Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Взаимопонимание – это механизм межличностного взаимодействия, связанный, в первую очередь, с когнитивными процессами, которые обеспечивают формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, изготовление подобного видения задач в конкретной ситуации.

Основная  функция взаимопонимания - формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, которое разрешает объединить интересы сторон, выработать подобное видение задач в данной конкретной ситуации. Для этого участники взаимодействия должны быть довольно осведомлены друг о друге - о социальном статусе, ролевые позиции, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или другим жизненным событиям. Способами достижения такого знания выступают уточнения, повторы, перефразировка, обсуждение и спор из-за разных жизненных проблем.

Координация – поиск таких средств общения, которые лучше всего отвечают намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является общность в действиях, согласованность в операциях.

Согласование - механизм взаимодействия, которое касается, в основном, стороны мотивов и потребностей общения. Его результатом является относительное согласие с целью, содержанием, намерениями, которые задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.

Взятые в совокупности взаимопонимания, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры находят свой предмет общения, на основе которого и строят отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в общий поиск, и эта общая активность порождает новое содержание.

Для любого уровня общения стратегически наиболее значимым есть определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника.

Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой постоянный процесс «налаживания» соответствия между интересами любого из ее участников и интересами сообщества, которое формируется. В ходе данного процесса создается пространство взаимодействия, которое имеет вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения. Это пространство, в свою очередь, определяет характер психологического контакта между партнерами.  

 

2 Характеристика интерактивной стороны общения 

 

 

         Интерактивная  сторона общения - это условный  срок, который обозначает характеристику  тех компонентов общения, которые  связанны с взаимодействием людей,  с непосредственной организацией  их общей деятельности. (См.: Андреева Г.М. Социальная психология.). Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой общей деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неминуемо предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых общих попытках развить дальше деятельность, организовать ее. Одновременное участие многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен сделать свой взнос у нее, что и разрешает интерпретировать взаимодействие как организацию общей деятельности.        

 В ходе ее для  участников чрезвычайно важно  не только обменяться информацией,  но и организовать "обмен деятельностью", согласовать общую деятельность. При этом планировании, возможна  регуляция действий одного индивида "планы, которые созрели в  голове другого" (Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М, 1975), что делает деятельность действительно коллективной, если носителем ее будет выступать не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же "другая" сторона общения раскрывается понятием "взаимодействие", можно ответить: сторона, которая фиксирует не только обмен знаками, с помощью которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию общих действий, которые разрешают группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.        

 Такое решение вопроса  исключает обособление взаимодействия  от коммуникации, но исключает  и отождествление их: коммуникация  реализуется в походке общей  деятельности, "по ее поводу", именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы общих действий.        

 Интерактивная сторона  общения раскрывается, таким образом,  в характеристиках тех человеческих действий, что они сами выступают частью взаимодействий.        

 В истории социальной  психологии существовало несколько  попыток описать структуру взаимодействия. Так, например, распространенная  теория действия, или теория социального  действия, в которой в разных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), и социальные психологи.         

 Другая попытка  построить структуру взаимодействия, связана с описанием степеней  его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепанским. Довольно близкая к нему схема была предложена в социальной психологии В.Н. Парферовим.        

 Наконец, еще один  подход к структурированному  описанию взаимодействия представленный  в трансактном анализе - направление,  которое предлагает регулировать  действия участников взаимодействия  через регулирование их позиций,  а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Э. Берн, П.Н. Ершов).        

 Следующий показатель  эффективности - адекватное понимание  ситуации (как и в случае обмена  информацией) и адекватный стиль  действия в ней. Здесь можно  вспомнить классификацию, предложенную социальным психологом А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры предлагаются М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметрические ситуации (в обучении, руководстве и др.). Э. Берн уделяет особое внимание разным ритуалам, полуритуалам и играм.        

 Расчленение единого  акта взаимодействия на такие  компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также оказывает содействие более тщательному психологическому анализу интерактивной стороны общения, которое проявляется в определенной попытке связать ее с содержанием деятельности.        

 Существует еще  один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций разных его видов.        

 На практике люди  вступают в бесконечное количество  разных видов взаимодействия. Для  их классификации в социальной  психологии наиболее распространенным есть дихотомическое распределение всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида разными сроками: согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциации и диссоциации и др. За всеми этими понятиями ясно возникает принцип выделения разных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые оказывают содействие организации общей деятельности, те, что есть "положительными" с этой точки зрения. Ко второй группе относятся взаимодействия, которые так или иначе "расшатывают" общую деятельность, представляют собой определенного рода препятствия для нее.        

 Ряд ученых (например, Гибш и Форберг - Германия) наиболее  значимым типом, и потому основным предметом социальной психологии, считают кооперацию. Однако это не совсем правильно. Уже давно социальная психология отошла от такого понимания конфликта, если он трактуется только как отрицательное явление. Следует помнить также и о таком виде взаимодействия, как соревнование, специфика которого состоит, перво-наперво, в потом, что его тяжело однозначно отнести к одной стороны дихотомии "кооперация-конкуренция". Это поясняется тем, что в соревновании осуществляется сильное сложное объединение как моментов кооперативной деятельности (взаимопомощь, сотрудничество), так и моментов, которые характеризуют конкуренцию (соперничество, соревнование). Состязательность, как общее стремление личности обнаружить себя, соединяется здесь со стремлением помочь другому.        

 В соревновании  формируется особый вид личностной  активности - "спортивная активность". Для того чтобы дать точное  социально-психологическое описание  этого вида активности, необходимо  более подробно проанализировать  специфику мотивации в соревновании, а также специфику тех особых отношений, которые складываются в ходе соревнования и которые также не вкладываются в традиционную дихотомию отношений "деловые - межличностные".         

 Особый комплекс  проблем выделяется в социальной  психологии в связи с анализом установок личности именно на этот специфический тип активности. Формирование такой установки имеет чрезвычайно важные следствия для способа преодоления конфликтов, которые возникают в ходе соревнования.        

 Важной задачей  является анализ того, как соотносятся между собою спортивная активность и конфликт не абстрактно, а в контексте реальных коллективов.        

 При анализе разных  типов взаимодействий нельзя  не учитывать на содержание  деятельности, в рамках которой  даны те или иные виды взаимодействия, так как это содержание деятельности может быть очень разной (кооперация на производстве и при кражах).        

 Кооперация и конкуренция  - лишь формы "психологического  рисунка" взаимодействия, содержание  в обоих случаях задается более  широкой системой деятельности, к которой кооперация или конкуренция включенные. 

 

3 Стили  общения 

 

 

         Каждый  человек имеет свой, целостный  стиль общения, который накладывает  целиком познаваемое, характерное  отражение на его поведение  и общение в любых ситуациях. Этот стиль не может быть выделен из каких-нибудь индивидуальных особенностей и личностных черт людей - пылкости или сдержанности, доминантности или пассивности, доверчивости или закрытости и др. Он отбивает именно те особенности общения человека, которые характеризуют его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.        

 Есть люди, "которые  умеют" и "которые не умеют"  общаться, "конфликтные" и "всегда  согласные", "пешки" и "манипуляторы". Стиль общения, который присущ  любому из нас, очевидно, зависит от очень разных моментов - от истории жизни самого человека и от отношения к другим людям, и от того, какое общение наиболее одобряется в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения определяет то, как человек склонен строить и понимать разные ситуации; сам стиль влияет на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.        

 Стиль общения существенным  образом определяет поведение  человека при взаимодействии  с другими людьми.         

 Будем исходить из того, что существует три основных вида ситуаций взаимодействия (межгрупповая, целевая и межличностная), что понимают как некоторые идеализированные образы. В то же время надо помнить, что бывают явные и неявные (за типом) ситуации.         

 Таким образом, стиль общения - это образ действий, который будто "вытягивается" с какого-либо одного типа ситуаций, и обнаруживается в сложных (с точки зрения определенного типа ситуации) случаях. Поскольку "образ" того ли другого стиля связанный с общением в одной из "базовых" ситуаций, то конкретное включение тех или других механизмов социального восприятия, влияния и защиты от него определяются этой "базовой" ситуацией. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: и личностными чертами человека, и его мировоззрением, и положением в обществе, и характеристиками этого общества, и еще многими другими.        

 Любой человек в  разные моменты жизни общается  совсем по-разному. Однако в  общении практически каждого  человека можно выделить некоторую общую составную - стиль общения, то есть те способы понимания других людей, коммуникации и действия в общении, которым он отдает наибольшее преимущество. Индивидуальный стиль общения будто "вытягивается" с определенного рода ситуаций, где необходимо самое такое общение, и распространяется как основной способ подхода к любым другим ситуациям, становя принадлежностью данного человека.        

 Выбор того ли  другого основного стиля общения  человека определяется очень  разными и сложными причинами  - опытом его общения, его представлениями о людях и о жизни вообще, его личностными чертами. Но чаще всего сам выбор формирует потом и опыт человека, и его отношение к людям, и его ожидания в разных жизненных коллизиях - становится составной его личности.        

 Существует три базовых стиля общения, которые связаны с базовыми ситуациями общения: ритуальный, маніпулятивний и гуманистический.        

 Ритуальное общение - индивидуальный стиль общения, присущий очень многим людям. Этот стиль происходит от социальных межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержка связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, временами очень разных, ситуаций, в который любой принимает участие только как некоторая маска с заранее заданными свойствами, которые требуют от участников только одного - знание правил игры.        

 В подобном стиле осуществляется  много контактов, разговоров, которые  со стороны, а иногда и изнутри,  кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они, на первый взгляд, совсем неинформативные, нецеленаправленные, не имеют и не могут иметь  никакого результата.        

 В ритуальном общении  главным есть подкрепление своей  связи с своей группой, подкрепление  своих установок, ценностей, мыслей  и др., повышение самооценки и  самоуважения.        

 Следующим очень  распространенным стилем общения  является манипулятивное общение. Рассматривая его, необходимо обратить внимание, что практически все его характеристики непосредственно зависят или происходят из основного определения: манипулятивное общение – это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних, по отношению к нему, целей.        

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"