Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС  ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 
ТЕМА 2.   ВЕРБАЛЬНЫЕ   И   НЕВЕРБАЛЬНЫЕ   СРЕДСТВА   ОБЩЕНИЯ 
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И  ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ  МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Распознание Эго-состояния осуществляется анализом интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также языковых клише, что присущий конкретному типу ролей (табл. 5.4 – 5.5).
Родители - Я  | 
  Критическое поведение  | 
  Кормящезаботливое поведение  | 
А. Общее поведение  | 
  Автоматическая оценка; ироническая; осудительная; карательная; вычислительная; ищет виноватого; приказная; авторитарная; запретная; догматическая; претендует на то, что всегда прав; тот, который устанавливает границы  | 
  Добрый; бодрящийся; благодарный; сочувствующий; защитник; опора; тот, кто советует; тот, кто помогает; тот, кто утешает; понимающий; очень заботливый  | 
Б. Речевые конструкции  | 
  «Ты должен», «Ты не должен» «Этого тебе нельзя», «Это нужно сделать, этого не нужно делать», «Сколько тебе говорить тоже самое», «Я не позволю так с собою обращаться»  | 
  «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Успокойся сначала», «Тебе это не под силу», «Хорошо вышло», «Я могу тебя понять», «выше голову».  | 
В. Интонация манера говорить  | 
  Громко или тихо; твердо; понятно; насмехаючись; иронично; саркастично; с напором  | 
  Тепло; успокаивающе; с сочувствием  | 
Г. Выражение лица.  | 
  Критический взгляд; стиснутые губы; брови, сдвинутые к переносице; нос презрительно сморщен; отчужденное выражение лица  | 
  Подбадривающий; довольный; счастливый; улыбающийся; влюбленно-заитересованный  | 
Д. Жесты и позы тела  | 
  Поднятый вверх указательный палец; руки на бедрах; руки скрещены на груди  | 
  Протянутые руки; поглаживание по голове  | 
Таблица 5.4 – ВЗРОСЛЫЕ – Я
Взрослые - Я | 
  Поведение  | 
А. Общее поведение  | 
  По-деловому объективное; внимательное; заинтересованное; прислушивается к собеседнику; без эмоций; концентрированное; сбор и обработка данных; понимание друг друга по глазам; задает открытые вопросы; предлагая и выбирая альтернативы; независимое; сравнительное; задумчивое  | 
Б. Речевые конструкции  | 
  Все вопросы, которые начинаются со слов: Что? Когда? Где? Почему? Как? Выражения: возможно, иммоверно, если сравнить с…, по моему мнению, я думаю. Все, что говорится, не догматично, допускается возможность дискуссии  | 
В. Интонация манера говорить  | 
  Уверенно (без заумностей), по-деловому (с особым окрасом), нейтрально, спокойно, без пристрастия,  | 
Г. Выражение лица.  | 
  Лицо обращено к партнеру; открытый и прямой взгляд, который оценивает; задумавшийся, внимательный, но прислушивается к партнеру; частая смена выражений лица соответственно к ситуации  | 
Д. Жесты и позы тела  | 
  Жесты, которые подкрепляют то, что, говорится; корпус тела прямой. Его положение изменяется в ходе беседы; голову держит прямо; верхняя часть тела слегка наклонена вперед  | 
 
Ребенок - Я | 
  Нейтральное поведение  | 
  Поведение, которое приспосабливается | 
  Бунтарское поведение  | 
А. Общее поведение  | 
  Не заботясь о реакции окружающих людей, спонтанное, игривое, творческое, хитрое, открытое, веселое  | 
  Ощущение силы, чувство вины, осторожность, боязливость, сдержанность, требует похвалы, покорность, скромность, отвечает правилам и договоренностям  | 
  Протест против более сильных и авторитетных, капризный; тот, кто «заводит» других; тот, который спорит с другими; гневный, неприятный, агрессивный  | 
Б. Речевые конструкции  | 
  «Я хочу», «Прекрасно!», «Не имеет значения», «Так тебе и надо».  | 
  «Я не верю в свои силы», «Я не могу сделать», «Я боюсь», «Я хотел бы», «Я попробую», «Я должен»  | 
  «Я этого не хочу», «Дайте мне покоя!»  | 
В. Интонация манера говорить  | 
  Преимущественно громко, быстро  | 
  Тихо; нерешительно; голосом, который прерывается; плаксиво; подавленно; нудно; покорно  | 
  Гневно, громко, уперто, трудно  | 
Г. Выражение лица.  | 
  Возбуждение, открытый рот, блеск в глазах, хитрость, лукавство, интерес  | 
  Глаза опущены; выражение согласия; губы и подбородок дрожат; глаза «на мокром месте»; нервный; с оглядкой на других  | 
  Твердый, упертый, отсутствующий, взгляд из подо лба  | 
Д. Жесты и позы тела  | 
  Напряженный или расслабленный корпус; невнимательность; свободный, утомленный  | 
  Поднимает руку, если хочет что-то сказать; опущенные плечи; наклоненная голова; поза слуги; стоит навытяжку; кусает губы; напряженный  | 
  Напряженность; угрожающая поза; упертость; опущенная голова  | 
 
 Психология и техника 
проведения деловых встреч и 
переговоров в современном 
Под культурой общения понимают, прежде всего, основные общечеловеческие нормы моральности.
Можно назвать три важных правила, которые характеризуют современные нормы общения.
Во-первых, сформулированное еще древними римлянами правило: «договора должны выполнятся». Оно широко известно, как принцип взаимодействия между государствами, на котором базируется международное право.
Другой общечеловеческой нормой общения является признание человека наивысшей ценностью.
К третьей общечеловеческой основе культуре общения может быть отнесены религиозные взгляды.
Искусству делового общения учат во всем мире. Умение проводить деловые переговоры – одна из основных составляющих профессиональной деятельности менеджера, что и определяет его личный успех.
Общение руководителя - это процесс передачи и получения информации, за счет чего происходит влияние на поступки и состояние членов коллектива. Поэтому уровень владения общением важный для правильного построения отношений и взаимодействий руководителя с группой и любым из его членов.
Руководитель должен знать такие основные функции общения:
- информационную (передача и получение информации);
- познавательную (активный поиск информации, умение ее добывать);
- управленческую (умение влиять на людей);
- развивающую (педагогический аспект влияния на подчиненных в плане воспитания в них желательных профессиональных и личностных аспектов);
- эмоциональную (обмен эмоциями, передача психических состояний).
Руководитель использует вербальные и невербальные средства общения. Уровень развития, культура речи - это не только показатели общей культуры руководителя, но и средство поддержки своего авторитета. Язык в его устной и письменной формах используется руководителем как основной канал передачи сотрудникам семантической составной информации, содержания целей, задач и способов деятельности.
Овладение невербальными средствами играет также важную роль в передачи информации. В наше время в манере поведения менеджеров доминируют европейские стандарты контактов в общении. Очень информативным является выражение глаз человека, оно разрешает нам определить состояние, а наиболее часто и характер собеседника, его отношение к нам.
В речевом общении важно не только содержание (семантика) текста, но и подтекст, который выражается часто интонацией: одно и то же можно произнести приветливо, почтительно, а можно - зло и сердито.
Информация является могущественным выразительным средством, она может быть более богаче и полнее самого текста. Для людей чувствительных часто большее значение имеет не то, что говорят, а то, как говорят.
Высокая культура общения предоставляет руководителю уверенность, когда его правильно поймут. Поднимая социальное выработанные способы общения, руководитель вводит подчиненных в состояние тревоги, неопределенности, неуверенности, образы и других отрицательных эмоциональных состояний.
Руководитель может использовать разные каналы общения: прямой и косвенный. Прямой канал – это когда мы сообщаем информацию в прямом виде, то есть в виде фактов и доказательств. Косвенный канал - это информация по поводу основного сообщения прямого канала, который люди приобретают самостоятельно. Источником таких действий является недоверие к основному источнику информации. Если подчиненные доверяют руководителю и знают, что он нарочно не сообщает им ошибочной информации, то косвенный канал не используется как контрольный. Средствами косвенного канала общения могут служить невольные интонационные, темповые, ритмические невербальные характеристики речи и поведения.
Использование прямых и косвенных каналов связано с таким феноменом человеческого общения, как доверие. Именно недоверие подчиненных к руководителю и других официальных источников информации заставляет людей «питаться» слухами. К подобному роду феноменов относится также явление сокрытия информации.
Руководитель в разных ситуациях может использовать разные типы общения.
* Функционально-ролевое общение. Оно осуществляется на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель и ученик). Здесь существуют определенные статусы и роли.
* Межличностное общение. Оно строится на эмоциональной основе, выражает положительные или отрицательные отношения между партнерами (доверие, недоверие, уважение, неуважение и т.п.).
* Деловое общение. Это вид межличностного общения, направленный на достижение по договоренности какой-то конкретной цели. В этом общении в основном затрагиваются не ролевые интересы, а интересы самого индивида. В деловом общении руководителя являются свои особенности. За любой цели всегда относятся определенные задачи:
оценить человека как деловую;
получить ли передать деловую информацию;
повлиять на мотивы и решения партнера.
В любой деловой беседе важное наличие конкретных договоренностей, воспринятых собеседником не как навязанных руководителем, а как результат собственных убеждений. Оценить работника как делового человека – это осознать, сможет ли он выполнить работу, которая поручается ему, кто он, какие у него отношения с другими членами рабочей группы. Переходя к конкретике, надо объяснить работнику задачи, проконтролировать понимание, оценить его способность прогнозировать результат, раскрыть его мотивацию и возможные противоречивые тенденции деятельности, способности к более сложной работе с большим уровнем ответственности и самостоятельности.
В любой беседе надо иметь в виду три аспекта: деловой, личностный и динамику развития общения.
Направленность субъекта общения может быть разной:
* потребность в собеседнике, 
озабоченность собою (
* потребность в достижении успеха через контроль над другими (агрессивный стиль);
* сохранение эмоциональной 
дистанции, независимости, 
* сотрудничество;
* компромисс;
* соперничество;
* приспособление (конформизм);
* избежание (чего-то нежелательного).
Общение руководителя соответственно общему стилю управления может быть авторитарной (с преимуществом единоличных решений), демократическим (ориентированным на группу), либеральным (зависимым от случая).
Общение руководителя с группой или с отдельными ее представителями, как правило, проходит ряд стадий (этапов):
1. Подготовка, планирование, определение места и времени, установка на определенный результат.
2. Вхождение в контакт с партнером. Здесь важную роль играет самонастрой, способность понять состояние и расположение духа партнера, наличие возможности сориентироваться самому и предоставить такие возможность своему партнеру. Важно так же вызвать к себе симпатию партнера и обеспечить равное, спокойное начало. Этот период может закончиться установлением психологического контакта.
3. Концентрация внимания на конкретной проблеме и разработка темы.
4. Мотивационный этап: проведение зондажа для понимания мотивов и интересов собеседника.
5. Поддержка внимания, борьба с отвлеченностью. При этом к приемам поддержки внимания необходимо возвращаться неоднократно.
6. Стадия аргументации и убеждения в случае, если есть расхождения в мыслях.
7. Стадия фиксации результатов.
Если тема исчерпана или партнер проявляет беспокойство, то необходимо завершить общение.
Процесс общения всегда активный с обоих сторон, поэтому руководитель должен уметь не только говорить, приказывать, убеждать, но и уметь слушать. Процесс эффективного слушания требует концентрации внимания, выделения содержания и логической переработки воспринятой информации, ее перевода в долгосрочную память. Существует так же ряд внешних приемов, которые повышают эффективность слушания.
 
ТЕМА 6. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
1 Специфика педагогического общения
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"