Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
помогающие понять собеседника, включают следующие правила:
1. По возможности перед контактом соберите информацию о партнере.
2. При личном общении,
прежде всего, надо
3. Постараться оценить
тип темперамента партнера, чтобы
быть готовым к
4. Попробуйте угадать, почувствовать настроение партнера. Спросите о его самочувствии и настроении (заодно будет выполнен этап «поглаживания»).
5. Найдите несколько
приятных слов одобрения в
соответствие с техникой
6. Соблюдайте правила этикета, соответствующие ситуации.
7. Предложите незнакомому
партнеру представиться,
8. Если перед вами иностранец, то договоритесь о языке общения.
9. При употреблении
специальных терминов
10. Смотрите в глаза. Избегайте поз закрытости, мешающих восприятию услышанного.
11. При необходимости
задать вопрос надо сначала
молча подать знак, например, поймать
его взгляд и привлечь
12. Не прерывайте собеседника
слишком часто. Можно
13. В любом случае
не оставляйте непонятым
14. Используйте рефлексивное слушание и парафраз. Показывайте невербально, кивками головы, что вы слушаете партнера, одобряющими междометиями.
15. Внимательно следите за всем комплексом вербальных сигналов партнера.
16. Не забывайте осторожно
повторять движения
17. Ищите общее в вас обоих и подчеркивайте это.
18. Не забывайте, что
партнер ждет возможности
19. Если собеседник не может остановиться, то можно прямо сказать ему для начала в мягкой форме, что если он хочет найти понимание, то должен давать слово и вам.
20. Больше говорите не о себе, а о партнере, выясняйте его проблемы.
21. Если общение заходит в тупик, то может быть стоит поберечь свое и чужое время.
22. Если у собеседника
слабые навыки общения, и он
не дает знаков обратной связи,
23. Если партнер сильно
взволнован, то дайте ему высказаться
до конца. Пока он не
24. Не задевайте самолюбие партнера, иначе он уйдет в себя и взаимопонимания не получится.
25. Попробуйте найти общие точки зрения и общие цели.
26. Чаще задумывайтесь не о том, «что» он говорит, а о том, «для чего» он говорит.
27. Из всего сказанного выделяйте ключевые слова и записывайте их. Потом вы убедитесь, как мало запоминается на слух.
28. Говорите в хорошем темпе, но и не тараторьте. Не говорите слишком громко и слишком тихо.
29. Включенные телевизор
или радио отвлекают. Для
30. Если партнер явно
витает в облаках и сосредоточе
31. Акцентируйте внимание на ваших мыслях.
32. Понимание возрастает
при повторении одной и той
же фразы, или повторении
33. Отдавая свое распоряжение или передавая чужое, спросите у адресата: «Теперь скажи мне, как ты будешь исполнять». Не удовлетворяйтесь тем, что на вопрос «Ты всё понял?» сотрудник ответит «Да». Он может побояться просить разъяснений, чтобы не выглядеть тупым или, боясь отнимать время начальника.
34. Если сами получили распоряжение, то уточняйте детали. Вы больше потеряете, когда выполните задание не так, как следует.
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1 Психология делового общения.
2 Репрезентативные
системы в деловой
3 Ролевые и манипулятивные классификации.
4 Культура общения руководителя.
Групповая
деятельность состоит из
Общение – это
процесс установления и
Ø обмен информацией между субъектами деятельности, работниками в группах и организациях, учебных заведениях;
Ø разработка общей стратегии деятельности, в которую включены все субъекты общения;
Ø восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения общих задач.
Общение объективно порождается общей жизнедеятельностью людей в системах их внешних взаимоотношений с социальной средой и внутригрупповыми межличностными взаимоотношениями.
При этом возникают социальные и межличностные отношения. Социальные отношения проявляются в общении людей не как отдельных личностей, а как представителей социальных групп, экономических структур, иерархических и формальных организаций. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных отношений, а также выбора людьми друг друга.
Рассматривая структуру общения, его средства и механизмы, имеет смысл остановиться так же на вопросе о видах общения. Рассмотрим виды общения по характеру и содержанию. По данным критериям общение делится на формальное и неформальное.
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, который предуматривает достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели (рис. 5.1).
Деловое общение можно разделить на прямое и непрямое. Прямое деловое общение имеет большую результативность, силу эмоционального влияния и навеивания, нежели чем непрямое; в нем непосредственно действуют разные социально-психологические механизмы.
Основное отличие делового общения от ежедневного (неформального) состоит в том, что в его процессе ставится цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Деловое общение реализуется в разных формах:
ü деловая беседа;
ü деловые переговоры;
ü деловые совещания;
ü публичные выступления.
Функции делового общения:
Инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, который позволяет получить и передать информацию, необходимую для осуществления каких-либо действий, принятия решений, коммуникативного намерения.
Интегративная функция – общение используется как способ объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для общего коммуникативного процесса: решения задач, генерирования идей, разработки общего договора и др.
Функция самовыражения – позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личный интеллектуальный и психологический потенциал.
Трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мыслей, суждений.
Функция социального контроля – для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях и речевых акций участников делового взаимодействия.
Функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.
Экспрессивная функция – при помощи этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, которые чаще выражаются через невербальные средства.
В деловом общении можно так, как и в ежедневном общении, выделить несколько основных сторон, или функций: информативную, интерактивную и перцептивную.
В системах управления коммуникативная сторона общения выявляется прежде всего в обмене информации, потому как люди передают друг другу различные сообщения, обмениваются своими идеями, планами.
В некоторых социально-
Рис. 5.2 – Модель передачи информации.
В отличие от движения информации между передающим и принимающим устройствами, в общении мы имеем дело с взаимодействием активных субъектов, которые взаимно информируют друг друга для организации совместной деятельности. Поэтому, передавая информацию от работника работнику, от руководителя подчиненному, необходимо учитывать их мотивы, цели, наставления, способы деятельности и др. В ответ на посланную информацию человек получает какую-то новую информацию. Для человека информация всегда приобретает особое значение и содержание, т.е. в коммуникативном процессе объединяется деятельность, общение и познание. Этот процесс можно представить в виде рисунка 5.3.
Рис. 5.3 – Структура сообщения в процессе коммуникации
(модель Фридмана-Шульца фон Туна)
В условиях людской коммуникации могут возникать специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Это могут быть социальные, политические, религиозные и другие расхождения, которые порождают совсем различную интерпретацию тех же событий, а так же различное мировоззрение и миропонимание.
По своему характеру информация, которая исходит от коммуникатора (руководителя, преподавателя), может быть двух типов: побудительной и констатирующей.
Побудительная информация выражается в приказах, просьбах, советах. Она должна стимулировать к какому-либо действию. Стимуляция в свою очередь так же может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; итердикция – побуждение, которое запрещает определенное действие; дестабилизация – несогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.
Констативная информация – это сообщение, которое имеет место в различных образовательных и управленческих системах: доклад, инструктаж. Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наличию элементов убеждения. Вариант сообщения выбирает коммуникатор, от которого исходит информация.
Необходимо помнить о том, что деловая коммуникация будет полноценной только при условии, что в ней гармонично объединятся взаимозависимые, но и различные стороны: внешняя (поведенческая, операционно-техническая) и внутренняя (та, которая связана с ценностными особенностями личности).
Внешнюю сторону общения можно наблюдать, она выражается в коммуникативных действиях и фиксируется участниками общения при помощи таких показателей, как: речевая активность во время взаимодействия, интенсивность действий, «ведение своей линии», технико-коммуникативное мастерство, адекватность поведения.
Внутренняя сторона общения отображает субъективное восприятие ситуации делового взаимодействия. Она выражается при помощи вербальных и невербальных сигналов и достаточно легко «считывается» доже тогда, когда партнер пытается скрыть реакцию, собственные мотивы.
С коммуникационной функцией общения взаимосвязана интерактивная функция, которая имеет свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обмениваются информацией, но и организовывать деятельность, в которую должен делать вклад каждый участник группы. В тоже время здесь происходит и «обмен действиями», планирование общественной деятельности.
В процессе групповой деятельности люди вступают в бесконечное количество различных взаимодействий, поэтому существует множество способов их классифицировать. Самой распространенной классификацией является та, которая подразделяет все виды взаимодействия на: кооперацию и конкуренцию.
Кооперация определяет такие виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности. Здесь психологический механизм деятельности опирается на взаимопомощь людей, на их сотрудничество.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"