Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

4. Анализ общения. Главная задача этого этапа - соотнесение цели, средств, результатов взаимодействия, а также моделирование дальнейшего общения. Это этап самокорректирования.

Учителю надо иметь педагогическую память, в которой записывает выявленное в словах, эмоциях и действиях отношения учеников. Эта информация поможет проанализировать тенденции развития отношения воспитанников.

Относительно каждого этапа педагогу след соблюдаться определенных правил, которые оптимизируют взаимодействие:

- формирование чувства "мы", демонстрация общности взглядов, которая отстраняет социальные барьеры, противопоставление и объединяет для достижения общей цели;

- установление личностного контакта, чтобы каждый ученик ощущал обращение именно к нему. Это реализуют языковыми средствами (чаще называем по имени, повторяем удачно высказанное соображение ученика) и невербально (визуальный контакт);

- демонстрация собственного отношения, которое оказывается в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или скептически), с какой интонацией говорим (по-дружески, сухо, давя на ученика), как экспрессивно окрашенные наши движения (спокойные, сдержанные или пренебрежительные, нерву), которую избрали дистанцию (доверия или конфронтации);

- показ ярких целей общей деятельности - начертание общего "мы" в будущем, которое демонстрирует заинтересованность в собеседнике, прочность единства;

- передача педагогом понимания внутреннего состояния учеников - считывание настроения собеседника, который сигнализирует о заинтересованности во взаимодействии, взаимопонимании;

- постоянное проявление интереса к ученикам. Это означает - слушать учеников, задавать вопрос и ценить их мысль, сопереживать, подчеркивать положительное, говорить комплименты, то является делать все, что поддерживает ученика в его положительных намерениях;

- создавать ситуации успеха, нужны для благоприятного психологического фона взаимодействия; оно создается радостью от успеха, постоянным одобрением потенциальных возможностей, подчеркиванием индивидуальной значимости каждого, снятием страха перед возможной ошибкой, предоставлением помощи и умением учителя попросить помощи у ученика.

Реализовать все эти правила возможно, если учитель правильно изберет стиль общения с детьми и взрослыми.

Часто самое общение преподавателя с учениками представляет ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога. Рассмотрим, что необходимо учителю, чтобы осуществить общение на каждом из этапов.

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, возможных затруднений, динамики работы. Готовясь к уроку, надо представить ситуацию будущего взаимодействия и продумать ее не только со стороны учителя, но и с точки зрения школьников, по возможности в разных вариантах.

Этап, который имеет название "коммуникативной атаки", говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно овладеть приемы самопрезентации и динамического влияния.

На этапе управления общением необходимое умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать собственный замысел, делая поправки согласно реальным условиям.

И наконец, анализ общения направленного на соотнесение цели, средств и результата.

Естественно, что учитель должен быть инициатором, лидером в управлении общением и в целом учебно-воспитательным процессом. Для этого В. А. Кан-Калек советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирование чувства "мы", привнесение личностных аспектов во взаимодействие с учениками, демонстрацию собственной благосклонности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу педагогом ученикам понимания их внутреннего состояния, организацию общего контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок относительно отдельных учеников. Все это помогает одолевать барьеры (препятствия, которые мешают эффективному общению), что возникают в преподавателя, особенно в начале педагогической деятельности. Во-первых, это страх перед классом. Он снимается психологической настройкам, переключением внимания на интерес к будущей работе, поиском "эмоционального ядра" общение.

Барьер - это может быть негативная установка на основании прошлого опыта общения, в преодолении которой помогает развитие такого свойства, как оптимистичное прогнозирование собственной деятельности. Среди других препятствий общения - физический барьер, то является пространство, дистанция и время, с помощью которых учитель отдаляет себя от учеников, "закрывает" себя, стараясь "спрятаться" за стол, стул, в угол. Для того, чтобы избежать этого, надо демонстрировать доверие, работать в открытой позиции.

Социальный барьер создается постоянным подчеркиваниям собственной позиции "сверху" ("Перед вами учитель!"), своего преимущества, а гностический - когда педагог не адаптирует собственный язык к уровню понимания школьников ("заумно говорит"), высказывается большими предложениями - свыше 17 слов, весьма быстро - свыше 2,5 слова за секунду, недоказательно.

Характеристике психологических барьеров общения учителя особое внимание уделяет В. А. Кан-Калек. Самым типичным с них является барьер несовпадения установок: преподаватель приходит на занятие с интересным замыслом, восхищенный им, а ученики равнодушные, несобранные, невнимательные, вследствие чего неопытный учитель ощущает раздражение, нервничает. Барьер боязни класса характерный для учителей-начинающих: они неплохо овладели материал, хорошо подготовились к уроку, но самая мысль о непосредственном контакте с учениками пугает их. Барьер отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро организовать взаимодействие с учениками, начинает действовать "автономно" (например, начинает что-то рассказывать за темой или писать на доске задачи). Барьер - сужение функций общения, педагог учитывает только информационные задачи общения, оставляя без внимания социально-персептивные, коммуникативные функции общения:

Ø          барьер негативной установки на класс;

Ø          барьер предыдущего негативного опыта общения с этим классом или учеником;

Ø          барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не знать ответа на вопрос ученика, не найти общего языка с классом и т.п.);

Ø          барьер наследования: молодой учитель подражает манере общения другого педагога, не учитывая собственную педагогическую индивидуальность;

Ø          эстетичный барьер (непринятие собеседником эстетики внешнего вида, особенностей мимики);

Ø          эмоциональный барьер (несоответствие настроения, негативные эмоции, которые деформируют восприятие).

Нейтрализовать, отстранить эти барьеры можно. Помогает психологическая настройка учителя на взаимодействие. Физический барьер смягчается сокращением дистанции, открытостью в общении; социальный - стремлением не противопоставлять себя, а поднимать учеников к своему уровню, не навязывать, а советовать; гностический - внимательным наблюдением за реакцией слушателя и перестройкой речи; эстетичный - самоконтролем поведения: эмоциональный - стремлением согреть общение сиянием успеха; психологический - перенесением внимания на интерес к работе, поиском "эмоционального ядра" в общении, оптимистичным прогнозированием педагогической деятельности.

Наличие указанных барьеров общения, как правило, порождает малоэффективные модели общения учителя с учениками.

Модель 1. Она имеет условное название "Монблан", потому что педагог поднимается над классом, как одноименная горная вершина. Он оторван от учеников, мало интересуется их личностями и своими взаимоотношениями с ними. Общения сводится лишь к сообщению информации. Подобная модель формализует всю систему учебно-воспитательного процесса, формирует у учеников пассивную позицию в педагогическом взаимодействии.

Модель 2 - "Китайская стена". Характеризует такое общение педагога с воспитанниками, когда педагог старается подчеркнуть свое превосходство, выявляет пренебрежительное отношение к ученикам.

Модель 3 - "Локатор". За этой модели преобладает избирательность учителя в организации взаимоотношений с учениками. Он сосредоточивает свое внимание или на группе слабых или, наоборот, сильных учеников. Вследствие этого не создается целостная и беспрерывная система общения.

Модель 4 - "Робот". Она характеризует поведение педагога, который целеустремленно и последовательно действует на основании определенной программы, несмотря на обстоятельства, которые требуют изменений в общении.

Модель 5 - "Я сам". Сущность этой модели организации педагогического взаимодействия заключается в том, что учитель возникает в роле главного действующего лица, нередко тормозя этим все проявления инициативы со стороны учеников.

Модель 6 - "Гамлет" - характеризует действию учителя, для которого присущий постоянные сомнения: или правильно его поймут, или адекватно отреагируют на то или другое замечание ит.п.

Модель 7 - "Друг". Здесь учитель может потерять деловой контакт в общении.

Модель 8 - "Тетерев" - характеризует педагога, который во время взаимодействия с учениками слышит лишь себя, не направленный на ученика, не осознает его переживаний и нужд в ситуации контакта.

Снятию любых барьеров содействует, прежде всего, воспитание правильных форм общения. Среди многообразия индивидуальных форм выделяются и некоторые общие черты, совокупность которых определяется как стиль общения.

Педагог, как и актер, должен знать и ощущать аудиторию - как передовую, так и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы людской реакции в зависимости от возраста, пола, профессионального направленности.

К. С. Станиславский дал характеристику стадиям органического процесса общения, их целиком можно применить в педагогической деятельности.

Первая стадия. Выход артиста на сцену. Рассматривание всех присутствующих. Ориентирование и выбор объекта.

Вторая стадия. Подход к объекту, привлечению его внимания.

Третья стадия. Зондирование души объекта "щупальцами глаз".

Четвертая стадия. Передача своих видений объекту.

Пятая стадия. Отклик объекта и обоюдный обмен излучением и восприятием чистосердечных потоков.

Педагог должен владеть арсеналом средств, с помощью которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства все индивидуальные и неповторимые. Кроме слов, голоса, интонации в распоряжении педагога является еще жесты, движения, ритмика. Но, прежде всего, глаза. Именно они помогают педагогу предрасположить к себе внимание.

Существует несколько методов завоевания внимания аудитории. Крайние из них - пассивный и агрессивный.

Пассивный метод состоит в потому, что педагог фокусирует внимание аудитории на собственной личности. Последовательные, логически стройные соображения, воздержанная чувственность объединяются с вниманием аудитории в единый узел педагогического действия.

Агрессивный метод совсем противоположный пассивному. Им пользуются сильные, умные, экспрессивные педагоги, их чувства и мысли высвобождаются через интеллект и предрасполагают к себе внимание аудитории. Педагог будто гипнотизирует слушателей в процессе реализации педагогической задачи. Для этого используются темпоритмы и своеобразная педагогическая монотонность, которая содействует, в итоге, формированию установок, убеждений личности в процессе обучения. Эта деятельность предопределяется тренированностью педагога, его психотехникой и оказывается в использовании индивидуальных средств и приемов.

Педагогический процесс требует своеобразной "магии" педагогического влияния. Чтобы ее создать, надо в совершенстве овладеть технику межличностного общения. В учебном заведении, как и в театре, "все должны улыбаться потому, что здесь делается любимое дело... Атмосфера передается зрителям. Она вне сознания притягивает их к себе, очищает, вызывает потребность дышать художественным воздухом театра. Если бы вы знали, как зритель ощущает все, что творится за закрытым занавесом!".

Таким образом, тот, кто хочет постичь тайны овладения людей, должен постичь тайны знания самого себя. Пока аудитория остается тайной, педагог не сможет получить власть над ней. Но так же, до тех пор, пока педагог не выработает мастерства подчинять себя педагогические цели, пока не осмыслит собственных личных возможностей влиять на аудиторию, он по-настоящему не будет, и воспринимать его информацию не будут.

 

2 Педагогические функции речи и коммуникативная сторона общения 

 

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего функциями, которые оно выполняет в педагогической деятельности. Главными среди них можно назвать такие:

1) коммуникативную - установление и регуляция взаимоотношений между педагогом и теми, кто учится, обеспечение гуманистической направленности развития учеников и студентов;

2) психологическую - создание условий для обеспечения психологической свободы учеников, проявления индивидуальной своеобразности их личности; снятие социальных притеснений, которые мешают этому;

3) познавательную - обеспечение полноценного восприятия учебной информации учениками, формирование в них личностного, эмоционально-ценностного отношения к знаниям;

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"