Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2 Педагогические функции речи и коммуникативная сторона общения
1 Специфика педагогического общения
Как известно, общение выступает одним из самых важных условий объединения людей для любой общей деятельности. Это положение справедливо для обучения и воспитания, которые представляют собой опосредствованную общением общую деятельность людей, одни из которых передают, а другие усваивают накопленный человечеством опыт. В общении человек, с одной стороны, выявляет, раскрывает для себя и других свои психические качества, а с другой стороны, развивает и формирует их. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сформированные общественные нормы, ценности, знание и образ деятельности, формируя себя, таким образом, как личность и субъект деятельности. В этом ракурсе общение, как и предметная деятельность, становится важнейшим фактором психического развития человека.
Интенсивность общения является значимой составляющей педагогического влияния, которое предопределяет соответствующую реакцию слушателей. Благодаря этому возникает взаимное общение и осуществляется процесс обучения.
Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров.
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его производительность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса как императив их индивидуального поведения. Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога ученикам, так и в обмене личностными характеристиками, связанными с исследуемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (то является возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учеников, так и педагогов.
Таким образом, полноценное педагогическое общение является не только многогранным, а и полифункциональным. Оно обеспечивает обмен информацией и сопереживание, познание личности и самоутверждение, продуктивную организацию взаимодействия. Обмен информацией и отношениями реализует коммуникативный бок общения, познание личности и самоутверждение – персептивный, а организация взаимодействия - интерактивный.
Ориентация на полифункциональность общения дает возможность преподавателю организовать взаимодействие на занятии и вне него как целостный процесс: не ограничиваться планированием лишь информационной функции, а создавать условия для обмена отношениями, переживаниями; помогать каждому студенту, ученику достойно самоутвердиться в коллективе, обеспечивая сотрудничество и сотворчество в группе, в классе.
Общение педагога с теми, что учатся, является специфическим потому, что по статусу они выступают с разных позиций: учитель организовывает взаимодействие, а ученик воспринимает его и включается у него. Надо помочь ученику стать активным соучастником педагогического процесса, обеспечить условия для реализации его потенциальных возможностей, то является обеспечить субъективный характер педагогических отношений, которые особенно актуально в современных условиях обучения.
Субъективный характер педагогического общения - принцип его эффективной организации, которая состоит в равенстве психологических позиций, взаимной гуманистической установке, активности педагога и учеников, взаимопроникновении их в мир чувств и переживаний, готовности воспринять собеседника, взаимодействовать с ним.
Главными признаками педагогического общения на субъективном грунте являются:
1. Личностная ориентация собеседников - готовность видеть и понимать собеседника; самое ценное отношение к другому. Учитывая право каждого на выбор, надо стремиться не навязывать мысль, а помочь другому избрать собственный путь решения проблемы. В конкретной ситуации это может реализоваться с помощью разных приемов.
2. Субъективный характер общения предусматривает равенство психологических позиций собеседников. Хоть учитель и ученики неровни социально, для обеспечения активности ученика, через которую можно надеяться на развитие его личности, след избегать доминирование педагога и признавать право ученика на собственное мнение, позицию, быть готовым самому также меняться. Ученики, а особенно студенты, хотят, чтобы с ними совещались, учитывали их соображения, и задача педагога - учитывать эту потребность.
3. Проникновение в мир чувств и переживаний, готовность пристать к мысли собеседника. Это является общением по законам взаимного доверия, когда партнеры вслушаются, разделяют чувство, сопереживают.
4. Нестандартные приемы общения, что является следствием отхода от сугубо ролевой позиции учителя.
В зависимости от того, реализован принцип субъективного или объективного взаимодействия, общение возникает как функционально-ролевое или личностное ориентированное.
Функционально-ролевое общение преподавателя - сугубо деловое, стандартизированное, ограниченное требованиями ролевой позиции. Главная цель - обеспечить выполнение определенных действий; личное отношение педагога и ученика не учитывается и не оказывается. Личностно ориентированное общение преподавателя предусматривает выполнение нормативно заданных функций с проявлением личного отношения, чувств. Главная цель влияния - развитие учеников. Личностно ориентированное общение - сложное психологическое взаимодействие. Как видно из его определения, педагог, который организует отношения с учениками, таким образом, направленный не столько на выполнение новых задач, сколько на развитие учеников с помощью этих действий, форм работы.
Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. Чтобы осмыслить процессы педагогического общения, необходимо определить их ценностные ориентиры. Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и ученика. Собственное достоинство и чявляется педагога, достоинство и чявляется учеников - самая важная ценность педагогического общения.
В связи с этим руководящим принципом педагогического общения может быть принятый императив Е. Канта: всегда относиться к себе и ученикам как к цели общения, в результате которого происходит восхождения к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождения к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения. В этом отношении может быть полезной одна практическая рекомендация педагогам: надо всегда вести себя так, чтобы у вас и у студентов создавалось ощущение собственной значимости, и чтобы вы могли наблюдать не только восхождение к индивидуальности ваших учеников, но и собственный личностный рост.
В учебно-воспитательном процессе современного вуза существуют следующие разновидности общения:
- непосредственное общение между студентами, преподавателями или их руководителями:
- общение, связанное с подготовкой и обеспечением будущей деятельности;
- общение как усвоения человеком фонда духовного богатства, созданного "другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность ее индивидуального опыта; вместе с тем она вносит в этот "фонд" то, что создала самая";
- опосредствованное общение во время чтения, писание, прослушивание магнитофонных и просмотра телевизионных записей и т.п.
В современных условиях оказывается тенденция изменения функциональной структуры влияния педагога на тех, кого он учит. Если на протяжении всей истории человечества в ней заметно преобладал информационный аспект, то сейчас в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации педагог теряет лидирующую позицию как источник новой информации. Это оказывается в том, что в школе начинает заметно преобладать другое содержание роли педагога - быть проводником в мире знаний, "учить жить" в нашем сложном мире. В вузах информационная функция преподавателя пока еще хранится на довольно высоком уровне, который связано с бурным обновлением учебных дисциплин и существенным недостатком учебной информации с них. Однако с появлением новых поколений учебников, использованием компьютерных технологий обучения роль общения с преподавателем также будет меняться. Активизируется процесс передачи тем, кто учится, функций самоконтроля, самоорганизации, самооценки. От преподавателя студент сможет получать помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, в поиске собственного стиля деятельности, в преодолении барьеров познания и личностных проблем.
Общение преподавателя, которое реализуется в рамках ролевой профессиональной позиции, всегда целеустремленно. При этом сам педагог будто находится в нескольких "плоскостях": он непосредственно взаимодействует с партнером, наблюдает за собой и своими действиями с позиции их "профессионального соответствия" (рефлексивный контекст общения), удерживает под контролем сознания сначала принятую цель и одновременно оценивает целесообразность ее сохранения или изменения на новую (рациональный контекст общения). Таким образом, нередко педагогическое общение является средством решения собственное учебных или воспитательных задач, инициатором, организатором и главным руководящим звеном которого является преподаватель.
Искусство учителя состоит в способности помочь ученикам добиться чего-то нового, то является в способности помочь ученикам научиться. Пассивное восприятие идей или фактов не является образованием. Ученик должен активно принимать участие в обучении, он должен сам порождать идеи, которые старается передать ему учитель. Процесс обучения представляет собой творческую деятельность. Процесс коммуникации слишком несовершенный. Ученик должен сформулировать собственную идею на основе того, что учитель говорит, пишет или делает.
Важным признаком педагогической деятельности является полифункциональность любого акта взаимодействия с теми, кого учат. Преподаватель, независимо от того, какое функциональное содержание он видит в контакте с тем, кого учит, всегда реализует несколько функций. Сообщая конкретный научный факт, он одновременно стимулирует познавательную активность студента, мотивирует познание своего предмета, достигает понимания того, о чем идет речь, устанавливает определенные статусно-ролевые отношения как нормативные, что влияют на личностном уровне, и т.п. С такой полифункциональностью педагогической деятельности не всегда могут управиться педагоги начинающие, которые обычно преувеличивают информационный и статусно-ролевой компоненты, но недооценивают побудительный, координационный, амотивный аспекты общения.
Педагогическая деятельность влияет на развитие личности исполнителя, особенно на качестве, которые реализуются в общении. Преподавателя с большим стажем работы всегда можно узнать по тону голоса (требовательному, властному или поучительному), мимике (четко выражает оценку действий партнера). Он часто категоричный и безапелляционный в высказываниях, склонен к навязыванию собственного мнения, хочет преодолеть сопротивление партнера, несмотря на его причины, хочет к лишней нормативности поведения и т.ин. Это следствия продолжительного ролевого взаимодействия, в котором преподаватель выступает доминирующей, авторитарной стороной с правом преимущества, контроля, оценки.
Не менее важно учитывать и те аспекты педагогического общения, которые касаются интересов того, кого учат. Специфика работы педагога состоит (помимо всего прочего) еще и в том, что в ситуациях взаимодействия он должны нести двойную нагрузку: не только учитывать возможные действия партнера, но и разворачивать общение таким образом, лишь бы оно мало учебный, воспитательный и развивающий эффекты. Педагог должен принимать во внимание те возможные затруднения, которые могут возникать в воспитанника в процессе общения, и брать на себя инициативу общения и ответственность за взаимодействие.
Более высокой является ответственность за процесс взаимодействия школьного учителя. Он часто вступает у общения с учеником не только для решения текущих задач, но и с определенными психотерапевтическими целями (создание ученику возможности для переживания аффекта, снятие эмоциональной напряженности, авансирование успеха, повышение самооценки, формирование самоуважения и др.). Последние два обстоятельства особенно важные в общении с подростками, в которых стойкая самооценка, как правило, еще отсутствующая. Поэтому они ориентируются на предвиденные оценки своих поступков авторитетными для них лицами (одноклассниками, родителями, учителями и др.). Поскольку эти оценки могут существенным образом отличаться, подросток может потерять опору для самоуважения, болезненно реагировать на замечание в свой адрес. Поэтому очень важно, чтобы учитель сохранял с ним контакт, поддерживал веру в его силы, учил преодолевать препятствия в общении без потери самоуважения и снижение самооценки.
Студенты вузов имеют более высокий уровень социальной зрелости. Они способны принять на себя некоторую частицу ответственности за возникновения конфликта, меньше эмоционально травмируются. Однако и среди них может быть многому лиц, которые испытали в школе эмоциональных травм, которые возникли в результате общения с преподавателем. У первокурсников трудности адаптационного периода в институте также могут обусловить снижение самооценки и потерю самоуважения. Особенно в этот период они нуждаются в поддержки со стороны преподавателей.
Естественно, стиль общения, которое задается преподавателем, существенным образом влияет на отношение студентов к учебному предмету, который он излагает. Чрезмерно большая дистанция, установленная преподавателем между собой и студентами, приводит к тому, что ученики боятся обратиться к нему за разъяснениями, прячут свое непонимание. Слишком близкая дистанция, неформальные отношения могут вызвать у студентов иллюзию необязательности, нежелание глубоко усваивать учебный предмет. Конфликтные отношения, которые возникают с преподавателем, могут приводить к игнорированию даже его справедливых требований.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"