Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Взаимопонимание – это механизм межличностного взаимодействия, связанный, в первую очередь, с когнитивными процессами, которые обеспечивают формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, объединение интересов сторон, изготовление подобного видения задач в конкретной ситуации.
Основная функция взаимопонимания - формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, которое разрешает объединить интересы сторон, выработать подобное видение задач в данной конкретной ситуации. Для этого участники взаимодействия должны быть довольно осведомлены друг о друге - о социальном статусе, ролевые позиции, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или другим жизненным событиям. Способами достижения такого знания выступают уточнения, повторы, перефразировка, обсуждение и спор из-за разных жизненных проблем.
Координация – поиск таких средств общения, которые лучше всего отвечают намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является общность в действиях, согласованность в операциях.
Согласование - механизм взаимодействия, которое касается, в основном, стороны мотивов и потребностей общения. Его результатом является относительное согласие с целью, содержанием, намерениями, которые задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.
Взятые в совокупности взаимопонимания, координация и согласование составляют процесс, в ходе которого партнеры находят свой предмет общения, на основе которого и строят отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в общий поиск, и эта общая активность порождает новое содержание.
Для любого уровня общения стратегически наиболее значимым есть определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника.
Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой постоянный процесс «налаживания» соответствия между интересами любого из ее участников и интересами сообщества, которое формируется. В ходе данного процесса создается пространство взаимодействия, которое имеет вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения. Это пространство, в свою очередь, определяет характер психологического контакта между партнерами.
2 Характеристика интерактивной стороны общения
Интерактивная
сторона общения - это условный
срок, который обозначает
В ходе ее для
участников чрезвычайно важно
не только обменяться
Такое решение вопроса
исключает обособление
Интерактивная сторона
общения раскрывается, таким образом,
в характеристиках тех
В истории социальной
психологии существовало
Другая попытка
построить структуру
Наконец, еще один
подход к структурированному
описанию взаимодействия
Следующий показатель
эффективности - адекватное понимание
ситуации (как и в случае обмена
информацией) и адекватный
Расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также оказывает содействие более тщательному психологическому анализу интерактивной стороны общения, которое проявляется в определенной попытке связать ее с содержанием деятельности.
Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций разных его видов.
На практике люди
вступают в бесконечное
Ряд ученых (например, Гибш и Форберг - Германия) наиболее значимым типом, и потому основным предметом социальной психологии, считают кооперацию. Однако это не совсем правильно. Уже давно социальная психология отошла от такого понимания конфликта, если он трактуется только как отрицательное явление. Следует помнить также и о таком виде взаимодействия, как соревнование, специфика которого состоит, перво-наперво, в потом, что его тяжело однозначно отнести к одной стороны дихотомии "кооперация-конкуренция". Это поясняется тем, что в соревновании осуществляется сильное сложное объединение как моментов кооперативной деятельности (взаимопомощь, сотрудничество), так и моментов, которые характеризуют конкуренцию (соперничество, соревнование). Состязательность, как общее стремление личности обнаружить себя, соединяется здесь со стремлением помочь другому.
В соревновании
формируется особый вид
Особый комплекс
проблем выделяется в
Важной задачей является анализ того, как соотносятся между собою спортивная активность и конфликт не абстрактно, а в контексте реальных коллективов.
При анализе разных
типов взаимодействий нельзя
не учитывать на содержание
деятельности, в рамках которой
даны те или иные виды взаимоде
Кооперация и конкуренция
- лишь формы "психологического
рисунка" взаимодействия, содержание
в обоих случаях задается
3 Стили общения
Каждый
человек имеет свой, целостный
стиль общения, который
Есть люди, "которые умеют" и "которые не умеют" общаться, "конфликтные" и "всегда согласные", "пешки" и "манипуляторы". Стиль общения, который присущ любому из нас, очевидно, зависит от очень разных моментов - от истории жизни самого человека и от отношения к другим людям, и от того, какое общение наиболее одобряется в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения определяет то, как человек склонен строить и понимать разные ситуации; сам стиль влияет на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.
Стиль общения существенным образом определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.
Будем исходить из того, что существует три основных вида ситуаций взаимодействия (межгрупповая, целевая и межличностная), что понимают как некоторые идеализированные образы. В то же время надо помнить, что бывают явные и неявные (за типом) ситуации.
Таким образом, стиль общения - это образ действий, который будто "вытягивается" с какого-либо одного типа ситуаций, и обнаруживается в сложных (с точки зрения определенного типа ситуации) случаях. Поскольку "образ" того ли другого стиля связанный с общением в одной из "базовых" ситуаций, то конкретное включение тех или других механизмов социального восприятия, влияния и защиты от него определяются этой "базовой" ситуацией. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: и личностными чертами человека, и его мировоззрением, и положением в обществе, и характеристиками этого общества, и еще многими другими.
Любой человек в
разные моменты жизни общается
совсем по-разному. Однако в
общении практически каждого
человека можно выделить
Выбор того ли
другого основного стиля
Существует три базовых стиля общения, которые связаны с базовыми ситуациями общения: ритуальный, маніпулятивний и гуманистический.
Ритуальное общение - индивидуальный стиль общения, присущий очень многим людям. Этот стиль происходит от социальных межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержка связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, временами очень разных, ситуаций, в который любой принимает участие только как некоторая маска с заранее заданными свойствами, которые требуют от участников только одного - знание правил игры.
В подобном стиле
В ритуальном общении
главным есть подкрепление
Следующим очень
распространенным стилем
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"