Медиатека в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:01, реферат

Краткое описание

Основное противоречие современного образования – противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что заставляет отказаться от образовательного идеала всесторонне развитой личности и сформулировать новое максимальное развитие способностей человека к самореализации. Создать возможность для самореализации означает, что необходимо обеспечить правовую и организационную основы для доступа к различным источникам информации, сформировать у человека мотивацию к самостоятельному поиску, обработке и восприятию этой информации. Информационная образовательная инфраструктура России находится сегодня в периоде активного становления.

Оглавление

Введение
1 ГЛАВА. Что такое медиатека? 4
2 ГЛАВА. Использование медиатеки в учебно - воспитательном процессе 8
3 ГЛАВА. Медиацентры в образовательных учреждениях 14
4 ГЛАВА. Состав медиацентра образовательного учреждения 16
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МЕДИАТЕКА.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

- изучение существующего опыта и разработка плана своей работы, программы информатизации ОУ, обеспечение максимального внедрения НИТ и медиа- средств в обучение всех участников образовательного процесса: учащихся, преподавателей, администрации и даже родителей;

в) техническое обеспечение:

- поиск ресурсов для оснащения экспериментальных (базовых) ОУ аудио-видеотехникой, оргтехникой, персональными компьютерами для включения в телекоммуникационную сеть, налаживания качественного учебного процесса и современного делопроизводства;

- создание единой, в рамках базового ОУ, системы обработки и передачи педагогической информации на всех возможных видах носителей (совместимой с районной, городской и областной системами);

г) повышение квалификации сотрудников ОУ:

- организация и содействие подготовке и переподготовке преподавателей  различных дисциплин и сотрудников по вопросам внедрения НИТ, средств медиа - образования, приемов работы в глобальных информационных сетях;

- подготовка библиотекарей по профессиональному использованию компьютеров;

- подготовка работников администрации по ведению делопроизводства с использованием компьютеров;

д) программно-методическое обеспечение:

- содействие в приобретении программно-методического обеспечения для кабинетов информатики (с помощью централизованного закупа и собственных средств базовых ОУ);

- создание и поддержка в медиатеке базового образовательного учреждения банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему учреждений районного, городского и областного уровня;

- обоснование необходимости и подготовка к введению новых учебных предметов в дополнение к существующему курсу ОИВТ, ориентированных на профессиональное обучение школьников работе с современными информационными средствами;

е) информационное обеспечение:

- обеспечение доступа к районному, городскому, областному, региональному и всероссийскому банку педагогической информации;

- участие в работе создаваемых виртуальных профессиональных методических объединений, дистанционных педагогических конференций;

- осуществление публикаций опыта и разработок преподавателей и сотрудников медиатеки по проблемам информатизации и медиа - образования в различных педагогических изданиях;

- организация, в том числе при помощи учащихся, специальных выпусков в учебном заведении школьных газет, электронных газет, информационных листков и помещения их на WEB-сервер областной образовательной сети и другие сервера.

Получая на занятиях знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения, учащиеся начинают использовать эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям.

Медиатека, созданная в образовательном учреждении, решает задачу самостоятельной образовательной деятельности, ведения исследовательской деятельности и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 . МЕДИАЦЕНТРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В последнее время функции библиотек образовательных учреждений расширились под влиянием внедрения средств новых информационных технологий. Библиотека может стать центром, где обеспечивается доступ к различного рода информации. Надо, чтобы преподаватели и учащиеся имели возможность при необходимости не только получать информацию, но и работать с ней творчески, выполняя как индивидуальные, так и совместные работы, в которых участвует группа учащихся и преподавателей, возможно даже из разных образовательных учреждений. Все это создает реальные благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности учащихся, повышения профессионального уровня преподавателей, для их непрерывного самообразования. Такие условия могут быть созданы в медиацентре образовательного учреждения.

Медиацентр - это подразделение образовательного учреждения, предназначенное для самостоятельной работы преподавателя и учащихся с различными источниками информации. Включает совокупность фонда книг и разнообразных информационных и технических средств. Располагает педагогически обоснованной системой оборудования, размещенного по определенным рабочим "зонам": телевидеоцентр с видеотекой, компьютерный и телекоммуникационный блок, фоно - и диатека и другие помещения.

Размещение в медиацентре средств информационных технологий обеспечивает не только успешное применение традиционных методов работы с книгой, но и обусловливает появление новых оригинальных методических приемов и форм организации воспитательного процесса. Создаются условия для интеллектуального развития учащихся, формирования у них навыков и умений самостоятельной творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.

В учебном процессе медиацентр выступает информационным, методическим, культурно-эстетическим и профессионально-ориентационным центром, базой для разнообразной внеклассной творческой деятельности учащихся и преподавателей, а в ряде случаев и жителей микрорайона. Сам медиацентр становится как бы "открытым университетом", центром общественной жизни и одновременно местом отдыха.

Приступая к организации медиацентра в своём образовательном учреждении, руководителям необходимо наметить этапы работы. Для этого надо четко представлять основные составляющие эффективного его функционирования. Речь идёт прежде всего о деятельности преподавателей, учащихся и сотрудников медиацентра, фонде средств информации и аппаратуре, достаточных помещениях для успешного их применения, количестве сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии, а также об адекватном финансировании, ориентированном на развитие медиацентра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 . СОСТАВ МЕДИАЦЕНТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Состав фонда и аппаратуры, помещений и мебели медиацентра каждого конкретного образовательного учреждения следует рассматривать с точки зрения функционального назначения его рабочих зон: библиотеки, видео-, фоно - и диатеки, компьютерной рабочей зоны.

Библиотека. Фонд книг и учебников, возможно наличие микрофишей с аппаратурой для просмотра. Компьютер, снабженный программным банком данных, и копировально-множительная техника, 2 помещения для читального зала и для хранения фонда книг и учебников, 2 сотрудника: зав. библиотекой, библиотекарь (выполняющие функции по комплектованию и обработке фондов нетрадиционных средств информации и работы с компьютерным каталогом).

Видеотека. Фонд видеозаписей, 2 видеомагнитофона, видеокамера, телевизор, возможно кабельное соединение с предметными кабинетами через видеоцентр. Места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией. Один сотрудник координирует работу с видеоматериалами, магнитными записями, диафильмами и диапозитивами.

Фонотека. Фонд фоно - и магнитных записей, аппаратура и комплекты наушников для прослушивания фоно - и магнитных записей, места для индивидуальной и групповой работы с фоно - и магнитными записями.

Диатека. Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов), аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов, места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.

Компьютерная рабочая зона. Дискотека (фонд компьютерных программ для самостоятельной работы учащихся по коррекции и обобщению знаний; преподавателей и сотрудников медиацентра с каталогами и информационными образовательными базами данных, в том числе "электронная почта". Несколько (исходя из возможностей школы) персональных ЭВМ, программно-совместимых с IBM-PC, принтеры, модем (с телефонными аппаратом). Места для самостоятельной деятельности учащихся и преподавателей в телекоммуникационных проектах. Один технический сотрудник координирует работу в телекоммуникационных проектах, осуществляет помощь в работе с программными средствами, отвечает за рабочее состояние техники.

Выбор средств, доступных для прослушивания и просмотра преподавателем и учащимися, должен быть представлен в медиацентре достаточно полно. Прежде всего - это книги, журналы, газеты, дополненные видеозаписями, звукозаписями, компьютерными программами, репродукциями, плакатами, фотографиями.

В настоящее время образовательные учреждения при создании медиацентров могут ориентироваться на уже имеющееся оборудование. Диапроекторы, магнитофоны и проигрыватели могут быть использованы в медиацентре для коллективных форм работы. Для индивидуальной работы необходимы технические средства, позволяющие работать в специальных кабинах или на обычных столах с ширмами. Проигрыватели и магнитофоны должны снабжаться наушниками.

Наличие в медиацентре видеоаппаратуры, видеокамеры не только дает возможность создавать собственные любительские фильмы (как учебно-методические, так и связанные с личными интересами школьников), но и способно помочь в индивидуальной деятельности, связанной с коррекцией и обобщением знаний учащихся, с повышением профессионального уровня преподавателей. Установка пульта кабельного телевидения в медиацетре дает возможность включать разнообразные видеопрограммы и в классно-урочную деятельность.

Вопрос о выделении помещений для медиацентров наиболее труден и актуален, так как в типовых проектах образовательных учреждений подобные помещения еще не предусматриваются. Постепенное преобразование имеющихся площадей в медиацентры может идти за счет использования рядом расположенных кабинетов (одного, двух, трех), т.е. создания своеобразных блоков, за счет пристроек и пр. Другим вариантом может быть приближение к помещениям библиотек, существующих в образовательных учреждениях технических, аудио - и видеоцентров, в которых созданы условия для самостоятельной работы преподавателей и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медиатека – структурное подразделение, предоставляющее всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации во внеурочное время для поиска необходимой им для учебного процесса информации.

Работа медиатеки образовательного учреждения способствует более качественной подготовке учащегося, владеющего современными информационными технологиями, а также способствует повышению квалификации сотрудников образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. Технические  средства обучения и методика  их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: ИЦ «Академия», 2001.

2. Комарова, Н. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов / Н. И. Комарова. – М.: МГПУ, 2004.

3. Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии  в образовании / Т. Н. Носкова. – СПб.: СПбГУКиТ, 2004.

4 Пузикова, И. Г. Школьный медиацентр распределенного вида // Новые информационные технологии. VI всероссийская научно-техническая конференция. Москва 23-24 апреля 2003 г. Сборник трудов. Том 2 / И. Г. Пузикова. – М., 2003. - С. 161-165.

5. Пузикова, И. Г., Кравцова, А .Ю. Структура и этапы создания школьного медиацентра // Информатика и образование / И. Г. Пузикова, А. Ю. Кравцова. -  М., 2003. №5. - С.29-33.

6. Фролов, И. Н., Егоров, А. И. Методология применения современных технических средств обучения. Учебно-методическое пособие / И. Н.Фролов, А. И. Егоров, Издательство «Академия Естествознания» - М., 2008.

7. Ястребцева, Е. Н. Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы / Е. Н. Ястребцева // Школьная библиотека. М., 2002. № 8. - С.26-30.

8. Ястребцева, Е.Н. Школьный медиацентр: от идеи до воплощения (методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ). - М.: БМЦ, 2006, – С.127 – 142.

9. Журнал "Дополнительное образование и воспитание", №3,03.2009.

 

 

 


 



Информация о работе Медиатека в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения