для выполнения хоздоговорных работ по предоставлению образовательных и информационных услуг на поступившие заявки от других учреждений, населения и частных лиц.
Организация структуры медиатеки должна обеспечивать ее деятельность в следующих взаимосвязанных направлениях:
а) организационное обеспечение проектов и программ:
- разработка и реализация плана совместных действий всех подразделений образовательного учреждения по решению вопросов информатизации, согласованного на районном, городском и областном уровнях;
- разработка рекомендаций по внесению изменений в учебные планы ОУ по всем школьным предметам для внедрения и использования НИТ;
- обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно-методическим материалам, выдача рекомендаций по их применению для организации работы существующим структурным подразделениям;
- организация и поддержка деятельности учителей ОУ района, интересующихся проблемами информатизации образования;
б) методическое обеспечение:
- анализ текущей ситуации процесса информатизации образовательных учреждений района, коррекция и мониторинг деятельности по этой проблеме;
- выработка научно-обоснованных критериев оценки качества программно - методических средств для образовательных учреждений нашего региона;
- подготовка методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации ОУ;
- участие в разработке методических материалов по медиа - образованию, автоматизации делопроизводства, бухгалтерского учета и учета библиотечных фондов для ОУ района, города и области;
- постоянное отслеживание и экспертиза научно-методических, программных и технических разработок, ведущихся в районе, городе, области, Сибирском регионе, России и за рубежом по вопросам информатизации образования и других направлений, касающихся работы информационных служб ОУ;
Информация о работе Медиатека в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения