Психология учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:04, реферат

Краткое описание

Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Оглавление

Введение
1. Теория учебной деятельности в общей теории учения
2. Средства и способы учебной деятельности
3. Продукт учебной деятельности, ее результат
4. Продукт учебной деятельности, ее результат
5. Этапы решения задачи в проблемной ситуации
Заключение
ГЛОССАРИЙ
Литература

Файлы: 1 файл

пппппппп2.docx

— 24.95 Кб (Скачать)

                         

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ

                                    РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

 

НА ТЕМУ: Психология  учебной деятельности

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:АХМАДЖАНОВА Г

ГРУППА: 119-81

ПРИНЯЛА:д.п.н.,профессор ЕРКЕБАЕВА Г.Г

 

 

                        План

Введение

1. Теория  учебной деятельности в общей  теории учения

 2. Средства и способы учебной деятельности

 

 3. Продукт учебной деятельности, ее результат

 

 4. Продукт учебной деятельности, ее результат

  5. Этапы решения задачи в проблемной ситуации

  Заключение

  ГЛОССАРИЙ

   Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Введение    

    Учебная деятельность соответственно может  рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.    

 

Теория учебной деятельности в общей теории учения

     В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, , в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, СТ. Шацким, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности.   Своевременность и актуальность поставленных теорией  учебной деятельности проблем распространяется не только на школу, применительно к условиям обучения, в которой и была сформулирована эта теория, но и, что не менее важно, на вузовское обучение, деятельность студентов.  Актуальность и своевременность распространения теории учебной деятельности на вузовское обучение в целом определяется тем, что уже сложились определенные позитивные тенденции в высшей школе как в нашей стране, так и в мировой практике, позволяющие реорганизовать как вузовское преподавание, так и саму учебную деятельность студента.

             Средства и способы учебной деятельности    

Средства  учебной деятельности, с помощью  которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося. О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой, «решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения».     

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

      Продукт учебной деятельности, ее результат    

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения. Результатом учебной деятельности является поведение  субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.     

 Продукт учебной деятельности, ее результат    

В процессе учебной деятельности учебная задача дается (существует) в определенной учебной ситуации. (В нашей трактовке учебная ситуация выступает как единица целостного образовательного процесса.) Учебная ситуация может быть сотруднической или конфликтной. При этом, если предметный конфликт, т.е. столкновение разных позиций, отношений, точек зрения относительно учебного предмета, способствует усвоению, то межличностный, т.е. конфликт между самими школьниками как людьми, личностями, препятствует ему.   Как отмечает A.M. Матюшкин, проблемная ситуация сама определяет отношения между субъектом и условиями его деятельности, в которых раскрывается неизвестное, искомое. Еще раз подчеркнем, что для создания и решения проблемной ситуации необходимы три условия: 1) познавательная потребность субъекта, 2) соотношение данного и искомого, 3) определенные физические, интеллектуальные, операциональные возможности решения. Другими словами, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход. Как правило, проблемная ситуация задается обучающемуся в форме вопроса типа «почему?», «как?», «в чем причина, связь этих явлений?» и т.д. Но необходимо учесть, что проблемным может быть только вопрос, требующий интеллектуальной работы по решению новой для человека задачи. Вопросы типа «сколько», «где» часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти, что человек уже знает, и ответ на него не требует специального рассуждения, решения. 

Создание  учебной проблемной ситуации есть предпосылка  и форма предъявления обучающемуся учебной задачи. Вся учебная деятельность заключается в планомерном и последовательном предъявлении учителем проблемных ситуаций и их «разрешении» обучающимися путем решения задач посредством учебных действий. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач, задаваемых в определенных учебных ситуациях и предполагающих определенные учебные действия. Здесь следует отметить, что понятие «задачи» часто неправомерно употребляется наряду с понятием «проблемная ситуация». Необходимо четко разграничивать эти два понятия: проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное, т.е. появляется объективная ситуация, когда возникшая проблема требует от человека каких-то усилий, действий, сначала мыслительных, а затем, возможно, и практических. В тот момент, когда в деятельность человека «включается» мышление, проблемная ситуация перерастает в задачу — «задача появляется из проблемной ситуации любого типа, тесно связана с ней, но существенно отличается от нее». Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа. При непринятии субъектом проблемной ситуации в силу определенных причин она не может перерасти в задачу. Другими словами, задача может рассматриваться как «модель проблемной ситуации» (Л.М. Фридман), построенная и, следовательно, принятая субъектом, решающим ее. 

   Этапы решения задачи в проблемной ситуации     

Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов. Первый этап — это понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся. Последнее зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности обучающегося ее решить. 

Второй  этап — «принятие» задачи обучающимся, он должен решать ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понята и принята к решению.  

Третий  этап связан с тем, что решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады, неудовлетворенности собой) и желание поставить и решать собственную задачу. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Так, если задача сформулирована в форме задания «проанализируйте», «объясните, почему», «в чем, на ваш взгляд, причина», то обучающийся определяет скрытые, латентные связи, выстраивает определенную логическую последовательность решения задачи. Если задание дано в форме «опишите», «расскажите», то студент  может ограничиться изложением только эксплицитно  данного и необходимого для решения, понимания и принятия задачи (К. Дункер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Мансуров). Как было показано в проведенном В.А. Малаховой исследовании, такие формы задания, как «объясните» и «опишите», являются, по сути, разными задачами, направляющими мышление ребенка и его речевое выражение по определенному пути. При этом в различных возрастных группах влияние императивной и неимперативной формы задания оказывалось разным.        

   Заключение  

Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления  у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование  человека и формирование его как  личности - общение, игра, учение, труд.Учение  имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки, формы поведения и деятельности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).     

Любая деятельность - это совокупность некоторых  физических действий, практических или  речевых. Если учение - деятельность, то может ли она осуществляться без  внешних и видимых форм? Исследования ученых показали, что кроме практической деятельности, человек способен ещё осуществлять особую гностическую деятельность. Цель её - познание окружающего мира.  Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей  структуре и требует специального формирования. Как и труд, учебная  деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает навыками учебной деятельности. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.       

 

 

  

 

 

 

Глоссарий

    

Галлюцинации  – (лат. hallucinatio – бред, видение) – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Деятельность  – активность человека, направленная на творческое преобразование, совершенствование  действительности и самого себя. Психологически определяется требующей удовлетворения потребностью, направляется соответствующим  ей мотивом – предметом данной потребности.

Индивидуальность – неповторимая система особенностей человека как  индивида, субъекта деятельности и  личности.

Конформизм (лат. conformis – подобный, сообразный) – некритичное принятие человеком чужого мнения (возможно, неправильного), сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается

Конформизм (лат. conformis – подобный, сообразный) – некритичное принятие человеком чужого мнения (возможно, неправильного), сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается

Совместимость – способность людей  работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности  действий и хорошего взаимопонимания

Способности – индивидуально-психологические  особенности человека, от которых  зависит успешность овладения той  или иной продуктивной деятельностью, то, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы  ее организации и осуществления

Социальный  индивид – обозначение специфически человеческих всеобщих для всех людей  характеристик, связанных с оперированием  знаками, орудиями, учет принятых в  обществе норм и правил, выполнение социальных функций. Речь не идет о  личностных или индивидуальных особенностях.

 

 

 

 

Литература     

Давыдов В.В., Ломпшер И., Маркова  А.К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.     

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.     

Талызина  Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.     

Шадриков  В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996.


Информация о работе Психология учебной деятельности